Слайд 1Жанры литературного
творчества учащихся
как виды организации исследовательской деятельности
Слайд 3Жанры литературного творчества с элементами исследования
Записка
Автобиография
Стихотворения в прозе
Эссе в форме музыкального
произведения
Поток сознания
Письмо
Странички из дневника
Завещание
Пародия
Продолжение художественного произведения
Заповеди и поучения
Физиологический очерк
Лирическое отступление
Слайд 4Записка
Черты жанра:
краткость содержания
адресность
время, место, подпись
Как использовать:
записки литературных героев 19 века (тематика,
лексика, особенности синтаксиса)
создание галереи записок любимых героев
Элементы исследования:
самостоятельное выстраивание системы образов, анализ межличностных отношений персонажей, исследование особенностей речи, «вживание» в образ
анализ биографических данных писателя, первичный анализ идиостиля, работа с мемуарами и дневниками.
Слайд 5Записка С.А.Есенина А.А.Блоку, 9.03.1915
Записка А.П.Чехова, 5.03.1899
Слайд 6Автобиография
Анализ литературной автобиографии (например, «Автобиографии» А.Блока).
Анализ служебной автобиографии.
Создание литературной автобиографии (своей,
от имени писателя или литературного героя).
Автобиография Тараса Бульбы.
Автобиография Евгения Онегина.
Слайд 7Стихотворения в прозе
Черты жанра:
краткость,
рудиментарный, а иногда и вовсе отсутствующий сюжет,
изображение характера в отдельном его проявлении, а не в относительно законченном кругу событий,
повышенная выразительность повествовательного строя речи
ритмичность речи.
Задание может быть дано на дом: сравнительный анализ жанровых признаков стихотворения И.С.Тургенева и стихотворения в прозе (схожей тематики). Итог – заполнение таблицы, составление списка разновидностей жанра, создание своего стихотворения в прозе.
Слайд 8Эссе в форме музыкального произведения
Музыкальные формы для исследования
симфония
соната
песня
цикл
романс
Элементы исследования:
самостоятельное теоретическое освоение
музыкального жанра (литературу подбирает учитель), перенесение музыкальных принципов на литературное творчество
Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.
А.А. Эльяшевич
Слайд 9Эссе в форме музыкального произведения
Жанровые принципы симфонии:
четырёхчастная композиция
1 часть: завязка сюжета,
умеренный темп, наиболее драматичная часть, выделяется главная партия и побочная
2 часть: медленная, задумчивая, посвящена картинам природы, лирическим переживаниям
3 часть: менуэт, весёлые картины народной жизни, игра
4 часть: быстрый финал как итог всех частей, жизнеутверждающий, победный, торжественный
сюжет может отсутствовать (Бетховен, симфония №6 «Пасторальная»)
Слайд 10Поток сознания
Черты приёма:
непосредственное воспроизведение душевной жизни, переживаний, ассоциаций
нелинейный, оборванный синтаксис.
Элементы исследования:
исследование
психологического состояния героя в конкретный момент, творческая реконструкция мыслей и эмоций
«Полдневная грёза Обломова»
Сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются (У. Джеймс, «Основания психологии», 1890).
Слайд 11Письмо литературного героя или реального лица
Прошу тебя, пиши мне письма!
В
наш громкий век им нет цены…
Н. Кузовлев
Письмо Блока Л.Д.Менделеевой за 2 недели до свадьбы, 10.05.1903
Слайд 12Письмо литературного героя или реального лица
Черты жанра:
соблюдение эпистолярного этикета,
художественный стиль,
личностная направленность,
обращение к конкретному адресату и наличие местоимения II лица,
тип особого диалогического монолога (то есть монолога, рассчитанного только на двоих – отсюда и присутствие лирического подтекста, аллюзий, оттенков социально-языковой характеристики),
повествование в 1-ом лице с преобладанием прямой речи,
рамочная структура и четкая композиция,
искренность и исповедальность,
эмоциональность.
Слайд 13Письмо литературного героя или реального лица
Элементы исследования:
самостоятельное выстраивание системы образов, анализ
межличностных отношений персонажей; анализ языковой характеристики героев, их психологических особенностей, эмоционального состояния в конкретный момент
самостоятельная работа с дневниками, мемуарами, письмами, первичный анализ идиостиля писателей, анализ свидетельств современников, Интернет-ресурсов по теме
итог – письма литературных героев или писателей (с чётким указанием биографических особенностей данного периода жизни, обоснованием переписки и т.д.)
Слайд 14Странички из дневника (писателя или литературного героя)
Черты жанра:
датированность записей, хронология
предельная искренность
монологичность
Элементы
исследования:
выстраивание чёткой хронологии событий, умение её обосновать, изучение речевой характеристики персонажа, его психологических особенностей
самостоятельная работа с дневниками, мемуарами, письмами, первичный анализ идиостиля писателей, анализ свидетельств современников, Интернет-ресурсов по теме
Слайд 15Завещание
Черты жанра:
использование словесной формы (зачина, формул, композиции, заключения) юридического завещания
разработки дидактической
или сатирической тематики (например, в латинской литературе — «З. поросенка»)
Элементы исследования:
анализ сословной принадлежности героя, степени его материального благополучия и круга занятий, выстраивание системы образов, анализ межличностных отношений
в случае сатирического завещания – практическое освоение теоретико-литературных понятий (юмор, ирония, сатира, гипербола, литота и т.д.)
Слайд 16Пародия
Элементы исследования:
подробный анализ исходного произведения (размер, рифма, особенности лексики, синтаксиса, проблематика,
идейное содержание и т.д.), детальное знакомство с литературным течением или школой
исследование идиостиля конкретного писателя или общих стилевых черт группы писателей
анализ актуальности литературного произведения (пародия на «Кому на Руси жить хорошо»)
Слайд 17Продолжение художественного произведения с соблюдением особенностей жанра
Элементы исследования:
«художественное домысливание»
самостоятельный анализ конфликта
произведения и степени его разрешённости в финале
анализ идиостиля писателя и речевых характеристик персонажей
исследование общей концепции произведения и анализ целесообразности различных вариантов продолжения
Слайд 18Заповеди и поучения
Черты жанра:
Заповедь - краткое назидание в виде изложения основных
тезисов
Поучение – проповедь, оформленная по правилам ораторского искусства
Элементы исследования:
анализ концепции, идейного содержания
исследование лексических, синтаксических и стилистических особенностей произведения
анализ актуальности произведения
Слайд 19Физиологический очерк
Исследование целесообразно провести в 10 классе при изучении творчества Н.В.Гоголя
в рамках темы «Натуральная школа». Источники подбираются учителем. Жанр показателен для натуральной школы.
Элементы исследования:
исследование жанра как такового, выделение жанровых признаков в конкретных произведениях
создание физиологического очерка по канонам жанра
Слайд 20Лирическое отступление
Черты жанра:
внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее
отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение
является частью общей композиции, но при этом его содержание непосредственно не связано с событиями сюжета.
служат для задержки сюжета с целью субъективной оценки совершённых героями поступков, для сравнения их взглядов с авторскими и для выражения авторского «я».
Элементы исследования:
самостоятельное исследование авторской позиции (например, позиции И.С.Тургенева в «Отцах и детях»), исследование идиостиля
обоснование актуальности произведения