Слайд 1
Формирование ключевых компетенций на уроках математики в условиях внедрения ФГОСТ.
Учитель математики филиала
МБОУ «Стрелецкая СОШ»
в с. Красная Криуша
Кречетова Ирина Николаевна
«Математике должны учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».
И.Л. Лобачевский
Слайд 2
Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на
его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики стали:
Достижение социальной компетентности обучающихся.
Гарантия прав граждан на качественное образование.
Формирование ключевых (базовых) компетенций.
Обеспечение компьютерной грамотности.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.
Слайд 3 Впервые идея формирования ключевых компетенций в учебном процессе была
выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования
Слайд 4 Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций.
Перечень
ключевых компетенций, который приводится ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:
социальная;
коммуникативная;
технологическая;
рефлексивная;
информационная
Слайд 5
Каковы же условия, необходимые для овладения ключевыми компетенциями?
Прежде всего, ориентация учебного
процесса должна идти на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
Это можно добиться за счет увеличения доли самостоятельных работ творческого и поискового, исследовательского и экспериментального характера.
Создание условий для приобретения опыта и достижения цели
Усиление практической направленности преподавания предмета
Применение таких технологий преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников ( проектная методика, реферативный подход, рефлексия, дифференцированное обучение и др.)
Слайд 6
Для формирования ключевых образовательных компетенций использую такие средства, формы
и приемы обучения, как:
- интерактивные технологии
-метод сотрудничества
-методики проектирования
- использование ИКТ
- деятельностный подход
- работа по алгоритму и др
Слайд 7
Современные психолого-педагогические исследования показали, что ученик на уроке воспринимает
только 20% материала, изложенного учителем в традиционной форме. Как же организовать работу класса, каждого ученика, чтобы урок был эффективным?
Слайд 8
На помощь приходят интерактивные технологии обучения, которые можно использовать в своей
работе. Важнейший принцип этой технологии заключается в том, что меняется роль ученика и учителя в процессе обучения.
Работая по данной технологии есть определенные правила применения интерактивной формы обучения:
- Организуется работа каждого ученика на каждом уроке
-Работа должна предлагаться разноуровневая, с учетом возможностей каждого ученика
- Учитель является организатором процесса работы в классе и корректирует полученные результаты
- Самостоятельная деятельность учащихся
- Обязательно оценивается работа каждого ученика на уроке( по возможности необходимо использовать принцип заинтересованности в положительной оценке и доступности оценки для каждого)
- Работа должна быть разнообразной
- Обязательно должны быть предложены правила игры(правила, порядок, алгоритм
- У каждого ученика дожжен быть выбор
- Доступность в обучении для одних и сложные проблемы для других
- Каждый урок должен заканчиваться наглядной работой. В памяти ребенка должен остаться зрительный образ урока.
- На уроке обязательно каждый ребенок должен высказаться по теме урока
Слайд 9
Методика «Обучение в сотрудничестве»,
называемая еще обучением в малых
группах, используется в педагогике достаточно давно
Слайд 10 Методика «Учимся вместе». Формируется группа по 3-5 человек с
однородными по степени обученности детьми. Более мотивированные учащиеся обучают менее мотивированных. В результате такой совместной работы «Сильные» учащиеся проверяют качество усвоения у «Слабых», так как спросить могут любого. «Слабый» ученик, не желая подвести товарищей, готовит изучаемый материал с особой тщательностью
Слайд 11 Методика «Ажурная пила». Общая цель достигается в результате работы
каждой группы (последовательно).Каждая группа решает свою задачу, которую им необходимо объяснить другим. Этот вариант предполагает работу консультантов или экспертов
Слайд 12 Методика «Обучение в команде». Эта методика осуществима в результате работы
каждого члена группы. Такой вариант применим в том случае, когда задания большие, а времени мало. Каждый ученик получает задание по его возможностям и способен оценить собственный вклад в общее дело
Слайд 13
Методика «Работа по алгоритму».
На начальных
этапах обучения алгоритм должен быть очень четко задан учителем. Затем, когда навык работы по плану (алгоритму) сформирован, можно предлагать учащимся модернизировать алгоритм в зависимости от ситуации. Наконец, на следующем этапе учащиеся могут сами попробовать составить алгоритм для выполнения определенных заданий
Слайд 14 Алгоритм проектной деятельности на уроке:
1. Сформулируйте цель
деятельности на уроке;
2. Обсудите с товарищами суть проблемы. Будьте внимательны к мнению всех членов группы;
3. Определите роль деятельности и что для этого необходимо;
4. Распределите задание между собой и обозначьте отведенное время;
5. Оставьте немного времени на подготовку к презентации проекта(распределите роли, определите очередность выступления)
6. Не забудьте, что для успешной работы вы должны быть единой командой. Помогайте друг другу.
7. С уважением относитесь к другим группам, слушайте их выступление внимательно;
8. Оцените работу других групп в соответствии в с разработанными критериями
Слайд 15 Технология урока на основе деятельностного подхода к обучению включает следующие
этапы:
1. Самоопределение ученика к деятельности(организационный момент)
2. Актуализация знаний и создание ситуации затруднения в индивидуальной учебной деятельности
3. Постановка учебной задачи
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Первичное закрепление во внешней речи
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7. Включение в систему знаний и повторение
8. Рефлексия учебной деятельности(итог)
Слайд 16
Одним из реальных современных средств интенсификации
процесса обучения математике является использование ИКТ и компьютерных программ. Использование компьютерных программ способствуют формированию познавательной компетенции в области математики и обеспечивает:
-управляемость процессом формирования навыков за счет пошаговой обратной связи и мгновенного сообщения каждому ученику;
- разнообразие условий тренировки, что выражается в вариации объема, порядка и условий предъявления материала;
-возможность многократного выполнения строгой последовательности операций всеми школьниками;
- осуществление предметных действий с материалом на экране компьютера;
-улучшение условий для запоминания каждым учащимся благодаря использованию разных видов наглядности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что способствует более быстрому продвижению каждого;
-повышение мотивации к изучению математики, достигаемой за счет испытываемого удовольствия от работы на компьютере, воссоздания обстановки деятельности, поощрения результатов, оказания компьютерной помощи в любой момент учебного процесса;
-организацию самостоятельной работы учащихся, которая выполняется под руководством учителя на основании учебных учебных задач, представленных в определенных ситуациях в форме компьютерных упражнений;
-условия для контроля и оценки сформированности навыков у каждого учащегося;
-формирование у ученика умений самоконтроля и самооценки
Слайд 17
Работа с программой « Живая геометрия».
Особенности:
1.возможность непрерывного изменения геометрических объектов с
сохранением математических соотношений между ними.
2.возможность моделировать различные математические ситуации, анализировать и делать “ открытие” на основании собственных опытов.
3.Возможность выполнения заданий в группе.
4. Возможная мновариантность решения конкретной задачи.
5.Необходимость доказать правильность данного решения
Формирует ключевые компетенции:
1. Критическое мышление, способность к анализу.
2.Умение анализировать, оценивать результаты работы.
3.Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.
4.Ответственность за принятое решение.
5.Самопрезентация.
Слайд 18Тематические презентации.
Особенности:
1.наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-фильма.
2.сосетание устного лекционного
материала с демонстрацией слайд-фильмов
Формирует ключевые компетенции:
1.Способность быстрого восприятия учебного материала.
2.Развитие визуального внимания.
Слайд 19Решение задач.
Особенности:
1.Постановка учебной задачи
2.Анализ достаточности имеющихся знаний, самостоятельный поиск недостающей информации.
3.Необходимость
выбора оптимального способа выполнения работы, принятия решения.
4.Обмен мнениями в группах, дискуссия.
5.Самостоятельное выполнение работы.
6.Анализ успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.
Формирует ключевые компетенции:
1.Самостоятельность, способность к самообразованию.
2.Умение планировать работу по выполнению задания.
3.Умение анализировать, оценивать результаты работы.
4. Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.
5.Ответственность за принятое решение.
6.Самопрезентация.
Слайд 20Тестирование.
Особенности:
1. работа с конструктором тестов.
2. ограничение во времени.
Формирует ключевые компетенции:
1. ответственность
за принятое решение.
2.умение планировать работу по выполнению задания.
Слайд 21Творческая работа учащихся.
Особенности:
1.моделирование и исследование геометрических объектов.
2.автоматизация графических работ.
3.создание презентаций.
Формирует ключевые
компетенции:
1. развитие пространственного воображения.
2. формирование информационной культуры.
3. Развитие творческого мышления школьников
Слайд 22 Еще одна наиболее важная форма работы в рамках информационных технологий –
это Интернет-урок:
виртуальной школе юного математика http://www.math.md/school/indexr.html
интерактивный учебник математики (для учащихся 5, 6 классов) . в режиме on-line http://www.matematika-na.ru
Использование информационных технологий на интегрированных уроках хорошо комбинируется с методом проектов.
Слайд 23
Формирование ключевых компетенций обучающихся создает в
школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.
Ключевые компетенции, которые формируются на уроках математики, применяются ими в других областях, т.к. математика - это та база, без которой нельзя изучить ни одну из точных наук.