Слайд 1Презентацию подготовила
Ученица 5 «Б» класса
Анисимова Екатерина.
В.Г.Короленко
«Слепой музыкант»
Слайд 2
В.Г. Короленко прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за
кусок хлеба
и преследования властей, ссылки, аресты, многочисленные доносы,
надзор, огромное желание писать и быть интересным для читателей.
Он писал о многом: о страдании, лишениях простого человека,
о его стремлении быть нужным, полезным близким, родным,
о нравственной красоте, чистоте, богатстве души; размышлял о том,
что составляет сущность русского народа.
«Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»,
- замечает Короленко. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы
и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых значительных произведений
— повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в 1886 году.
Слайд 3 «Слепой музыкант»
В книге «Слепой музыкант» В.Г.Короленко пишет о жизни слепого
человека с первого дня его жизни. Слепые – особенные люди, которые благодаря своей воле не сдаются, стараются жить в мире зрячих людей. Важно, чтобы у человека был стержень, который не позволит ему упасть духом.
Слайд 4Ребенок появился на свет, и вместе с ним родилось «Темное, неисходное
горе».
Рождение слепого ребенка — это трагедия, боль и матери, и всей семьи и, конечно, ребенка.
Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людям?
Как сложиться его жизнь? Многое будет зависеть от людей,
которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.
Слайд 5Тема:
духовное испытание личности, которая должна найти саму себя, смысл своего существования
среди людей.
Идея:
упорным трудом, при поддержке родных и друзей человек может преодолеть любые препятствия, преодолеть даже такой трагический недостаток,
как слепота.
Слайд 6Задача писателя:
показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький, тернистый
путь к осознанию своего предназначения.
Задача писателя
Слайд 7Главные герои:
Пётр Попельский – слепой музыкант;
мать Анна Михайловна (урождённая Яценко);
дядя Максим
(брат матери);
конюх Иохим;
Эвелина – любимая Петра;
братья Ставрученко;
Егорий, Роман – звонари; слепые
Слайд 8У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем
имении
пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка
спокойна и рассудительна.Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке.
Сперва она не догадывается,что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина
становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают,
а дружба их становится все крепче.
Слайд 9Сюжет:
два рассказа
о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;
о
том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, нашёл место в жизни и сумел воспитать в себе понимание и сострадание ко всем обездоленным.
сЮЖЕТ
Слайд 10Элементы сюжета
Экспозиция: предчувствие беды.
Завязка: «Ребенок родился слепой». Трагедия семьи.
Развитие действия: влияние
окружающих на судьбу мальчика (мама, дядя Максим, Иохим, Эвелина, слепые певцы).
Развязка: путь поисков, долгожданное счастье: жена, сын, талант, признание.
Эпилог: вместо слепого, эгоистического страдания он нашёл в душе ощущение жизни.
«… Он стал чувствовать и человеческое горе и человеческую радость».
Слайд 11Когда слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями.
Все потрясены и
предсказывают ему известность.
Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.
Слайд 12Проблема выбора
Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить
вызов судьбе?
Пётр выбрал путь поисков, приведший его сначала к странствиям с нищими,
а затем к обретению самого себя как музыканта и человека.
Глаза его остались незрячими, а душа исцелилась, прозрела.
И за это судьба ему подарила огромное творческое и человеческое счастье: умную, добрую, любящую жену, сына, родившегося зрячим,
талант пианиста и композитора.
Слайд 13Символы
Свет — это не только свет солнца, недоступное слепому, но и
реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием.
Темнота — это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая в своём страдании.
Путь слепого музыканта — это преодоление темноты в себе, что является важным для человека.
Слайд 14Нужно научиться быть милосердными к окружающим, человечными, терпимыми к человеческому страданию
и при любых обстоятельствах найти в себе силы и мужество прожить достойную и полноценную жизнь.
Нравственные уроки