Слайд 1Презентацию подготовила преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «26 КАДР»
Павлюк
Ирина Владимировна
Слайд 2Урок-презентация «Столкновение старого и нового мира в романе М. Шолохова «Тихий
Дон»
(Трагедия революции и гражданской войны)
Слайд 3Писатель Борис Васильев утверждает: «В гражданской войне нет правых и виноватых,
нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные — мы все, весь народ, вся Россия… Трагическая катастрофа рождает только потери…» В справедливости сказанного убеждает «Тихий Дон». Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия.
Слайд 4М. Шолохов сам был не только очевидцем описываемых событий (подобно Льву Толстому
в «Хаджи-Мурате»), но был также земляком своих героев, он жил их жизнью, он был плоть от их плоти и кость от их кости. Тысячеустая молва разворошенного революцией мира доносила до него такие «факты» и такие «сведения», с какими не могли соперничать архивы и библиотеки целого света».
Слайд 5Один из излюбленных приемов автора — рассказ-предварение. Так, в конце первой главы
пятой части романа мы читаем: «До января и на хуторе Татарском жили тихо. Вернувшиеся с фронта казаки отдыхали возле жен, отъедались, не чуяли, что у порогов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне».
Слайд 6«Горшие беды» — это революция и гражданская война, которые ломали привычный уклад
жизни. В письме Горькому Шолохов отмечал: «Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествовавшую восстанию».
Слайд 7 Тому, что происходило на Дону в годы гражданской войны, есть название —
«расказачивание казачества», сопровождавшееся массовым террором, который вызывал ответную жестокость. По хуторам поползли «черные слухи» о чрезвычайных комиссиях и ревтрибуналах, суд которых был «прост: обвинение, пара вопросов, приговор — и под пулеметную очередь». Автор пишет о бесчинствах красноармейцев в хуторах (часть шестая, гл. 16).
Слайд 8Столь же крутые были и военно-полевые суды Войска Донского. Мы видим
порубленных с особой жестокостью красных. Сообщая фактам большую убедительность, Шолохов приводит документы: список казненных из отряда Подтелкова (часть пятая, гл. 11) и список расстрелянных заложников хутора Татарского (часть шестая, гл. 24).
Слайд 9Тревогой, тяжелыми предчувствиями окрашены многие страницы шестой части романа: «Все Обдонье
жило потаенной, придавленной жизнью… Мга нависла над будущим». «Круто завернула на повороте жизнь»: обложили контрибуцией богатейшие дома, начались аресты, расстрелы. Как же воспринимают это время сами казаки?
Слайд 10Петро Мелехов: «— Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с
плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемехом. Чертова жизня, и время страшное! Один другого уже не угадывает…
Слайд 11 «Народ стравили», — подумает Григорий о происходящем. Многие эпизоды пятой — седьмой частей,
построенные по принципу антитезы, подтвердят верность такой оценки. «Набычился народ, осатанел», — добавит от себя автор. Он никому не прощает жестокости: ни Подтелкову, зарубившему Чернецова и приказавшему убить еще сорок пленных офицеров, ни Григорию Мелехову, зарубившему пленных матросов. Не прощает Михаилу Кошевому, который убил Петра Мелехова, в Татарском застрелил деда Гришаку, сжег курень Коршунова, а затем зажег еще семь домов; не прощает Митьке Коршунову, который «всю семью Кошевого вырезал».
Слайд 12«Народ стравили», — вспоминаем мы, когда читаем о казни командира отряда Лихачева,
захваченного повстанцами: «Его не расстреляли… В семи верстах от Вешенской, в песчаных, сурово насупленных бурунах его зверски зарубили конвойные. Живому выкололи ему глаза, отрубили руки, уши, нос, искрестили шашками лицо… а потом один из конвойных наступил на хлипко дрожавшую грудь, на поверженное навзничь тело и одним ударом наискось отсек голову» (часть шестая, гл. 31).
Слайд 13 «Народ стравили» — разве эти слова не о том, как убивали двадцать
пять коммунистов во главе с Иваном Алексеевичем Котляровым? «Конвойные били их, согнав в кучу, как овец, били долго и жестоко…
Дальше было все, как в тягчайшем тумане. Тридцать верст шли по сплошным хуторам, встречаемые на каждом хуторе толпами истязателей. Старики, бабы, подростки били, плевали в опухшие, залитые кровью… лица пленных коммунистов».
Слайд 14 И еще одна казнь — Подтелкова и его отряда. Этот эпизод дается
в таком обрамлении: «На край хутора густо валили казаки и бабы. Население Пономарева, оповещенное о назначенной на шесть часов казни, шло охотно, как на редкое веселое зрелище. Казачки вырядились будто на праздник; многие вели с собой детей… Казаки, сходясь, оживленно обсуждали предстоящую казнь».
Слайд 15Отвергая насильственную смерть, Шолохов не раз скажет о противоестественности подобных ситуаций;
и во всех случаях предельной жестокости он противопоставит гармонию вечного, бескрайнего мира. В одном эпизоде символом этого мира станет березка, на которой «уже набухли мартовским сладостным соком бурые почки». С черными лепестками почек на губах Лихачев и умер. В другом — степь, над которой «высоко, под кучевым гребнем, плыл орел».
Слайд 16 Выразителен финал второго тома. На Дону полыхает гражданская война, гибнут
люди, погиб и красноармеец Валет. Похоронили его яблоновские казаки, а через полмесяца какой-то старик поставил на могильном холмике деревянную часовенку. «Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.
Слайд 17Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и
проезжих извечно унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску». А в мае бились возле часовни стрепеты, «бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение». И тут же, возле часовни, положила самка девять дымчато-синих яиц и села на них.
Слайд 18 В одном эпизоде сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное и трагические реалии,
ставшие «в годину смуты и разврата» привычными, обыденными. Повышенная контрастность изображения и определила эмоциональную выразительность авторской речи, в которой находят выражение гражданственность писателя, его сострадание героям романа. Их всех суровое время поставило перед необходимостью выбора.
Слайд 19«К кому же прислониться?» — вопрос, который будоражит сознание главного героя Григория
Мелехова, об этом его тревога и дума, переданная посредством внутреннего монолога:
Белые
Красные
Слайд 20 «Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего
бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?» Об этом невнятно думал Григорий, привалясь к задку кошелки. Но, когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выедет в степь; держась наскучившимися по работе руками за чипиги, пойдет за плугом, ощущая его живое движение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, — теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, — поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг… Сладка и густа, как хмелины, казалась в это время жизнь тут, в глушине» (часть пятая, гл. 13).
Слайд 21 Мечта Григория пожить мирным тружеником и семьянином постоянно разрушалась жестокостью гражданской
войны. Эмоциональный контраст используется Шолоховым как средство выражения настроений героя: «Отдохнуть бы Григорию, отоспаться! А потом ходить по мягкой пахотной борозде плугарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный голубой трубный клич….
Но судьба жестоко обходится с ним.
Слайд 22М.Волошин «Гражданская война».
…И здесь и там между рядами
Звучит один и тот
же глас:
«Кто не за нас, тот против нас!
Нет безразличных! Правда с нами!»
…………………………………….
А я стою один меж ними
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других…
Слайд 23Источники:
Шолохов в школе. Книга для учителя. Дрофа, М., 2001. Составитель М.А.
Нянковский.
https://www.vokrug.tv/photo/product/tihii_don_1957/#gallery-28 – кадры из фильма «Тихий Дон» С. Герасимова.
https://yandex.ru/images/search?p=1&text – фотографии М.А. Шолохова