Слайд 1Дидактическая игра, как средство познавательной активности учащихся
МОУ СОШ №127
Автозаводского района
г.Нижнего Новгорода
Козашвили
Ирины
Ивановны
Слайд 2Козашвили
Ирина Ивановна
учитель математики
высшей категории
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Автозаводского района г.Нижнего
Новгорода №127
Слайд 3«Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет
настоящим математиком»
К. Вейерштрасс.
Слайд 4«Наша новая школа»
Развитие познавательной активности учащихся
Творческое отношение к делу
Стремление к
самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применение их в своей практической деятельности.
Слайд 5Два пути активизации познавательной деятельности:
Цель одна: воспитание личности образованной,
высоконравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию и т.д.
экстенсивный
интенсивный
Слайд 6Дидактическая игра
Возбуждает интерес ученика к знаниям и самому процессу познания
Стимулирует
потребность к самообразованию
Слайд 7Слова Остроградского
«… скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно;
она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам…»
Слайд 8Н.И. Лобачевский
«… Чтобы уметь победить леность и рассеянность детского возраста… достигает
в совершенстве способ взаимного обучения, который разнообразием своим предохраняет детей от скуки»
Слайд 9Дидактическая игра поможет
Учиться с увлечением
Преодолеть скуку на уроках
Развивать познавательную
активность
Слайд 10Дидактическая игра должна отражать
• Дидактические игры должны отражать основное содержание
учебного предмета, способствовать приобретению и отработке учащимися теоретических знаний, практических умений и навыков;
• Игры должны развивать мыслительную деятельность, иметь проблемную направленность, основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
• В игре должен быть обязательным элемент соревнования между командами или отдельными участниками; учет и контроль результатов соревнования должен быть открытым, ясным, объективным и справедливым.
Слайд 11Характерные особенности игры
1. Игра свободна.
2. Игра -
выходит за рамки обыденности и дополняет жизнь.
3. Игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью.
4. Игра начинается и в определённый момент заканчивается.
5. Игра протекает внутри своего игрового пространства.
Слайд 126. Внутри игрового пространства игры царит собственный порядок.
7. В игре
существует элемент напряжения (неуверенность, шанс, возможность).
8. В игре необходимо действовать по правилам, их отсутствие разрушает «здание» игры.
9. Игра обособленна и исключительна.
10. Игра предполагает «переодевание».
Слайд 13Слова Макаренко
«В каждой хорошей игре есть, прежде всего, усилие мысли.
Она приучает ребенка к физическим и психологическим усилиям» , при этом игра должна приносить радость творчества, победы.
Слайд 14Виды игр
Деловая игра
Ролевая игра
Игровые формы урока
Игровые ситуации
Слайд 15Деловая игра
знакомство с реальной ситуацией;
построение ее имитационной модели;
постановка главной задачи командам
(бригадам, группам), уточнение их роли в игре;
создание игровой проблемной ситуации;
вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;
разрешение проблемы;
обсуждение и проверка полученных результатов;
коррекция;
реализация принятого решения;
анализ итогов работы (рефлексия);
оценка результатов работы.
Слайд 17Математическое путешествие по Волге.
Слайд 18Ответь на вопросы:
Как называется равенство, содержащее переменную?
Как называется число, обращающее
уравнение в верное равенство?
Как называются уравнения, имеющие одни и те же решения?
Может ли уравнение вида ах = с иметь бесконечно много решений?
Может ли уравнение вида не иметь корней?
Как называется уравнение вида , где
а,в,с – некоторые числа, причем а ≠ 0?
Как называется квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов в или с равен 0?
Как найти расстояние, зная скорость и время?
Как перевести минуты в часы?
Я Р О С Л А В Л Ь
Слайд 23Решите задачу:
Путь по Волге от Нижнего Новгорода до Казани на 80
км длиннее, чем по шоссе. Две туристические группы собрались на экскурсию в Казань. Первая группа отправилась на теплоходе, чтобы полюбоваться красивейшими пейзажами волжских берегов, а вторая группа – на автобусе. Чтобы попасть в Казань одновременно, любители речных прогулок выехали на 3 часа раньше. Найти длину Волги на участке от Нижнего Новгорода до Казани, если скорость теплохода 60 км/ч, а скорость автобуса 80 км/ч.
Слайд 26 Итоги урока.
Закрепили навыки решения неполных
квадратных уравнений;
Повторили схему решения задач на движение;
Узнали много нового о волжских городах и ученых-математиках, живших в этих городах.
Слайд 27Ролевая игра
1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
2) ситуационные, связанные
с решением какой-либо узкой
конкретной проблемы - игровой ситуации;
3) условные, посвященные разрешению, например, учебных
или производственных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т. д.
Слайд 28Я точка – невидимка!
В том суть моя –
В воображении дана лишь
я!
Представишь ты себе меня – Я вот!
И без меня ничто здесь не пройдет!
Точка
Слайд 29Прямая линия! Я чту
Характер твой,
Тобой я измеряю
Полет межзвездных кораблей,
Изгибы рек среди
полей
Упрямо выпрямляю в метры.
Прямая
Слайд 30Вам стишок читаю новый,
Кто запомнит – молодец!
У отрезочка любого
Есть начало и
Слайд 32Жила – была прямая,
Была она как мама
Для множества точек,
Славных маленьких дочек.
Слайд 33Но была у прямой проблема,
Которая не давала поспать:
Как она ни начинала,
Никак
дочек не могла сосчитать.
Слайд 34Начать бы с конца, но где он?
Начать бы с начала, но
нет …
Нет ни конца, ни начала,
Так как же найти ответ?
Слайд 35- Ну, а давай с середины.
- А смысл-то в этом есть?
Ну,
посчитаем до 1000.
Конца этим тысячам нет!
Слайд 36Не день, не два и не месяц
Прямая в сомненьях была.
Потом, устав
от волнений,
Решение все же нашла.
Слайд 37Выделила одну дочку
Из множества точек
И получила три сына,
Любимых, красивых и милых.
Слайд 38Имена трех сыновей
А ну-ка назови скорей?
Слайд 39Копилка дидактических игр
Кто быстрее
Тема «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами»
Каждый
школьник заготавливает табличку:
Слайд 40А так же другие игры
Числовой фейерверк Тема «Арифметические действия с обыкновенными
дробями»
Математические ребусы Тема «Решение линейных уравнений»
Математический феномен Тема «Раскрытие скобок и заключение в скобки»
Молчанка
Архитектор Тема «Задачи на построение»
Слайд 41
Покормите рыбок Тема «Сложение и вычитание целых чисел»
Кто быстрее сядет
в ракету Тема «Решение квадратных уравнений»
Цепочка Тема «Решение квадратных уравнений»
Счет-дополнение
Торопись, да не ошибись
Не зевай
Составь слово
Слайд 42Проект игры «ДОМ»
Цели:
Создание различных ситуаций, которые способствуют повышению мотивации, улучшению
эмоционального фона урока, как для учителя, так и для учащихся, а также конфликтности и напряженности при изучении материала, то есть должны быть представлены ожидаемые результаты, оценить которые возможно только на заключительном этапе игры.
Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования.
Слайд 43Задачи
Создать не один игровой урок, а ввести игровой проект на весь
учебный год.
Ввести метод укрупнения дидактических единиц, постепенно объединяя темы.
Слайд 44Цель игры: на основе материала, изученного в начальной школе и 5
классе, выстроить в определенной последовательности основные свойства и законы целых чисел, дробей, пропорции. Выработать навыки применения полученных знаний для решения различных задач и уравнений. Продолжить работу над изучением геометрического материала.
Функция игры: изучение данной темы, выявление взаимосвязей этой темы с последующими, планирование решения всевозможных задач. Анализ своих возможностей и реальное их оценивание.
Суть игры: изучать следует то, что необходимо для решения задач сегодня, а главное - завтра.
Слайд 45Особенности распределения тем к проекту игры «ДОМ»
Знания 5 класса позволяют выявить
признаки делимости чисел. Делимость позволяет дать определение НОД и НОК. Умение находить НОД и НОК позволяют определить основное свойство дроби, а также приводить дроби к наименьшему общему знаменателю и т. д.
Недостаток знаний о числах требует расширения его диапазона, то есть введения понятий о рациональных числах.
Знание арифметических действий позволяет работать с отрицательными и положительными числами. Стрелка обозначает взаимные действия между положительными и отрицательными числами.
Слайд 46Отдельным блоком идет геометрический материал (координатная плоскость, окружность и ее длина,
круг и его площадь, шар, || и X прямые, столбчатые диаграммы). Работа продолжается в тетрадях за предыдущий год.
На плакате обозначены контуры дворца. Этот плакат каждый урок находится перед глазами учащихся. Постепенно, по ходу изучения учебного материала, к контурам прикрепляются части дворца с подписанными на них темами.