Презентация, доклад на тему Звукопись как особый художественный приём поэтической речи Исследовательская работа по литературе .

Цель работы – найти использование звукописи в творчестве Ф.И. Тютчева для усиления фонетической выразительности речи.Задачи: 1. Изучить виды звукописи и ее функции; 2. Найти приемы звукописи в произведениях Ф.И. Тютчева.

Слайд 1Подготовила:
учащаяся 5 б класса
Кочакова Арина
Звукопись как особый художественный приём поэтической речи

Исследовательская работа по литературе
Подготовила:учащаяся 5 б классаКочакова АринаЗвукопись как особый художественный приём поэтической речи  Исследовательская работа по литературе

Слайд 2Цель работы – найти использование звукописи в творчестве Ф.И. Тютчева для усиления фонетической

выразительности речи.
Задачи:
1. Изучить виды звукописи и ее функции;
2. Найти приемы звукописи в произведениях Ф.И. Тютчева.


Цель работы – найти использование звукописи в творчестве Ф.И. Тютчева для усиления фонетической выразительности речи.Задачи:   1. Изучить

Слайд 3Звукопись - это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора

таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.) 

Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
  [л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
  Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
  Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
  Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
  С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
  С [о]- высокое, голубое, лоно:
  С [и] - близкое, низкое, стискивающее".

Звукопись - это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального

Слайд 4 Звукопись

Звукопись

Слайд 5 Аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных

В

стихотворении «Неохотно и несмело...» Ф.И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы. Аллитерация звуков Р и Г создает звуковое сопровождение грома, а звук С - ассоциацию с сиянием солнца.



Неохотно и неСмело Солнце Смотрит на поля. Чу, за тучей проГРемело, ПРинахмуРилась земля. ВетРа теплого поРывы, Дальный ГРом и дождь поРой... Зеленеющие нивы Зеленее под ГРозой. *** И Раскаты ГРомовые Всё сеРдитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло ИСподлобья на поля — И в Сиянье потонула ВСя Смятенная земля.

Аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных

Слайд 6Аллитерация

Чтобы услышать в стихах звуки природы,

автор использует аллитерацию звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звуки Ж, Ш передают шум дубравы.


Как весел ГРохот летних буРь.
Когда, взметая пРах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазуРь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набеЖит,
И вся дубрава задроЖит
Широколиственно и Шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...

Как весел грохот летних бурь ...

Аллитерация    Чтобы услышать в стихах звуки природы, автор использует аллитерацию звуков. Так, благодаря звукам

Слайд 7Звукоподражание - создание с помощью звуков и слов более конкретного представления

о том, что говорится в данном тексте.

Весенняя гроза
Люблю ГРозу в начале мая,
Когда весенний пеРвый ГРом,
Как бы Резвяся и иГРая,
ГРохочет в небе голубом.

ГРемят Раскаты молодые…
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Повторение звуков Г, Р и сочетаний ГР создает эффект гремящей и грохочущей грозы.

Звукоподражание - создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном

Слайд 8Ассонанс - повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит

для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи.


Непрерывное повторение УТ, У напоминает гул потока, БЛ, ГЛ – весенние всплески журчащих, непрерывно бегущих ручейков.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
БегУТ и бУдят сонный брег,
БегУТ и БЛещУТ и ГЛасят...
Они ГЛасят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Ассонанс - повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность

Слайд 9Ассонанс
Звуки О, А создают эффект пространства, усиливают впечатление звонкого осеннего простора,

свежести воздуха, который разносит звуки далеко по окрестностям. Появляется чувство радости и восхищения природой, красотой.

Есть в Осени первОнАчАльнОй КОрОткАя, нО дивнАя пОрА – Весь день стОит кАк бы хрустАльный, И лучезА рны вечерА…
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…

***

АссонансЗвуки О, А создают эффект пространства, усиливают впечатление звонкого осеннего простора, свежести воздуха, который разносит звуки далеко

Слайд 10 Анафора- повторение начальных согласных в словах
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил

время золотое —
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Анафора- повторение начальных согласных в

Слайд 11Эпифора- повторение конечных звуков в слов

Альпы
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Властью некой обаянны,
До восшествия Зари
Дремлют, грозны и туманны,
Словно падшие цари!..
Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец —
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
И с главы большого брата
На меньших бежит струя,
И блестит в венцах из злата
Вся воскресшая семья!..
Эпифора- повторение конечных звуков в слов         АльпыСквозь лазурный сумрак ночиАльпы снежные глядят;Помертвелые

Слайд 12Заключение

Звукопись создана для того, чтобы сильнее повлиять на читателя,

заставить человека почувствовать художественное произведение и задуматься над ним.
 


Заключение  Звукопись создана для того, чтобы сильнее повлиять на читателя, заставить человека почувствовать художественное произведение и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть