Презентация, доклад на тему Устное народное творчество переселенцев Дальнеречья

Первыми переселенцами в наши, тогда ещё безлюдные, места были забайкальские казаки, основавшие в 1868 году на берегу Уссури, вблизи устья реки Иман, станицу Графскую. Так она названа в честь тогдашнего генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьёва-Амурского, который

Слайд 1 Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Промышленно-технологический колледж»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ДАЛЬНЕРЕЧЬЯ Марусей

Алексей Владимирович Специальность: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 1 курс Руководитель проекта: Майорова Т.В., преподаватель русского языка и литературы
г. Дальнереченск 2018 г.
Краевое государственное автономное  профессиональное образовательное учреждение «Промышленно-технологический колледж» УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ДАЛЬНЕРЕЧЬЯ

Слайд 2Первыми переселенцами в наши, тогда ещё безлюдные, места были забайкальские казаки,

основавшие в 1868 году на берегу Уссури, вблизи устья реки Иман, станицу Графскую. Так она названа в честь тогдашнего генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьёва-Амурского, который вошёл в историю России, как основоположник заселения и освоения земель Амура и Приморья и ещё, как просвещённый человек.

Крестьяне Полтавской, Черниговской, Могилёвской, Вятской губерний

Казаки, основавшиеся в 1868 году на берегу Уссури

Первыми переселенцами в наши, тогда ещё безлюдные, места были забайкальские казаки, основавшие в 1868 году на берегу

Слайд 3Вторая волна переселенцев в наш район (долины рек Имана и Ваки)

хлынула в период 1901-1909 гг., когда масса обездоленных русских и украинских крестьян, спасаясь от безземелья, двинулась на свободные, но совершенно необжитые земли Приморья. Это были, в большинстве своём, крестьяне Полтавской, Черниговской, Могилёвской, Вятской губерний, немного прибалтийцев и молдаван.

В стихотворениях талантливой поэтессы Екатерины Васильевны Хасьяновой описана биография целого поколения переселенцев.

Вторая волна переселенцев в наш район (долины рек Имана и Ваки) хлынула в период 1901-1909 гг., когда

Слайд 4Она написала стихотворение «Мой город»
Когда нужда народ

в
тисках сжимала
И начинал разбег
двадцатый век,
С Поволжья, Украины и
Урала
Держал свой путь к
востоку человек.
В местах необжитых, на
топях комариных,
В тайге дремучей, где
кругом вода,
Остались жить, проделав
путь свой длинный
Все те, кто через дебри
шёл сюда!
Ценой немалой, через
смерть и муки,
Через страданья, стужу и
пургу,
Шагал он, и я славлю
руки,
Что оживили дикую
тайгу.
Она написала    стихотворение  «Мой город»Когда нужда народ в тисках сжималаИ начинал разбег двадцатый

Слайд 5 В 1986 году в издательстве Дальневосточного университета вышел

сборник «Фольклор Дальнеречья», выпущенный очень небольшим тиражом и сразу ставший библиографической редкостью. Произведения были собраны и записаны в Дальнереченском районе Приморского края Ефросиньей Ананьевной Ляховой и её дочерью Екатериной Николаевной Сыстеровой. В них, как в летописи, отразились разные эпохи жизни нашего народа.

В 1986 году в издательстве Дальневосточного университета вышел сборник «Фольклор Дальнеречья», выпущенный очень небольшим

Слайд 6Село Орехово
Е.Н. Сыстерова родилась в 1921 году в селе Орехово Калининского

района Приморского края, затем семья в 1926 году переехала в село Новотроицкое, которое и стало местом её детства, молодости, учёбы и работы. Ещё в детстве, слушая прекрасные народные произведения, Екатерина думала об их судьбе, будущем. Возникала потребность покрепче запомнить их, записать, сохранить как редкостные произведения искусства: песни, сказки, легенды, созданные народом, сумевшим в трудные годы каторжной работы и горемычной жизни, войн, разрух, неурожаев, голодовок сохранить эти добрые мудрые слова, зовущие к правде, добру, справедливости.

Екатерина Николаевна работала в школе учителем русского языка и литературы. Из учеников, полюбивших литературу, создала кружок собирателей сказок, песен, частушек.

Село ОреховоЕ.Н. Сыстерова родилась в 1921 году в селе Орехово Калининского района Приморского края, затем семья в

Слайд 7Так из любви к острому, меткому народному слову, к ёмкому, яркому

образу началась её деятельность по сбору фольклора

Екатерина Николаевна делала тщательную выверку, уточняла материалы, привлекала к записи свою мать Ефросинью Ананьевну Ляхову и её сестёр.

Сохранились очень интересные воспоминания Е.А. Ляховой, в которых оживает быт крестьян, переселенцев из Белоруссии, их обычаи, песни, предания. Екатерина Николаевна сохранила и записала произведения и более позднего периода. Это и довоенные пионерские и молодёжные песни, и фольклор Великой Отечественной войны, и произведения, активно бытовавшие в послевоенный период. .

Песни и фольклор Великой Отечественной войны

Так из любви к острому, меткому народному слову, к ёмкому, яркому образу началась её деятельность по сбору

Слайд 8Особенно большое место в репертуаре дальнереченцев занимают песни о любви, свадебные,

семейно-бытовые, плясовые, шуточные, игровые и хороводные, календарные, казачьи и рекрутские, песни со времён гражданской войны и партизанского движения, произведения Великой Отечественной войны, частушки.

В Дальнеречье распространены семейные и топонимические предания. В семейных преданиях отразилась история жизни первых поселенцев, освоения края.

Записанные Е.Н. Сыстеровой и Е.А. Ляховой пословицы, поговорки и присловья отражают особенности речи приморцев, украшенной образным словом, порой острым и беспощадным.

Загадки, собранные в Дальнеречье, свидетельствуют о том, что этот фольклорный жанр не ушёл из жизни. В памяти дальнереченцев сохранились древние загадки, в которых слышатся отголоски «тайной речи». Нельзя было называть своими именами некоторых животных, болезнь, смерть, чтобы не накликать беды, не навредить в охоте. Придумывались «подставные» слова, которые вошли в загадку: «Приходил Потота под мои ворота. Спросил Лепеты, чи дома Панура» - в загадке о волке, собаке и свинье.

Особенно большое место в репертуаре дальнереченцев занимают песни о любви, свадебные, семейно-бытовые, плясовые, шуточные, игровые и хороводные,

Слайд 9До сих пор существуют загадки о предметах, уходящих из крестьянского быта:

о лучине, цепе для молотьбы, сохе, бороне, ветряной мельнице, церковном колокольном звоне. Видимо, причина такой сохранности в красоте загадки, её умении в ярком образе передать вид и свойства предметов. «Серебряная речка, хрустальный бережок. Там плавала утка, золотой глазок» (Лампада).

Значительную часть записанных в Дальнеречье фольклорных материалов составляют песни. Старинные народные песни, привезённые на Дальний Восток переселенцами, несомненно, испытывали воздействие новой среды, нового времени. Часть произведений забывалась, часть сохранялась в неизменном виде, часть приспосабливалась к новым условиям изменениями в тексте.

До сих пор существуют загадки о предметах, уходящих из крестьянского быта: о лучине, цепе для молотьбы, сохе,

Слайд 10Лирическая песня всесторонне охватывает жизнь народа с её радостями, печалями, тревогами.

В семейно – бытовых песнях отражается многовековой уклад патриархальной семьи, трудная доля женщины. Подавляющее большинство семейно-бытовых песен носит грустный характер. Когда ушли из жизни домостроевские порядки, иной стала судьба женщины – песни остаются как памятник трудной доле русской крестьянки, пережившей столько веков не только социального, но и семейного неравенства, угнетения, унижения. Прекрасные старинные песни, идущие от самой глубины женского сердца, не ушли из жизни.

Среди традиционных народных песен, записанных в Дальнеречье, встречаются казачьи и рекрутские песни, когда-то занесённые сюда казачьим сословием, солдатами и крестьянами-переселенцами. В казачьих песнях отразилась история борьбы русского и украинского народа против внешних врагов, защита Родины, охрана её границ.
.

»

Лирическая песня всесторонне охватывает жизнь народа с её радостями, печалями, тревогами. В семейно – бытовых песнях отражается

Слайд 11В Дальнереченском районе, как и в Приморье в целом, и сегодня

хранятся бесценные сокровища народной мудрости, народного таланта, созданные в разные исторические периоды. То, что было привезено крестьянами-переселенцами из разных губерний страны, не забылось, не ушло из жизни, нашло здесь новую родину и вошло в репертуар дальневосточников.


В Дальнереченском районе, как и в Приморье в целом, и сегодня хранятся бесценные сокровища народной мудрости, народного

Слайд 12В работе были использованы материалы сборника Е.Н. Сыстеровой «Фольклор Дальнеречья», интернет-источники.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
В работе были использованы материалы сборника Е.Н. Сыстеровой «Фольклор Дальнеречья», интернет-источники.    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть