Слайд 1Филиал МОУ Цнинская СОШ №2 в с. Бокино Тамбовского района
Из
опыта работы учителя математики
Пачиной
Ирины Николаевны
Слайд 2
Методическая проблема
«Формирование познавательного интереса к учению
как способ развития креативных
способностей личности».
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое
силой принуждения, убивает в ученике охоту к
овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить.»
К.Д.Ушинский
Слайд 3Цель: Предоставление возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал,
для самореализации.
Задачи:
Организовать процесс активной познавательной и созидательной деятельности учащихся;
Сформировать основные приемы умственной деятельности : анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение;
Научить учащихся самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение изученных фактов;
Привить учащимся умение творчески применять знания в новых ситуациях.
Слайд 4
Методы исследования познавательных интересов
Анкетирование
Сочинения
Интервью
Лабораторный эксперимент
Наблюдение
Объект исследования:
процесс формирования познавательного интереса школьников к
учению на уроках математики.
Слайд 5Гипотеза:
Если я буду создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно
и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, развития креативных способностей личности и, следовательно, качественному росту результатов обучения?
«Обучение – это ремесло, использующее
бесчисленное количество маленьких
трюков». Д. Пойа
Слайд 6Определение мотива изучения математики школьниками.
Влияние мотива на эффективность обучения
Слайд 7Источники познавательных интересов
Содержание учебного материала (новизна, практическая значимость, историзм, современные достижения
науки)
Организация познавательной деятельности, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении (проблемное обучение, практические работы исследовательского характера, творческие работы, специальные приемы учителя: наглядность, занимательность, ситуация выбора, эффект ошибки и др.)
«Предмет математики столь серьезен, что ни следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.» Б. Паскаль
Слайд 10Направления самостоятельной деятельности:
умение самостоятельно приобретать необходимые знания;
умение пользоваться учебной и
справочной литературой, интернет-ресурсами;
наличие навыков самообразования.
Слайд 11проектные работы («Метод координат» Волошина К., 9 кл; «Степень с натуральными
показателями» Трофимов В., 7 кл; «Квадратичная функция и ее свойства» Савельев С., 8 кл; «Вписанные углы» Зарапин А., 8 кл; «Решение квадратных уравнений» Пашин К., 8 кл; «Длина окружности» Волошина Н., 8 кл.)
исследовательские работы ( «Свойства функций» 9 кл.;
« Движение» 9 кл.)
рефераты («Жизнь и деятельность С.В.Ковалевской» Илясова А., 7 кл; «Математика и Н.И.Лобачевский» Москвинова К., 9 кл.; «Женщины-математики» Волошина Н., 8 кл.)
выступления («Призма» Попов И., 9 кл; «Возникновение математики в древности» Сулимова А., 5 кл.; «История системы мер» Ивлиева Д., 5 кл.; «Происхождение единицы измерения углов» Мамеева Ю., 9 кл.)
презентации ( «Многоугольники» 8 кл.; «Линейная функция»
7 кл.; «Натуральные числа» 5 кл.; «О вреде курения –
языком математики» 6,7 кл.; «Квадратные корни»
8 кл.; «Умножение десятичных дробей» 6 кл.)
Слайд 12 Огромное влияние на развитие и формирование
интересов оказывает облик учителя, глубина и широта его познаний, умение эмоционально излагать материал, способность увлечь ребят своим рассказом. Отношения, складывающиеся на уроке, должны создавать благоприятный микроклимат и воздействовать на протекание учебной деятельности школьника. Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы, которые расширяются и углубляются в процессе обучения.
«Приучи его к тому, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.»
А. Дистервег
Слайд 13Сравнительная номограмма психологической подсистемы учитель-ученик за последние 3 года.
Слайд 14Итоговые показатели эффективности уроков математики
Слайд 16Уровень обученности и качество знаний учащихся в % за последние 3
года
Средний процент качества знаний учащихся за последние 3 года – 39%
Слайд 17
Динамика достижений учащихся за 3 последних года
Скажи мне – и я
забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
Слайд 18Курсы повышения квалификации
Интернет технологии для учителя- предметника.
Intel «Обучение для будущего».
Компетентностный подход
в обучении математики.
Призвание учителя, в первую очередь состоит в том, чтобы заинтересовать ребят своим предметом, дать
толчок к развитию творческих способностей
школьников, создать условия для их личностного
развития, нравственного взросления,
мировоззренческого становления, т.е воспитать
Человека средствами своего предмета – ее
Величества Математики.
Слайд 19Выступления
«Пути формирования познавательной активности и привитие интереса к предмету учащихся »
(из опыта работы, МО учителей математики, январь 2007г.)
«Проблемное обучение на уроках математики» (из опыта работы, педсовет, март 2007 г.)
«Теория и практика конструирования тестов» (МО учителей математики, январь 2008 г.)
«Информационные технологии на уроках геометрии» (из опыта работы, педсовет, март 2008 г.)
«Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.» (МО учителей математики, ноябрь 2008 г .)
«Проектно-исследовательская деятельность – как способ повышения мотивации учащихся» (педсовет, март 2008 г.)
«Осуществление процесса передачи новых знаний с использованием интерактивных форм и методов обучения на уроках геометрии» (педсовет, ноябрь, 2009 г. )
Слайд 20Открытые уроки
«Решение задач по теме: «Проценты» 6 кл., 23.03.2007г.
«Теорема Пифагора»
8 кл., 15.12.2007 г.
«Сумма углов треугольника» 7 кл., 17.03.2008 г.
«Решение задач с помощью систем уравнений 2-ой степени» 9 кл., 08.12.2008 г.
«Площади многоугольников» 9 кл., 19.03.2009 г.
«Натуральные числа» 5 кл., 12.09.2009 г.
Слайд 21Разработанные методические материалы
Слайд 22Тема по самообразованию классного руководителя:
«Формирование активной жизненной позиции, развитие чувства
долга, ответственности, порядочности".
Слайд 23Уровень воспитанности учащихся за последние 3 года.
2006-2007 учебный год- классное руководство
в 7 классе.
2007-2008 учебный год- классное руководство в 8 классе.
2008-2009 учебный год- классное руководство в 9 классе.
Слайд 24Уровень сплоченности коллектива учащихся 7 класса.
(Кл.рук.Пачина И,Н.)
(8кл – кл.рук. Пачина И.Н.)
График воспитанности учащихся 7-9 классов
Бокинской сош 2007-2008 учебный год. (начало года)
Слайд 29Данные о самоопределении выпускников 9 класса
Слайд 30Диагностическая карта учебного кабинета №8, математики
Слайд 31РЕЗУЛЬТАТ:
интерес к занятиям, к изучаемому материалу ;
стремление больше узнать;
радость от
совместной работы и чувство успеха;
активный поиск и самостоятельное добывание новых знаний:
настойчивое преодоление трудностей
Слайд 32Авторские программы
Программы элективных курсов:
«Красота и гармония геометрических фигур» 8-9 кл,
«Симметрия вокруг нас» 8-9 кл,
«Самый простой способ решения непростых неравенств» 9 кл,
«Математика-метод познания окружающего мира» 9 кл,
«Выбор профессии» 9 кл.
Программу математического кружка «Занимательная математика» 5 кл.