Презентация, доклад на тему Жанры литературного творчества учащихся как виды организации исследовательской деятельности

Содержание

Жанры литературного творчества с элементами исследования ЗапискаАвтобиографияСтихотворения в прозеЭссе в форме музыкального произведенияПоток сознанияПисьмоСтранички из дневникаЗавещаниеПародияПродолжение художественного произведения Заповеди и поученияФизиологический очеркЛирическое отступление

Слайд 1Жанры литературного творчества учащихся как виды организации исследовательской деятельности

Жанры литературного  творчества учащихся  как виды организации исследовательской деятельности

Слайд 3Жанры литературного творчества с элементами исследования
Записка
Автобиография
Стихотворения в прозе
Эссе в форме музыкального

произведения
Поток сознания
Письмо
Странички из дневника
Завещание
Пародия
Продолжение художественного произведения
Заповеди и поучения
Физиологический очерк
Лирическое отступление

Жанры литературного творчества с элементами исследования ЗапискаАвтобиографияСтихотворения в прозеЭссе в форме музыкального произведенияПоток сознанияПисьмоСтранички из дневникаЗавещаниеПародияПродолжение художественного

Слайд 4Записка
Черты жанра:
краткость содержания
адресность
время, место, подпись
Как использовать:
записки литературных героев 19 века (тематика,

лексика, особенности синтаксиса)
создание галереи записок любимых героев
Элементы исследования:
самостоятельное выстраивание системы образов, анализ межличностных отношений персонажей, исследование особенностей речи, «вживание» в образ
анализ биографических данных писателя, первичный анализ идиостиля, работа с мемуарами и дневниками.

ЗапискаЧерты жанра:краткость содержанияадресностьвремя, место, подписьКак использовать:записки литературных героев 19 века (тематика, лексика, особенности синтаксиса)создание галереи записок любимых

Слайд 5Записка С.А.Есенина А.А.Блоку, 9.03.1915
Записка А.П.Чехова, 5.03.1899

Записка С.А.Есенина А.А.Блоку, 9.03.1915Записка А.П.Чехова, 5.03.1899

Слайд 6Автобиография
Анализ литературной автобиографии (например, «Автобиографии» А.Блока).
Анализ служебной автобиографии.
Создание литературной автобиографии (своей,

от имени писателя или литературного героя).

Автобиография Тараса Бульбы.
Автобиография Евгения Онегина.

АвтобиографияАнализ литературной автобиографии (например, «Автобиографии» А.Блока).Анализ служебной автобиографии.Создание литературной автобиографии (своей, от имени писателя или литературного героя).Автобиография

Слайд 7Стихотворения в прозе
Черты жанра:
краткость,
рудиментарный, а иногда и вовсе отсутствующий сюжет,


изображение характера в отдельном его проявлении, а не в относительно законченном кругу событий,
повышенная выразительность повествовательного строя речи
ритмичность речи.


Задание может быть дано на дом: сравнительный анализ жанровых признаков стихотворения И.С.Тургенева и стихотворения в прозе (схожей тематики). Итог – заполнение таблицы, составление списка разновидностей жанра, создание своего стихотворения в прозе.

Стихотворения в прозеЧерты жанра:краткость, рудиментарный, а иногда и вовсе отсутствующий сюжет, изображение характера в отдельном его проявлении,

Слайд 8Эссе в форме музыкального произведения
Музыкальные формы для исследования
симфония
соната
песня
цикл
романс
 Элементы исследования:
самостоятельное теоретическое освоение

музыкального жанра (литературу подбирает учитель), перенесение музыкальных принципов на литературное творчество

Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.
А.А. Эльяшевич

Эссе в форме музыкального произведенияМузыкальные формы для исследованиясимфониясонатапесняциклроманс Элементы исследования:самостоятельное теоретическое освоение музыкального жанра (литературу подбирает учитель), перенесение

Слайд 9Эссе в форме музыкального произведения
Жанровые принципы симфонии:
четырёхчастная композиция
1 часть: завязка сюжета,

умеренный темп, наиболее драматичная часть, выделяется главная партия и побочная
2 часть: медленная, задумчивая, посвящена картинам природы, лирическим переживаниям
3 часть: менуэт, весёлые картины народной жизни, игра
4 часть: быстрый финал как итог всех частей, жизнеутверждающий, победный, торжественный
сюжет может отсутствовать (Бетховен, симфония №6 «Пасторальная»)

Эссе в форме музыкального произведенияЖанровые принципы симфонии:четырёхчастная композиция1 часть: завязка сюжета, умеренный темп, наиболее драматичная часть, выделяется

Слайд 10Поток сознания
Черты приёма:
непосредственное воспроизведение душевной жизни, переживаний, ассоциаций
нелинейный, оборванный синтаксис.
Элементы исследования:
исследование

психологического состояния героя в конкретный момент, творческая реконструкция мыслей и эмоций
«Полдневная грёза Обломова»

Сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются (У. Джеймс, «Основания психологии», 1890).

Поток сознанияЧерты приёма:непосредственное воспроизведение душевной жизни, переживаний, ассоциацийнелинейный, оборванный синтаксис.Элементы исследования:исследование психологического состояния героя в конкретный момент,

Слайд 11Письмо литературного героя или реального лица
Прошу тебя, пиши мне письма!
В

наш громкий век им нет цены…
Н. Кузовлев


Письмо Блока Л.Д.Менделеевой за 2 недели до свадьбы, 10.05.1903

Письмо литературного героя или реального лицаПрошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…Н.

Слайд 12Письмо литературного героя или реального лица
Черты жанра:
соблюдение эпистолярного этикета,
художественный стиль,
личностная направленность,

обращение к конкретному адресату и наличие местоимения II лица,
тип особого диалогического монолога (то есть монолога, рассчитанного только на двоих – отсюда и присутствие лирического подтекста, аллюзий, оттенков социально-языковой характеристики),
повествование в 1-ом лице с преобладанием прямой речи,
рамочная структура и четкая композиция,
искренность и исповедальность,
эмоциональность.

Письмо литературного героя или реального лицаЧерты жанра:соблюдение эпистолярного этикета,художественный стиль,личностная направленность, обращение к конкретному адресату и наличие

Слайд 13Письмо литературного героя или реального лица
Элементы исследования:
самостоятельное выстраивание системы образов, анализ

межличностных отношений персонажей; анализ языковой характеристики героев, их психологических особенностей, эмоционального состояния в конкретный момент
самостоятельная работа с дневниками, мемуарами, письмами, первичный анализ идиостиля писателей, анализ свидетельств современников, Интернет-ресурсов по теме
итог – письма литературных героев или писателей (с чётким указанием биографических особенностей данного периода жизни, обоснованием переписки и т.д.)

Письмо литературного героя или реального лицаЭлементы исследования:самостоятельное выстраивание системы образов, анализ межличностных отношений персонажей; анализ языковой характеристики

Слайд 14Странички из дневника (писателя или литературного героя)
Черты жанра:
датированность записей, хронология
предельная искренность
монологичность
 Элементы

исследования:
выстраивание чёткой хронологии событий, умение её обосновать, изучение речевой характеристики персонажа, его психологических особенностей
самостоятельная работа с дневниками, мемуарами, письмами, первичный анализ идиостиля писателей, анализ свидетельств современников, Интернет-ресурсов по теме

Странички из дневника (писателя или литературного героя)Черты жанра:датированность записей, хронологияпредельная искренностьмонологичность Элементы исследования:выстраивание чёткой хронологии событий, умение её

Слайд 15Завещание
Черты жанра:
использование словесной формы (зачина, формул, композиции, заключения) юридического завещания
разработки дидактической

или сатирической тематики (например, в латинской литературе — «З. поросенка»)
Элементы исследования:
анализ сословной принадлежности героя, степени его материального благополучия и круга занятий, выстраивание системы образов, анализ межличностных отношений
в случае сатирического завещания – практическое освоение теоретико-литературных понятий (юмор, ирония, сатира, гипербола, литота и т.д.)

ЗавещаниеЧерты жанра:использование словесной формы (зачина, формул, композиции, заключения) юридического завещанияразработки дидактической или сатирической тематики (например, в латинской

Слайд 16Пародия
Элементы исследования:

подробный анализ исходного произведения (размер, рифма, особенности лексики, синтаксиса, проблематика,

идейное содержание и т.д.), детальное знакомство с литературным течением или школой
исследование идиостиля конкретного писателя или общих стилевых черт группы писателей
анализ актуальности литературного произведения (пародия на «Кому на Руси жить хорошо»)
ПародияЭлементы исследования:подробный анализ исходного произведения (размер, рифма, особенности лексики, синтаксиса, проблематика, идейное содержание и т.д.), детальное знакомство

Слайд 17Продолжение художественного произведения с соблюдением особенностей жанра
Элементы исследования:
«художественное домысливание»
самостоятельный анализ конфликта

произведения и степени его разрешённости в финале
анализ идиостиля писателя и речевых характеристик персонажей
исследование общей концепции произведения и анализ целесообразности различных вариантов продолжения

Продолжение художественного произведения с соблюдением особенностей жанраЭлементы исследования:«художественное домысливание»самостоятельный анализ конфликта произведения и степени его разрешённости в

Слайд 18Заповеди и поучения
Черты жанра:
Заповедь - краткое назидание в виде изложения основных

тезисов
Поучение – проповедь, оформленная по правилам ораторского искусства
 
Элементы исследования:
анализ концепции, идейного содержания
исследование лексических, синтаксических и стилистических особенностей произведения
анализ актуальности произведения
Заповеди и поученияЧерты жанра:Заповедь - краткое назидание в виде изложения основных тезисовПоучение – проповедь, оформленная по правилам

Слайд 19Физиологический очерк
Исследование целесообразно провести в 10 классе при изучении творчества Н.В.Гоголя

в рамках темы «Натуральная школа». Источники подбираются учителем. Жанр показателен для натуральной школы.

Элементы исследования:
исследование жанра как такового, выделение жанровых признаков в конкретных произведениях
создание физиологического очерка по канонам жанра

Физиологический очеркИсследование целесообразно провести в 10 классе при изучении творчества Н.В.Гоголя в рамках темы «Натуральная школа». Источники

Слайд 20Лирическое отступление
Черты жанра:
внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее

отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение
является частью общей композиции, но при этом его содержание непосредственно не связано с событиями сюжета.
служат для задержки сюжета с целью субъективной оценки совершённых героями поступков, для сравнения их взглядов с авторскими и для выражения авторского «я».
 Элементы исследования:
самостоятельное исследование авторской позиции (например, позиции И.С.Тургенева в «Отцах и детях»), исследование идиостиля
обоснование актуальности произведения
Лирическое отступлениеЧерты жанра:внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к

Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть