Слайд 1Из русской литературы 19 века
Русские басни
Слайд 2Басня
Басня- один из старейших жанров литературы.
В Древней Греции получили известность басни
поэта Гесиода. Особенно популярен был Эзоп.
Во Франции прославился поэт Лафонтен.
Эзоп -древнегреческий баснописец 6 в. до н. э. По преданию, Эзоп был фригийцем, вольноотпущенником, служил при дворе лидийского царя Креза и погиб насильственной смертью в Дельфах.
Слайд 3Кошка и куры. Басня Эзопа
Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись
куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? "Отлично! - сказали куры, - но только когда тебя нет поблизости".
Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.
Эзоп
Слайд 4Русская басня
Первые басни писал ещё в XVII веке
Симеон Полоцкий.
В 1-й
половине XVIII века басни писали
А. Д. Кантемир и
В. К. Тредиаковский.
Василий Кириллович
Тредиаковский
Симион Полоцкий
Антиох Кантемир
Слайд 5Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу
XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова и
И. И. Дмитриева.
Александр Петрович Сумароков
Иван Иванович Дмитриев
Иван Иванович Хемницер
Александр Ефимович Измайлов
Слайд 6Что же такое басня?
Композиция басни:
1.основное
повествование
2. мораль (нравоучительный вывод),
Цель басни- осмеяние человеческих пороков, недостатков человеческой жизни.
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
Слайд 8Особенности басни:
1. Диалог.
2.Просторечная лексика
3. Строчки разной длины.
Когда в товарищах согласья нет,
На
лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Слайд 9Художественные особенности басни:
1.Аллегория-это иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет
или человек.
Например:
Волк- это коварный, злой человек.
Заяц- это трусливый, беззащитный человек.
Слайд 102.Эзопов язык- это язык намёков и иносказаний.
Придуман для того, чтобы
обойти цензуру. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.
Слайд 113.Афоризмы- изречения(крылатые слова). Выражающие кратко какую-нибудь глубокую мысль:
Например:
«краткость-сестра таланта»
«Единожды солгавши, кто
тебе поверит.»
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»
Слайд 124.Олицетворение
(о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых)
Плутовка к дереву на
цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Слайд 14Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье
скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь.
Слайд 15После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу
,чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников.
Слайд 16В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года
прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии.
Слайд 17В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский
зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.
Слайд 18В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где
прослужил библиотекарем более 30 лет.
Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги.
Слайд 19В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском
острове.
В ЛЕТНЕМ САДУ В ПЕТЕРБУРГЕ
Слайд 20 Умер И.А.Крылов в 1844году.
«Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца
Слайд 21Жанр басни в творчестве И.А.Крылова
Первую басню написал в 11 лет.
Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся).
Многие басни написаны о каком-то реальном историческом событии, например об Отечественной войне 1812 года.
Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики.
Слайд 22Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
Из каких басен строки?
Слайд 24К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены
не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
Слайд 26«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.» -
«Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды
нет,
Ещё тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
Слайд 28«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
здесь чистое мутить питьё моё
с песком и с илом?
За дерзость такову я голову с тебя сорву.»
Слайд 32Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять
ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут!»
Слайд 34«Смотри-ка, говорит,- кум милый мой!
Что там за рожа?
Какие у неё ужимки
и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.»
Слайд 36«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до
вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
Слайд 38За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит
он Кукушку.
Из какой басни мораль?
Слайд 40Кто виноват из них, кто прав,-
Судить не нам;
Да только воз и
ныне там.
Слайд 42Избави, бог, и нас от этаких судей.
Слайд 44Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет
из него не дело, только мука.
Слайд 46А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не
тратить
по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Слайд 48Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Слайд 50Эх, эх!- ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я,
совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на слона!»
Слайд 52«Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И
волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.»
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Слайд 56Тема басни. Аллегория.
Тема: В басне отражаются события 1812 года.
Аллегория:
Волк- это Наполеон,
вошедший в Москву.
Ловчий- это слуга, ведающий охотой.
У Крылова-это убелённый сединами полководец Кутузов.
Слайд 57Идея басни
Передать в басне неприязнь народа к Наполеону. Защитить полководческую тактику
Кутузова.
Слайд 59Мораль басни.
«С волками не делать мировой…»
Слайд 60Найдите афоризм
(крылатые слова)
Слайд 61Афоризм.
Ты сер, а я ,приятель, сед
И волчью вашу я давно натуру
знаю…
(Кутузов давно воюет и давно знает характер врага)
Слайд 62Олицетворение
Я волчьей клятвой утверждаю…
- «Я ваш старинный сват и кум…»
Слайд 63На дом.
Крылов. Басня «Волк на псарне» наизусть.
Слайд 66Ответ:
Свинья- это неучёный человек. Невежда. Она живёт за счёт умных людей,
пользуется их трудом. Любит есть, спать…
Слайд 67Тема басни:
В басне противопоставляется истинное просвещение невежеству.
Слайд 69Ответ:
Идея- высмеять малообразованных, невежественных людей, которые пользуются результатами чужого труда, но
при этом позволяют критиковать тех, от которых они зависят.
Слайд 70Примеры из жизни.
Зачем учиться?
Не хочу идти на работу.
Хочу мобильный
Хочу стать миллионером.
Слайд 71На дом: 12 басен прочитать.
Выделить идею у басен. У трёх последних
идею записать:
«Мартышка и очки» «Стрекоза и Муравей», «Петух и жемчужное зерно», «Осёл и Соловей», «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, щука и Рак», «Чиж и голубь», «Волк и ягнёнок», «Демьянова уха» . «Кукушка и петух», «Кот и повар».