Презентация, доклад на тему Урок на тему Русские басни

Содержание

БасняБасня- один из старейших жанров литературы.В Древней Греции получили известность басни поэта Гесиода. Особенно популярен был Эзоп.Во Франции прославился поэт Лафонтен.Эзоп -древнегреческий баснописец 6 в. до н. э. По преданию, Эзоп был фригийцем, вольноотпущенником, служил при

Слайд 1Из русской литературы 19 века
Русские басни

Из русской литературы 19 векаРусские басни

Слайд 2Басня
Басня- один из старейших жанров литературы.
В Древней Греции получили известность басни

поэта Гесиода. Особенно популярен был Эзоп.
Во Франции прославился поэт Лафонтен.

Эзоп -древнегреческий баснописец 6 в. до н. э. По преданию, Эзоп был фригийцем, вольноотпущенником, служил при дворе лидийского царя Креза и погиб насильственной смертью в Дельфах.

БасняБасня- один из старейших жанров литературы.В Древней Греции получили известность басни поэта Гесиода. Особенно популярен был Эзоп.Во

Слайд 3Кошка и куры. Басня Эзопа
Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись

куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? "Отлично! - сказали куры, - но только когда тебя нет поблизости".
Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

Эзоп

Кошка и куры. Басня ЭзопаКошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские

Слайд 4Русская басня

Первые басни писал ещё в XVII веке
Симеон Полоцкий.
В 1-й

половине XVIII века басни писали
А. Д. Кантемир и
В. К. Тредиаковский.



Василий Кириллович
Тредиаковский

Симион Полоцкий

Антиох Кантемир

Русская басняПервые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий.В 1-й половине XVIII века басни писали А.

Слайд 5Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу

XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова и
И. И. Дмитриева.

Александр Петрович Сумароков

Иван Иванович Дмитриев

Иван Иванович Хемницер

Александр Ефимович Измайлов

Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами

Слайд 6Что же такое басня?
Композиция басни:
1.основное

повествование
2. мораль (нравоучительный вывод),

Цель басни- осмеяние человеческих пороков, недостатков человеческой жизни.

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Что же такое басня?     Композиция басни:	 1.основное повествование   2. мораль (нравоучительный

Слайд 8Особенности басни:
1. Диалог.
2.Просторечная лексика
3. Строчки разной длины.
Когда в товарищах согласья нет,
На

лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
 
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Особенности басни:1. Диалог.2.Просторечная лексика3. Строчки разной длины.Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдет,И выйдет

Слайд 9Художественные особенности басни:
1.Аллегория-это иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет

или человек.
Например:
Волк- это коварный, злой человек.
Заяц- это трусливый, беззащитный человек.
Художественные особенности басни:1.Аллегория-это иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.Например:Волк- это коварный, злой человек.Заяц-

Слайд 102.Эзопов язык- это язык намёков и иносказаний.
Придуман для того, чтобы

обойти цензуру. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.
2.Эзопов язык- это язык намёков и иносказаний. Придуман для того, чтобы обойти цензуру. Раб Эзоп не мог

Слайд 113.Афоризмы- изречения(крылатые слова). Выражающие кратко какую-нибудь глубокую мысль:
Например:
«краткость-сестра таланта»
«Единожды солгавши, кто

тебе поверит.»
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»
3.Афоризмы- изречения(крылатые слова). Выражающие кратко какую-нибудь глубокую мысль:Например:«краткость-сестра таланта»«Единожды солгавши, кто тебе поверит.»«А вы, друзья, как ни

Слайд 124.Олицетворение
(о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых)
Плутовка к дереву на

цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!"
4.Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых)Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны

Слайд 13Басни И.А.Крылова
1769-1844

Басни И.А.Крылова1769-1844

Слайд 14Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье

скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь.
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет

Слайд 15После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу

,чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников.
После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу ,чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его

Слайд 16В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года

прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии.
В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге

Слайд 17В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский

зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.

В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые

Слайд 18В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где

прослужил библиотекарем более 30 лет.
Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги.
В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно

Слайд 19В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском

острове.

В ЛЕТНЕМ САДУ В ПЕТЕРБУРГЕ

В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. В ЛЕТНЕМ САДУ В ПЕТЕРБУРГЕ

Слайд 20 Умер И.А.Крылов в 1844году.
«Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца

Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца

Слайд 21Жанр басни в творчестве И.А.Крылова
Первую басню написал в 11 лет.

Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся).
Многие басни написаны о каком-то реальном историческом событии, например об Отечественной войне 1812 года.
Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики.
Жанр басни в творчестве И.А.КрыловаПервую басню написал в 11 лет. Его герои – типичные для своего времени

Слайд 22Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.

Из каких басен строки?

Вот пуще прежнего пошли у них разборы          И

Слайд 23Квартет

Квартет

Слайд 24К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены

не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,Невежда про неё свой

Слайд 25Мартышка и очки

Мартышка и очки

Слайд 26«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.» -
«Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды

нет,
Ещё тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
«Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай.» -«Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды нет,Ещё тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу

Слайд 27Демьянова уха

Демьянова уха

Слайд 28«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
здесь чистое мутить питьё моё

с песком и с илом?
За дерзость такову я голову с тебя сорву.»

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и с илом?За дерзость

Слайд 29Волк и ягнёнок

Волк и ягнёнок

Слайд 30Хоть видит око,
Да зуб неймёт.

Хоть видит око,Да зуб неймёт.

Слайд 31Лисица и виноград

Лисица и виноград

Слайд 32Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять

ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут!»
Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -Когда бы вверх могла поднять ты рыло,Тебе бы видно было,Что эти

Слайд 33Свинья под дубом

Свинья под дубом

Слайд 34«Смотри-ка, говорит,- кум милый мой!
Что там за рожа?
Какие у неё ужимки

и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.»
«Смотри-ка, говорит,- кум милый мой!Что там за рожа?Какие у неё ужимки и прыжки!Я удавилась бы с тоски,

Слайд 35Зеркало и обезьяна

Зеркало и обезьяна

Слайд 36«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до

вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
«Не оставь меня, кум милой!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!»

Слайд 37Стрекоза и муравей

Стрекоза и муравей

Слайд 38За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит

он Кукушку.

Из какой басни мораль?

За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит петухаЗа то, что хвалит он Кукушку.Из какой басни мораль?

Слайд 39Кукушка и петух

Кукушка и петух

Слайд 40Кто виноват из них, кто прав,-
Судить не нам;
Да только воз и

ныне там.
Кто виноват из них, кто прав,-Судить не нам;Да только воз и ныне там.

Слайд 41Лебедь, Щука и Рак

Лебедь, Щука и Рак

Слайд 42Избави, бог, и нас от этаких судей.

Избави, бог, и нас от этаких судей.

Слайд 43Осёл и соловей

Осёл и соловей

Слайд 44Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет

из него не дело, только мука.
Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт,И выйдет из него не дело, только мука.

Слайд 45Лебедь, Щука и Рак

Лебедь, Щука и Рак

Слайд 46А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не

тратить
по-пустому,
Где нужно власть употребить.
А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратитьпо-пустому,Где нужно власть употребить.

Слайд 47Кот и Повар

Кот и Повар

Слайд 48Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Ты всё пела? Это дело:Так поди же, попляши!

Слайд 49Стрекоза и муравей

Стрекоза и муравей

Слайд 50Эх, эх!- ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я,

совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на слона!»
Эх, эх!- ей Моська отвечает,-Вот то-то мне и духу придаёт,Что я, совсем без драки, Могу попасть в

Слайд 51Слон и моська

Слон и моська

Слайд 52«Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И

волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.»
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
«Послушай-ка, сосед,-Тут ловчий перервал в ответ,-Ты сер, а я, приятель, сед,И волчью вашу я давно натуру знаю;А

Слайд 53Волк на псарне

Волк на псарне

Слайд 54Волк на псарне

Волк на псарне

Слайд 55Тема и идея басни?

Тема и идея басни?

Слайд 56Тема басни. Аллегория.
Тема: В басне отражаются события 1812 года.
Аллегория:
Волк- это Наполеон,

вошедший в Москву.
Ловчий- это слуга, ведающий охотой.
У Крылова-это убелённый сединами полководец Кутузов.


Тема басни. Аллегория.Тема: В басне отражаются события 1812 года.Аллегория:Волк- это Наполеон, вошедший в Москву.Ловчий- это слуга, ведающий

Слайд 57Идея басни
Передать в басне неприязнь народа к Наполеону. Защитить полководческую тактику

Кутузова.
Идея басниПередать в басне неприязнь народа к Наполеону. Защитить полководческую тактику Кутузова.

Слайд 58Мораль басни?

Мораль басни?

Слайд 59Мораль басни.
«С волками не делать мировой…»

Мораль басни.«С волками не делать мировой…»

Слайд 60Найдите афоризм (крылатые слова)

Найдите афоризм (крылатые слова)

Слайд 61Афоризм.
Ты сер, а я ,приятель, сед
И волчью вашу я давно натуру

знаю…
(Кутузов давно воюет и давно знает характер врага)
Афоризм.Ты сер, а я ,приятель, седИ волчью вашу я давно натуру знаю…(Кутузов давно воюет и давно знает

Слайд 62Олицетворение
Я волчьей клятвой утверждаю…
- «Я ваш старинный сват и кум…»

ОлицетворениеЯ волчьей клятвой утверждаю…- «Я ваш старинный сват и кум…»

Слайд 63На дом.
Крылов. Басня «Волк на псарне» наизусть.

На дом.Крылов. Басня «Волк на псарне» наизусть.

Слайд 64Свинья под дубом.

Свинья под дубом.

Слайд 65Найдите аллитерацию

Найдите аллитерацию

Слайд 66Ответ:
Свинья- это неучёный человек. Невежда. Она живёт за счёт умных людей,

пользуется их трудом. Любит есть, спать…
Ответ:Свинья- это неучёный человек. Невежда. Она живёт за счёт умных людей, пользуется их трудом. Любит есть, спать…

Слайд 67Тема басни:
В басне противопоставляется истинное просвещение невежеству.

Тема басни:В басне противопоставляется истинное просвещение невежеству.

Слайд 68Идея

Идея

Слайд 69Ответ:
Идея- высмеять малообразованных, невежественных людей, которые пользуются результатами чужого труда, но

при этом позволяют критиковать тех, от которых они зависят.
Ответ:Идея- высмеять малообразованных, невежественных людей, которые пользуются результатами чужого труда, но при этом позволяют критиковать тех, от

Слайд 70Примеры из жизни.
Зачем учиться?
Не хочу идти на работу.
Хочу мобильный
Хочу стать миллионером.

Примеры из жизни.Зачем учиться?Не хочу идти на работу.Хочу мобильныйХочу стать миллионером.

Слайд 71На дом: 12 басен прочитать.
Выделить идею у басен. У трёх последних

идею записать:
«Мартышка и очки» «Стрекоза и Муравей», «Петух и жемчужное зерно», «Осёл и Соловей», «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, щука и Рак», «Чиж и голубь», «Волк и ягнёнок», «Демьянова уха» . «Кукушка и петух», «Кот и повар».
На дом: 12 басен прочитать.Выделить идею у басен. У трёх последних идею записать:«Мартышка и очки» «Стрекоза и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть