Презентация, доклад на тему Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека (урок 1)

Домашнее задание.Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе». Прочитать «Слово о полку Игореве» (в переводе Н. А. Заболоцкого).Индивидуальные задания. Подготовить сообщения об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова…» с использованием статьи учебника,

Слайд 1Ведение. Литература и её роль в духовной жизни человека
Урок 1
Учитель литературы: Муллаянова

А Р.
Ведение. Литература и её роль в духовной жизни человекаУрок 1Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Слайд 2Домашнее задание.
Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе».
Прочитать

«Слово о полку Игореве» (в переводе Н. А. Заболоцкого).
Индивидуальные задания.
Подготовить сообщения об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова…» с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета (4 человека).
Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям «Слова…»: трудных повестей, Боян, растекался мыслию по древу, вещие персты на живые струны воскладал, скрепил ум силою, поострил сердце мужеством, исполнившись ратного ду-ха; шлемом испить из Дона, свивая славу обоих половин этого времени, рыща по тропе Трояна, внук Велеса.

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Домашнее задание.Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе». Прочитать «Слово о полку Игореве» (в переводе

Слайд 3Основное содержание урока. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,

возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Углубление представлений о литературе как искусстве слова. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам», эмоциональный отклик и выражение личного читательского отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание любви к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, интереса к чтению, уважения к труду, в том числе к труду писателя и читателя.
Метапредметные: развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения.
Предметные: осознание роли чтения и изучения литературы для развития личности; понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Основное содержание урока. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Слайд 4Шедевры родной литературы. Углубление представлений о литературе как искусстве слова
Вступительная беседа:


— Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова.
— Объясните значение слова шедевр.
Шеде́вр (фр. chef-d'œuvre — «высшая работа», «венец труда») — уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-либо другого
- Что такое шедевры литературы?
— Какие шедевры русских писателей и поэтов вы поставили бы на «золотую полку» мировой литературы? Почему?
— Вспомните литературные произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?
— Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Чем эти знания важны для человека?
— Что полезного даёт современному читателю литература прошлого?
— Какие опасности в жизни ждут человека, который мало читал и не думал над книгами?

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Шедевры родной литературы. Углубление представлений о литературе как искусстве словаВступительная беседа: — Почему литературу называют искусством слова?

Слайд 5Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности
Групповая

работа.
Обсуждение высказываний русских писателей и поэтов о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека:
Группа 1. Подтвердите или опровергните слова В. В. Розанова (обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…» Прослушайте в исполнении О. Ефремова стихотворение А. С. Пушкина «Поэт». Найдите общее в высказывании В. В. Розанова и стихотворении А. С. Пушкина. Как должен творить современный писатель, чтобы литература стала «единственною и достаточною школою» народа?
Группа 2. Подтвердите или опровергните слова М. Горького(обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещённый ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни — литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». Прослушайте в исполнении О. Анофриева стихотворение Н. А. Некрасова «Русскому писателю». Что общего в высказывании М. Горького и стихотворении Н. А. Некрасова? На какую общественную роль писателя указывает Некрасов? Обладают ли современные писатели таким влиянием на читателей, как во времена Некрасова? Аргументируйте свой ответ.
Группа 3. Подтвердите или опровергните слова Д. С. Лихачёва (обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Русская литература… всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Прослушайте в исполнении А. Прошкина стихотворение Б. Л. Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Докажите, что роль литературы важна и в общественной жизни страны, и в личной жизни человека.
Группа 4. Подтвердите или опровергните слова из песни «Целое лето» современного поэта-барда М. Щербакова: «Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское…» В чём метафорический смысл этих слов? Прочитайте выразительно или прослушайте в исполнении А. А. Ахматовой её стихотворение «Мне ни к чему одические рати…». Какие тайны ремесла поэта она приоткрывает? Чем её стихотворение созвучно цитате из песни Щербакова? Как литература может помочь человеку в духовной и нравственной жизни? Как можно отличить настоящую литературу, доступную только духовно богатым людям, от низкопробных стихов?

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельностиГрупповая работа. Обсуждение высказываний русских писателей и

Слайд 6Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам».
Прокомментируйте в статье слова

В. Г. Белинского.
Назовите произведение, которое вы читали, «будучи некоторое время под его исключительным влиянием», и обоснуйте свой выбор.

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам».Прокомментируйте в статье слова В. Г. Белинского. Назовите произведение, которое

Слайд 7Выявление уровня литературного развития учащихся
I способ. Устная беседа, выявляющая уровень знаний

и умений:
1. В чём оптимизм русского фольклора и древнерусской литературы и их значение для современного читателя?
2. Какие вечные вопросы поднимали русские писатели?
3. В каких произведениях отразились гуманистические мыс-ли авторов? Назовите книги, где поставлена проблема защиты человеческой личности.
4. Каков обобщённый облик России в произведениях русских писателей? Как они доказывали, что в жизни нужно сочувствие и сострадание?
5. Каким видели счастье герои литературы? Согласны ли вы с ними?
6. Как литературные пейзажи помогают понять человеческие характеры?
7. Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, негодование и другие эмоции? Приведите примеры.
8. Какова роль антитезы в литературе? Приведите примеры.
9. Какую роль играет в литературном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из изученных произведений.
10. Докажите, что конфликт является основой сюжета драмы

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Выявление уровня литературного развития учащихсяI способ. Устная беседа, выявляющая уровень знаний и умений: 1. В чём оптимизм

Слайд 8Выявление уровня литературного развития учащихся
I I способ. Диагностическая работа:
1. «Петух

на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца на трехугольной площади, внезапно раздавался сонливый свисток ночного сторожа, добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь, поневоле, все глубже и глубже дышала, и слово: „Гретхен" — не то восклицание, не то вопрос — так и просилось на уста».
Из какого произведения этот отрывок? Назовите его автора, жанр, главных героев. Какой композиционный прием здесь использован? Каково авторское отношение к изображаемому? Аргументируйте свое мнение.
2. Вспомните одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова. Какими средствами автор рисует ключевые образы и создает определенное настроение? Приведите примеры.
3. Назовите известные вам виды искусства. Чем сходна с ними и чем отличается от них художественная литература?

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Выявление уровня литературного развития учащихсяI I способ. Диагностическая работа: 1. «Петух на высокой готической колокольне блестел бледным

Слайд 9Выявление уровня литературного развития учащихся
III способ. Тестовые задания и письменный ответ

на проблемный вопрос:
1. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их основными темами. Ответы запишите тремя цифрами:

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Выявление уровня литературного развития учащихсяIII способ. Тестовые задания и письменный ответ на проблемный вопрос:1. Соотнесите фамилии авторов

Слайд 10Выявление уровня литературного развития учащихся
III способ. Тестовые задания и письменный ответ

на проблемный вопрос:
2. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их жанрами. Ответы запишите тремя цифрами:

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Выявление уровня литературного развития учащихсяIII способ. Тестовые задания и письменный ответ на проблемный вопрос:2. Соотнесите фамилии авторов

Слайд 11Ответы
1: 152; 215; 334; 423; 541.
2: 123;

241; 315; 452; 534.

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Ответы1:   152; 215; 334; 423; 541.2:   123; 241; 315; 452; 534.Учитель литературы: Муллаянова

Слайд 12Выявление уровня литературного развития учащихся
III способ. Тестовые задания и письменный ответ

на проблемный вопрос:
3. Ответьте письменно на один из вопросов (5—10 предложений):
1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и почему ход истории влияет на каждого чело-века в любую эпоху?
2) Какие нравственные ценности утверждает поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и почему эти ценности вечные?
3) Что «дурное в России» высмеивает Н. В. Гоголь в пьесе «Ревизор» и М. Е. Салтыков-Щедрин в сказках и почему эти книги современны сегодня?

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

Выявление уровня литературного развития учащихсяIII способ. Тестовые задания и письменный ответ на проблемный вопрос:3. Ответьте письменно на

Слайд 13И т о г о в ы й в

о п р о с:

Какова роль литературы в духовной жизни человека?

Учитель литературы: Муллаянова А Р.

И т о г о в ы й   в о п р о с:Какова роль

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть