Слайд 2Александр Фёдорович Малинин (29 января 1835 — 24 февраля 1888) — известный русский
педагог.
Слайд 3 Александр Фёдорович сын штатного смотрителя 3-го московского уездного училища. Родился в
здании этого училища и здесь же получил первоначальное образование. Кроме него в семье было ещё три брата и две сестры.
Затем обучался во 2-й Московской гимназии, но по смерти отца был переведен пансионером в 1-ю Московскую гимназию, где и окончил курс с золотой медалью (1850 г.).
Слайд 4В гимназии Малинин особенно успешно занимался древними языками и потому собирался
посвятить себя филологическим занятиям, но под влиянием профессора Перевощикова, поступил на физико-математический факультет Московского университета, на котором в 1854 г. окончил курс и был награждён золотой медалью за лучшее сочинение на предложенную факультетом тему. Стремление к филологическим занятиям осталось у Александра Федоровича на всю остальную жизнь и не дало ему сделаться односторонним специалистом. Он всегда интересовался преподаванием классических языков, в совершенстве знал грамматику родного языка и следил за всеми явлениями в этой области.
Слайд 5 Педагогическую деятельность Малинин начал учителем математики и физики в Тверской гимназии,
а затем в течение 14 лет (1856—1870 гг.) занимал ту же должность в 4-й Московской гимназии. Здесь он скоро приобрёл вполне заслуженную известность лучшего преподавателя по своей специальности и преподавал в разных учебных заведениях (в 1-й Московской Военной гимназии, Межевом институте и проч.) и в частных домах.
После четырнадцатилетней службы в 4-й Московской гимназии А. Ф. Малинин был назначен директором Тульской гимназии (1870 г.), но уже через два года возвратился в Москву, чтобы принять на себя основание и ведение Московского учительского института, директором которого он и состоял в течение 16 лет до своей внезапной кончины.
Слайд 6 В решении учебно-воспитательных вопросов Малинин руководствовался коллегиальным принципом. Это непосредственно вытекало
из его сердечного и чуткого отношения к преподавателям, терпимого отношения к чужим взглядам. Малинин хорошо понимал, что от педагогического такта преподавателя зависит и хорошая дисциплина, и успех в воспитании и обучении. Он сам обладал этим тактом и стремился прививать его преподавателям института.
Учительскому институту Малинин посвятил себя в пору полного расцвета своих сил, приобретя предыдущей деятельностью необходимый в таком серьёзном деле педагогический опыт. Учительский Институт обязан Александру Фёдоровичу не только своим устройством, но и направлением всей своей деятельности. Под его руководством Институт дал более 300 учителей для городских училищ.
Слайд 7 Похоронен А. Ф. Малинин был на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве.
Я.
И. Вейнберг в прощальной речи говорил о А. Ф. Малинине:
«Нравственная связь, соединявшая воспитанников института с уважаемым и любимым директором не прерывалась и по выходу из заведения. Редкий из бывших воспитанников не просил советов и указаний у Александра Фёдоровича и никому от него не было отказа. Воспитанники Учительского Института … сознавали, что земля скроет от них человека, искренне желавшего им добра; они чувствовали, что лишаются в нем не только начальника, но и друга, который с любовью следил и за институтской их жизнью, и за судьбой их вне заведения.»
Другой преподаватель, К. А. Козьмин отмечал, что «он имел то, что было согласно с истыми, основными началами нашего русского духа».
Слайд 8 По отношению к общей постановке учебного дела в России, учебно-литературная деятельность
Малинина представляется чуть ли не самой важной и благотворной. Как выдающегося преподавателя и, впоследствии, как директора учительского института, А. Ф. Малинина знала одна Москва и Московский учебный округ, а как автора популярных учебников и руководств, можно без преувеличения сказать, знала вся грамотная Россия.
Когда Малинин начинал свою литературную деятельность (1860-е годы), в учебном деле совершался коренной переворот: от сухого догматического преподавания начинали переходить к более живому и приноровлённому к пониманию учащимися изложению.
Слайд 9 Что касается математики, прежде ограничивались изложением только теории, не всегда во
всей своей строгости доступной учащимся, теперь же начали обращать внимание на разъяснение теории и самой по себе, и в приложении к решению различных вопросов.
При этом, как и во всяком новом деле, не обошлось без преувеличений и ошибок: на место научных разъяснений часто ставили произвольные личные толкования, придумывали особые способы преподавания и задерживали учащихся на разъяснении вопросов, которые по существу своему разъяснению не подлежали. Значительная доля в этом перевороте принадлежит Александру Федоровичу; но он сумел избежать большей части перечисленных ошибок и увлечений.
Слайд 10 Учебно-литературную деятельность Александр Фёдорович начал «Руководством Тригонометрии», за ним следовали «Руководство
Арифметики» и «Собрание арифметических задач», составленная в сотрудничестве с К. П. Бурениным, а затем постепенно появились книги А. Ф. Малинина почти по всем отраслям физико-математических наук, преподающихся в гимназиях и других учебных заведениях.
Всего Малинин, один и в сотрудничестве с другими лицами (в том числе Ф. И. Егоровым) — составил 15 учебных книг, из которых «Физика для гимназий» была премирована Министерством Народного Просвещения.
Слайд 11 Отличительная особенность книг А. Ф. Малинина — соединение учебника со специально
и очень удачно подобранными задачами и упражнениями.
Для преподавателей его книги были важны в том отношении, что заключали в себе много практических указаний для самого ведения уроков и что многие страницы из его учебников почти непосредственно могли быть переложены в урок.
Распространение книг, составленных А. Ф. Малининым, очень скоро достигло громадных, небывалых для тех лет, размеров: например, «Собрание арифметических задач» ещё при его жизни разошлось в 18 изданиях, в числе 645 тысяч экземпляров, «Руководство арифметики» — в 15 изданиях, в числе 537 тысяч экземпляров.
Общий тираж его публикаций составил около 1.6 миллиона экземпляров.
Слайд 12 Многие книги А. Ф. Малинина пользовались успехом в течение 20 и более лет,
и распространение их с годами не уменьшалось, а скорее росло, тогда как книги других авторов, появившиеся одновременно и имевшие успех, скоро вышли из употребления.
Факт этот объясняется тем обстоятельством, что Малинин постоянно работал над своими книгами, изменял и улучшал их с каждым новым изданием, следя за всеми изменениями в направлении преподавания и в научных взглядах.
Слайд 13«Руководство прямолинейной тригонометрии» (М. : тип. Лазарев. ин-та (А. Мамонтов), 1864; 12-е
изд. — 1891);
«Собрание физических задач» (М.: бр. Салаевы, 1866; 3 изд. — 1879; впоследствии это «Собрание» стало входить в книгу «Руководство к физике»);
«Собрание арифметических задач» (М.: бр. Салаевы, 1866; 15-е изд. — 1888);
«Руководство арифметики» (М.: бр. Салаевы, 1866; 16-е изд. — 1888);
«Руководство космографии и физической географии для гимназий» (М.: бр. Салаевы, 1867; 8-е изд. — 1888);
«Руководство физики для гимназий» (М.: бр. Салаевы, 1868; 9-е изд. 1894);
«Курс физики для женских учебных заведений» (М.: бр. Салаевы, 1869; 6-е изд. 1888; 9-е изд. 1897);
«Руководство алгебры и собрание алгебраических задач» (М.; 1870; 8-е изд. 1890);
Слайд 14«Задачи для умственных вычислений» (сост. по Церингеру, М., 1871; 3-е изд.
1885);
«Курс наглядной геометрии и собрание геометрических задач для уездных училищ » (М.: бр. Салаевы, 1873; 8 изд. 1888);
«Курс математической и физической географии для женских учебных заведений» (М.: бр. Салаевы, 1874; 3-е изд. 1889);
«Начальные основания физики для городских училищ и учительских семинарий» (М., 1875; 5-е изд. 1891);
«Руководство геометрии и собрание геометрических задач для гимназий, реальных училищ и учительских институтов» (М.: бр. Салаевы, 1878; 2-е изд. 1886);
«Курс геометрии для женских учебных заведений и для учительских семинарий» (М.: насл. бр. Салаевых, 1879; 2-е изд. 1891);
«Курс алгебры и собрание алгебраических задач для женских учебных заведений» (М.: насл. бр. Салаевых, 1881).