Слайд 1Практический материал
« Формирование логических приемов в решении творческих задач как условия
развития креативности мышления»
Котова Людмила Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ « СОШ» №2
Слайд 2Логические упражнения
Развивают умения последовательно мыслить,
обобщать изображенные предметы по
признакам или находить отличия.
Сравнение
фигур
Нахождение ошибки или лишней фигуры
Продолжение ряда по закономерности
Поиск недостающих в рядах фигур и. т. д.
При их решении наиболее полно проявляются приемы
умственной деятельности: сравнение, обобщение,
абстрагирование. Ребенок учится логически рассуждать,
тренирует зрительное восприятие.
Слайд 3Нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигур или предметов
Из каких геометрических
фигур составлены картинки?
Чем отличается одна от другой?
В изображение картинки входят ломаные линии, отрезки, круги, треугольники,
прямоугольники, овалы. Дети находят сходство и различие
Слайд 4На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти лишний предмет (фигуру, число,
пример и. т. д.), аргументируя свой ответ.
Рассмотрите внимательно фигуры
Какая фигура лишняя и почему?
Слайд 5Продолжить ряд изображений
На основе сравнения выявить закономерности в расположении предметов, вместо
знака вопроса поместить нужную фигуру.
Слайд 6
Найдите закономерность и нарисуйте следующие 6 бусинок.
Слайд 7Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют логические упражнения на поиск
недостающих в ряду фигур
Выбери правильный ответ
Ответ: 5
Ответ обосновать, указывая признаки подобранной фигуры
Слайд 9Выполняя следующие задания, ребенок учится логически рассуждать, тренирует зрительное восприятие, развивает
способность сравнивать, обобщать, классифицировать.
Занимательные треугольники.
Поставьте нужное число вместо знака вопроса.
Ответ: число 5. Внимательно рассмотрев треугольники, увидели, что в
предыдущих примерах нижнее число является полусуммой двух верхних
чисел.
Слайд 10
Четырьмя прямыми линиями разделите прямоугольник на 10 частей так, чтобы
в каждой части было по 1 кружку.
Методом проб и ошибок находим верный ответ
Слайд 11Логические задачи
Работа над логической задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка.
Стимулируется развитие познавательных способностей, сообразительности, любознательности.
Развиваются мышление, память, воображение, совершенствуется умственная деятельность, включающая в себя поведение различных операций в их единстве.
Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у ребенка появляется умение правильно его распределять.
Слайд 12
Сколько есть способов разместить по-разному три игрушки?
Ответ: Есть 6
способов решения
З – Б – Ч Б – Ч – З Ч – Б – З
З – Ч – Б Б – З – Ч Ч – З – Б
Слайд 13
Задача
Ответ: 7-4=3 кг. Это половина съеденного меда.
Следовательно, в
бочонке было 6 кг. меда.
Слайд 14 Задачи - смекалки
Решая эти задачи, дети сами
могут проверить и развить пространственное представление, сообразительность; они учатся анализировать, сравнивать, обобщать, тренируют произвольное внимание, память, логическое мышление без математических вычислений.
Слайд 15
С сказке «Красная Шапочка» две матери, две дочери да бабушка
с внучкой, a всего трое. Как же так? Объясните.
Ответ: Изобразим схематично
Слайд 16 Задачи - шутки
« Включить» воображение помогают задачи
– шутки, которые не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но и служат прекрасным средством воспитания. Они содержат жизненную ситуацию, и дети учатся строить образ, свободно фантазировать, направлять свои фантазии, творческие возможности на решение разных задач.
Слайд 17
Что случилось в Москве 30 февраля 2009 года?
(В феврале не бывает 30 числа)
Горело 9 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось?
(Осталось 2 свечи, которые погасли. Семь других
свечей сгорели.)
Слайд 18Полезные и интересные логико – математические упражнения
Загадки
Логические игры
Задачи – игры со
счетными палочками
Слайд 20 Словесные тесты
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
Река (
берег, рыба, тина, рыболов, вода)
Триады
Слова разбить на 13 групп по 3 слова в каждой, т. е. на
триады. Можно записывать порядковыми номерами
( 1–7-22)
Слайд 22 Анаграммы
Решите анаграммы, зная, что все
слова относятся к учёбе
САЛКС КЛАСС
ЧНКУЕИ УЧЕНИК
ИКАГН КНИГА
Слайд 23 Числовые тесты
-Продолжение ряда
-Пропущенные числа
-Числовые ребусы
Слайд 24 Решение задач
Задачи о переправе
Задачи со сказочным сюжетом
Слайд 25Уровень развития мыслительной деятельности учащихся