Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С [о]- высокое, голубое, лоно:
С [и] - близкое, низкое, стискивающее".
Неохотно и неСмело
Солнце Смотрит на поля.
Чу, за тучей проГРемело,
ПРинахмуРилась земля.
ВетРа теплого поРывы,
Дальный ГРом и дождь поРой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под ГРозой.
***
И Раскаты ГРомовые
Всё сеРдитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
ИСподлобья на поля —
И в Сиянье потонула
ВСя Смятенная земля.
Как весел ГРохот летних буРь.
Когда, взметая пРах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазуРь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набеЖит,
И вся дубрава задроЖит
Широколиственно и Шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...
Как весел грохот летних бурь ...
Весенняя гроза
Люблю ГРозу в начале мая,
Когда весенний пеРвый ГРом,
Как бы Резвяся и иГРая,
ГРохочет в небе голубом.
ГРемят Раскаты молодые…
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Повторение звуков Г, Р и сочетаний ГР создает эффект гремящей и грохочущей грозы.
Непрерывное повторение УТ, У напоминает гул потока, БЛ, ГЛ – весенние всплески журчащих, непрерывно бегущих ручейков.
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
БегУТ и бУдят сонный брег,
БегУТ и БЛещУТ и ГЛасят...
Они ГЛасят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Есть в Осени первОнАчАльнОй
КОрОткАя, нО дивнАя пОрА –
Весь день стОит кАк бы хрустАльный,
И лучезА рны вечерА…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
***
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть