Слайд 1Урок 1
Жизненные и творческие искания
Александра Блока
Историко-биогафический очерк с рассмотрением
особенностей периодизации творчества поэта, его связей с другими художниками
Слайд 2 Ранние стихотворения Блока составили первую книгу, вышедшую
в 1904 году, - «Стихи о Прекрасной Даме».Вторая его книга – «Нечаянная радость» - сделала популярным имя поэта уже в широких читательских кругах. В сборник вошли стихи 1904 – 1906 годов и среди них «Девушка пела в церковном хоре», «Незнакомка», «Осенняя волна». В то время Блок был одним из самых значительных поэтов России. В 1906 году Блоком были написаны три лирические драмы – «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик». В небольшом цикле «На поле Куликовом»(1908), состоящем из пяти стихотворений , Блок достигает вершины русского классицизма. В январе 1918 года поэт пишет поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а также публицистическую статью «Интеллигенция и революция». Блок считал, что революция ведёт к неведомым., но прекрасным целям.
Слайд 3 В стихотворениях появляются некрасовские интонации : любовь –
спасение , понимание того, что свою судьбу невозможно представить без неё :
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюбя …
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить, и плакать без тебя!
Годы реакции после поражения революции стали для Блока переломными.
Это было время переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии, потому что театр – это давняя и через всю жизнь пронесённая привязанность поэта. В юности Блок мечтал быть актёром, много играл в любительских спектаклях, и когда он почувствовал желание и необходимость сказать новое слово, драматургия показалась ему нужной формой.
Слайд 4 Ставить драмы Блока как реалистические спектакли невозможно. Совершенно
особую природу своих драматических произведений не до конца понимал и сам Блок, мечтавший увидеть их на сцене Художественного театра. Именно туда он сначала «Песню судьбы» (1908 г.), а затем – «Розу и Крест» (1916 г.). Однако К.С.Станиславский так и не осуществил их постановку. При жизни Блока единственным успешным спектаклем был «Балаганчик» , поставленный режиссёром В.Э.Мейерхольдом в 1906 г. В театре В.Ф.Комиссаржевской. Содержание «Балаганчика» отражало разочарование в «соловьёвских заветах»и возвышенных ожиданиях, запечатлённых в «Стихах о Прекрасной Даме». «Балаганчик» был написан как развитие одноименного стихотворения Блока. Другие драмы так же связанны со стихами.
Слайд 5 На Блока как поэта большое влияние оказывала
классическая литература. Наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.Жуковского.
«Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны ,еле связанные ещё с чьим – либо именем», - вспоминал в «Автобиографии» поэт.
Его поэзия учила Блока чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, тем более что летние месяцы поэт проводил в подмосковном имении деда – Шахматово.
Слайд 6 Осенью 1917 г. Блок сблизился с публицистом
и критиком Ивановым – Разумником, активно печатавшимся в прессе левых эсеров. В неопубликованной дневниковой записи 1921 г. Блок вспоминал об этом времени: «В самом конце декабря 1917 года, когда мы едва свиделись с Ивановым – Разумником, началась романтика на Галерной «Романтикой на Галерной» Блок назвал «восторги и печали», связанные с событиями Октября 1917 г., когда революционная волна захватила его вместе с Ивановым – Разумником он был готов приветствовать эти события как рождение нового мира. Пик революционного воодушевления Блока приходится на январь 1918 г., когда и были написаны три важнейших послереволюционных произведения – статья «Интеллигенция и революция», поэма «Двенадцать», и стихотворение «Скифы»
Слайд 7 Свой творческий путь Блок мыслил как непрерывное движение
к свету и истине. И хотя он никогда прямо не обозначал свои цели, они подразумевались. Периоды, когда «чувство пути» иссякло, поэт переживал как «паденье». Но ему никогда не изменяла «бесстрашная искренность», с которой обращался он к читателям. В стихотворении 1914 г., открывавшем цикл «Ямбы», Блок выразил надежду, что будет понят потомками и что когда – нибудь «юноша весёлый» скажет о нём:
Простим угрюмство – разве это
Скрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!