Презентация, доклад на тему Урок-презентация по роману М. Шолохова Тихий Дон

Содержание

Урок-презентация «Столкновение старого и нового мира в романе М. Шолохова «Тихий Дон»(Трагедия революции и гражданской войны)

Слайд 1Презентацию подготовила преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «26 КАДР»
Павлюк

Ирина Владимировна
Презентацию подготовила преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «26 КАДР»Павлюк Ирина Владимировна

Слайд 2Урок-презентация «Столкновение старого и нового мира в романе М. Шолохова «Тихий

Дон»
(Трагедия революции и гражданской войны)
Урок-презентация «Столкновение старого и нового мира в романе М. Шолохова «Тихий Дон»(Трагедия революции и гражданской войны)

Слайд 3Писатель Борис Васильев утверждает: «В гражданской войне нет правых и виноватых,

нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные — мы все, весь народ, вся Россия… Трагическая катастрофа рождает только потери…» В справедливости сказанного убеждает «Тихий Дон». Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия.
Писатель Борис Васильев утверждает: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов

Слайд 4М. Шолохов сам был не только очевидцем описываемых событий (подобно Льву Толстому

в «Хаджи-Мурате»), но был также  земляком своих героев, он жил их жизнью, он был плоть от их плоти и кость от их кости. Тысячеустая молва разворошенного революцией мира доносила до него такие «факты» и такие «сведения», с какими не могли соперничать архивы и библиотеки целого света».
М. Шолохов сам был не только очевидцем описываемых событий (подобно Льву Толстому в «Хаджи-Мурате»), но был также  земляком

Слайд 5Один из излюбленных приемов автора — рассказ-предварение. Так, в конце первой главы

пятой части романа мы читаем: «До января и на хуторе Татарском жили тихо. Вернувшиеся с фронта казаки отдыхали возле жен, отъедались, не чуяли, что у порогов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне».
Один из излюбленных приемов автора — рассказ-предварение. Так, в конце первой главы пятой части романа мы читаем: «До

Слайд 6«Горшие беды» — это революция и гражданская война, которые ломали привычный уклад

жизни. В письме Горькому Шолохов отмечал: «Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествовавшую восстанию».
«Горшие беды» — это революция и гражданская война, которые ломали привычный уклад жизни. В письме Горькому Шолохов отмечал: «Не

Слайд 7      Тому, что происходило на Дону в годы гражданской войны, есть название —

«расказачивание казачества», сопровождавшееся массовым террором, который вызывал ответную жестокость. По хуторам поползли «черные слухи» о чрезвычайных комиссиях и ревтрибуналах, суд которых был «прост: обвинение, пара вопросов, приговор — и под пулеметную очередь». Автор пишет о бесчинствах красноармейцев в хуторах (часть шестая, гл. 16).
      Тому, что происходило на Дону в годы гражданской войны, есть название — «расказачивание казачества», сопровождавшееся массовым террором, который

Слайд 8Столь же крутые были и военно-полевые суды Войска Донского. Мы видим

порубленных с особой жестокостью красных. Сообщая фактам большую убедительность, Шолохов приводит документы: список казненных из отряда Подтелкова (часть пятая, гл. 11) и список расстрелянных заложников хутора Татарского (часть шестая, гл. 24).
Столь же крутые были и военно-полевые суды Войска Донского. Мы видим порубленных с особой жестокостью красных. Сообщая

Слайд 9Тревогой, тяжелыми предчувствиями окрашены многие страницы шестой части романа: «Все Обдонье

жило потаенной, придавленной жизнью… Мга нависла над будущим». «Круто завернула на повороте жизнь»: обложили контрибуцией богатейшие дома, начались аресты, расстрелы. Как же воспринимают это время сами казаки?
Тревогой, тяжелыми предчувствиями окрашены многие страницы шестой части романа: «Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью… Мга нависла

Слайд 10Петро Мелехов: «— Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с

плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемехом. Чертова жизня, и время страшное! Один другого уже не угадывает…
Петро Мелехов: «— Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один — в одну сторону,

Слайд 11      «Народ стравили», — подумает Григорий о происходящем. Многие эпизоды пятой — седьмой частей,

построенные по принципу антитезы, подтвердят верность такой оценки. «Набычился народ, осатанел», — добавит от себя автор. Он никому не прощает жестокости: ни Подтелкову, зарубившему Чернецова и приказавшему убить еще сорок пленных офицеров, ни Григорию Мелехову, зарубившему пленных матросов. Не прощает Михаилу Кошевому, который убил Петра Мелехова, в Татарском застрелил деда Гришаку, сжег курень Коршунова, а затем зажег еще семь домов; не прощает Митьке Коршунову, который «всю семью Кошевого вырезал».
      «Народ стравили», — подумает Григорий о происходящем. Многие эпизоды пятой — седьмой частей, построенные по принципу антитезы, подтвердят верность

Слайд 12«Народ стравили», — вспоминаем мы, когда читаем о казни командира отряда Лихачева,

захваченного повстанцами: «Его не расстреляли… В семи верстах от Вешенской, в песчаных, сурово насупленных бурунах его зверски зарубили конвойные. Живому выкололи ему глаза, отрубили руки, уши, нос, искрестили шашками лицо… а потом один из конвойных наступил на хлипко дрожавшую грудь, на поверженное навзничь тело и одним ударом наискось отсек голову» (часть шестая, гл. 31).
«Народ стравили», — вспоминаем мы, когда читаем о казни командира отряда Лихачева, захваченного повстанцами: «Его не расстреляли… В семи

Слайд 13      «Народ стравили» — разве эти слова не о том, как убивали двадцать

пять коммунистов во главе с Иваном Алексеевичем Котляровым? «Конвойные били их, согнав в кучу, как овец, били долго и жестоко…
      Дальше было все, как в тягчайшем тумане. Тридцать верст шли по сплошным хуторам, встречаемые на каждом хуторе толпами истязателей. Старики, бабы, подростки били, плевали в опухшие, залитые кровью… лица пленных коммунистов».
      «Народ стравили» — разве эти слова не о том, как убивали двадцать пять коммунистов во главе с Иваном

Слайд 14      И еще одна казнь — Подтелкова и его отряда. Этот эпизод дается

в таком обрамлении: «На край хутора густо валили казаки и бабы. Население Пономарева, оповещенное о назначенной на шесть часов казни, шло охотно, как на редкое веселое зрелище. Казачки вырядились будто на праздник; многие вели с собой детей… Казаки, сходясь, оживленно обсуждали предстоящую казнь».
      И еще одна казнь — Подтелкова и его отряда. Этот эпизод дается в таком обрамлении: «На край хутора

Слайд 15Отвергая насильственную смерть, Шолохов не раз скажет о противоестественности подобных ситуаций;

и во всех случаях предельной жестокости он противопоставит гармонию вечного, бескрайнего мира. В одном эпизоде символом этого мира станет березка, на которой «уже набухли мартовским сладостным соком бурые почки». С черными лепестками почек на губах Лихачев и умер. В другом — степь, над которой «высоко, под кучевым гребнем, плыл орел».
Отвергая насильственную смерть, Шолохов не раз скажет о противоестественности подобных ситуаций; и во всех случаях предельной жестокости

Слайд 16 Выразителен финал второго тома. На Дону полыхает гражданская война, гибнут

люди, погиб и красноармеец Валет. Похоронили его яблоновские казаки, а через полмесяца какой-то старик поставил на могильном холмике деревянную часовенку. «Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.
Выразителен финал второго тома. На Дону полыхает гражданская война, гибнут люди, погиб и красноармеец Валет. Похоронили

Слайд 17Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и

проезжих извечно унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску». А в мае бились возле часовни стрепеты, «бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение». И тут же, возле часовни, положила самка девять дымчато-синих яиц и села на них.
Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и проезжих извечно унылым видом, будить в

Слайд 18      В одном эпизоде сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное и трагические реалии,

ставшие «в годину смуты и разврата» привычными, обыденными. Повышенная контрастность изображения и определила эмоциональную выразительность авторской речи, в которой находят выражение гражданственность писателя, его сострадание героям романа. Их всех суровое время поставило перед необходимостью выбора.
      В одном эпизоде сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное и трагические реалии, ставшие «в годину смуты и разврата»

Слайд 19«К кому же прислониться?» — вопрос, который будоражит сознание главного героя Григория

Мелехова, об этом его тревога и дума, переданная посредством внутреннего монолога:

Белые

Красные

«К кому же прислониться?» — вопрос, который будоражит сознание главного героя Григория Мелехова, об этом его тревога и

Слайд 20      «Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего

бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?» Об этом невнятно думал Григорий, привалясь к задку кошелки. Но, когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выедет в степь; держась наскучившимися по работе руками за чипиги, пойдет за плугом, ощущая его живое движение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, — теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, — поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг… Сладка и густа, как хмелины, казалась в это время жизнь тут, в глушине» (часть пятая, гл. 13).
      «Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира.

Слайд 21      Мечта Григория пожить мирным тружеником и семьянином постоянно разрушалась жестокостью гражданской

войны. Эмоциональный контраст используется Шолоховым как средство выражения настроений героя: «Отдохнуть бы Григорию, отоспаться! А потом ходить по мягкой пахотной борозде плугарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный голубой трубный клич….
Но судьба жестоко обходится с ним.
      Мечта Григория пожить мирным тружеником и семьянином постоянно разрушалась жестокостью гражданской войны. Эмоциональный контраст используется Шолоховым как

Слайд 22М.Волошин «Гражданская война».
…И здесь и там между рядами Звучит один и тот

же глас: «Кто не за нас, тот против нас! Нет безразличных! Правда с нами!»
…………………………………….
А я стою один меж ними В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других…
 
М.Волошин «Гражданская война».…И здесь и там между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за

Слайд 23Источники:
Шолохов в школе. Книга для учителя. Дрофа, М., 2001. Составитель М.А.

Нянковский.
https://www.vokrug.tv/photo/product/tihii_don_1957/#gallery-28 – кадры из фильма «Тихий Дон» С. Герасимова.
https://yandex.ru/images/search?p=1&text – фотографии М.А. Шолохова
Источники:Шолохов в школе. Книга для учителя. Дрофа, М., 2001. Составитель М.А. Нянковский.https://www.vokrug.tv/photo/product/tihii_don_1957/#gallery-28 – кадры из фильма «Тихий

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть