Слайд 1Информационные технологии
в преподавании
математики
Слайд 2Наступил новый век, и уже нет сомнения, что он будет веком
информации и научных знаний. Очевидно, что учитель, который использует на уроках новые технологии, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим в рамках обычной, “меловой технологии”. Поэтому современное представление о качественном образовании включает в себя свободное владение информационными технологиями.
Слайд 3В настоящее время существуют различные формы использования икт, но наиболее простой
из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:
Слайд 4 возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы.
ещё
одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;
большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.
Слайд 5 оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих
использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).
Слайд 6Приведём в качестве примеров виды деятельности на различных этапах обучения, опробованные
нами на практике:
Этап усвоения новых знаний
Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам,
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Слайд 7Определение квадратного уравнения.
Квадратным уравнением называется уравнение вида ах²+вх+с=0, где х –
переменная, а,в,с – некоторые числа, причем а≠0.
Числа а, в, с – коэффициенты квадратного уравнения. Число а – первый коэффициент, в – второй коэффициент, с – свободный член.
Если в квадратном уравнении ах²+вх+с=0 хотя бы один из коэффициентов в или с равен нулю, то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением.
Квадратное уравнение, в котором коэффициент а=1 называется приведенным квадратным уравнением.
Слайд 8
Уравнение не имеет
действительных
корней
D0
D=0
Слайд 9Теорема
Пифагора
О ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер
Витрувий, греческий писатель-моралист Плутарх, математик 5 века Прокл и другие. Легенда о том, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву быка или, как рассказывали другие, сто быков, послужила поводом для рассказов писателей и стихов поэтов.
Слайд 10Долгое время считали, что до Пифагора эта теорема не была известна.
В настоящее время установлено, что эта величайшая теорема встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора.
О том, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 есть прямоугольный, знали за 2000 лет до н.э. египтяне, которые, вероятно, пользовались этим отношением для определения прямых углов при построении зданий. На протяжении веков были даны многочисленные доказательства теоремы Пифагора, их существует более 150.
a
b
c
Слайд 11Этап проверки понимания
и закрепления учащимися новых
знаний и
способов
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и математики В своей практике применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.
Слайд 12Также применяю обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных
учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране.
Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь
Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающих программ.
Слайд 13
18
Назовите и запишите делители числа 18
1
2
3
6
9
18
Слайд 14
4
5
9
13
14
17
21
27
А как называются оставшиеся числа?
Какие из чисел простые?
Слайд 15Решим устно несколько задач по готовым чертежам.
З а д а ч а №1
Р е ш е н и е
Δ АВС –
прямоугольный с гипотенузой АВ,
по теореме Пифагора: АВ2 = АС2 + ВС2,
АВ2 = 82 + 62,
АВ2 = 64 + 36,
АВ2 = 100,
АВ = 10.
О т в е т:
АВ = 10
Слайд 16З а д а ч а №2
Р е ш е н и е
Δ DCE – прямоугольный с гипотенузой DE
по теореме Пифагора:
DE2 = DС2 + CE2,
DC2 = DE2 – CE2,
DC2 = 52 – 32,
DC2 = 25 – 9,
DC2 = 16,
DC = 4.
О т в е т:
DC = 4
Слайд 17Этап всесторонней проверки ЗУН
При организации контроля знаний, умений и навыков
учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков. Результаты тестирования программа заносит в ведомость для последующего анализа и проведения коррекции знаний учителем .
Слайд 18Тест «Сложение и вычитание
дробей с разными знаменателями»
Слайд 20Проектная деятельность учащихся
К урокам обобщения и систематизации знаний и способов
деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.
Слайд 21ГАУСС (Gaub) Карл Фридрих (1777-1855), немецкий математик, иностранный член-корреспондент (1802) и
иностранный почетный член (1824) Петербургской АН. Для творчества Гаусса характерна органическая связь между теоретической и прикладной математикой, широта проблематики. Труды Гаусса оказали большое влияние на развитие алгебры (доказательство основной теоремы алгебры), теории чисел (квадратичные вычеты), дифференциальной геометрии (внутренняя геометрия поверхностей), математической физики (принцип Гаусса), теории электричества и магнетизма, геодезии (разработка метода наименьших квадратов) и многих разделов астрономии.
ГАУСС
Слайд 22Архимед
АРХИМЕД (около 287 до н.э., Сиракузы, Сицилия — 212 до н.э.,
там же), древнегреческий ученый, математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел. В основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Архимеду принадлежит множество технических изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины), завоевавших ему необычайную популярность среди современников.
Слайд 23Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде,
не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее улучшить образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.