Слайд 1«Любить людей всем теплом и светом своего сердца»
А. Платонов
Урок литературы
в 7 классе
по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ Гимназия №1
Деманова Наталья Рудольфовна
Слайд 3эпиграф урока
«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф. П.
Гааз)
Слайд 4Цель урока:
Выявление нравственных законов, определяющих отношения человека с человеком.
Задачи:
Прочитать рассказ
А. Платонова «Юшка».
Ответить на вопросы о главном герое рассказа.
Формировать навыки вдумчивого чтения и анализа художественного произведения (знакомство с понятием «художественная деталь»)
Раскрыть понятия: «Нравственность», «Гуманизм», «Сострадание», «Толерантность»
Слайд 5Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в
бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
Дмитрий Голубков
Слайд 7Андрей Платонович Платонов ( 1899- 1951)
"Жизнь сразу превратила меня из
ребёнка во взрослого человека, лишая юности",- признавался
А. Платонов
Слайд 9Прочитайте материал. Что нового вы узнали о писателе?
«Родился в Ямской слободе
на окраине Воронежа в 1899году. Довольно скудный и простой пейзаж – плетни, огороды и лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки и перезвоны колокола «Чугунной церкви» - окружал будущего писателя с раннего детства, и именно к нему он проникся такой большой и тёплой любовью.
Отец – Платон Фирсович Климентов – был слесарем железнодорожных мастерских, мать – домохозяйка, ведь семья была большая, состояла из 12 детей, а он был старшим, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет.
Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе - литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста. В 1918 году учился в Воронежском политехникуме, откуда его мобилизовали в Красную Армию.
Только в 1924 году он смог окончить Воронежский политехникум. Некоторое время учился на историко-филологическом факультете университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.
Первый сборник рассказов «Епифанские шлюзы» появляется в 1927 году.
С 1926 года работает над романом о революции «Чевенгур», который был опубликован только в 1988году, как и многие другие произведения писателя, которые увидели свет только в годы перестройки ( «Котлован», «Ювенильное море» и др.)
Умер Платонов в 1951 году, как считают, от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за горячо любимым сыном.
Слайд 11Тайна имени
Ефим- Происходит от древнегреческого "эуфемос": благочестивый, благодушный. Внешне Ефим похож
на мать. … В древнегреческом - Еуфемос, что значит "благодушный". В Россию пришло из Византии вместе с христианством.
Дмитриевич- Происхождение этого имени связано с именем Деметры из древней мифологии. Это богиня земли и плодородия.
Юшка ( из словаря) – кровь, животворящая жидкость, то без чего жить человеку нельзя
Слайд 12Остановка №1
«Так кто такой Юшка?» - заполнение таблицы
Портрет Юшки.
Могла ли нравиться такая внешность людям?
В какой одежде он ходил?
Где Юшка жил и чем питался?
Как Юшка работал?
Слайд 14Остановка №2
Как относились к Юшке дети и подростки?
Как вел себя Юшка?
Почему
они снова бросали в него комья земли, толкали, ударяли его?
Но почему Юшка не сердился на детей, а даже радовался?
Любят ли дети Юшку на самом деле?
А почему дети не умеют любить человека? Почему они не умеют любить никого?
Но почему Юшка всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям?
Слайд 15Поведение, чувства и состояние детей:
-кричали
-бросали в Юшку предметы
-снова окликали
его
-затем снова бросали в него предметы с земли
-подбегали к нему
-трогали его и толкали
потрогав его руками или ударив его, они видели, что он живой
- опять толкали Юшку и кидали в него комья земли
-начинали сами серчать на Юшку
Слайд 16Остановка №3
Но любил ли его народ?
Но почему люди мучили Юшку, «потешались
над ним и терзали его»?
Слайд 18Каким был Юшка в глазах детей и взрослых
Старый, больной, слабый, жалкий,
плохо одетый, неказистый,
невзрачный, тихий, молчаливый, странный, ущербный, не
умеет жить, «божье чучело», «блажной», «юрод негодный»
(ненормальный), «забраковали тебя люди» (не такой, как все,
непохожий, думающий что-то своё).
Слайд 19Остановка №4
А где не скрывал своих чувств Юшка? Почему он не
показывал людям, что любит их?
Слайд 23Остановка №5
Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Чем похож
Юшка на юродивых?
Как вы думаете, прав был Юшка, перенося побои и издевательства молча?
Стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от удара веселого человека?
Слайд 25Остановка №6
Когда Юшка уходил из города, люди думали, что «в дальней
деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как и отец». Но оказалось, что она стала самым необходимым человеком в городе. Почему?
Слайд 27Каким был Юшка на самом деле
Трудолюбивый, добрый, тихий, робкий,
терпеливый, чуткий,
умеет сострадать,
сочувствовать, человеколюбивый,
милосердный, бескорыстный, он побеждает зло добром, он живёт по законам Божьим.
Слайд 29ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ
ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ
ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
Слайд 30Сердце Юшки
ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ
ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ
ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
Слайд 31Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое
несчастьем другого человека.
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Слайд 32«Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Библия
«Старая мудрость говорит: не плачьте
об
умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть».
В. Распутин
Слайд 33В. И. Суриков «Боярыня Морозова»
Слайд 35 О, как же эта истина стара!
Проходит всё, но неизменны люди:
Творя добро,
не жди в ответ добра
И не надейся, что когда-то будет.
Сними с себя последнее бельё,
Отдай в придачу жизнь свою и душу:
Всё заберут спокойно, как своё,
И ноги вытрут об тебя к тому же.
Но пусть обида гложет изнутри,
И болью чьё-то слово обжигает:
Не унывай, твори добро, твори…
Зла на земле и без того хватает.
Эльдар Ахадов
Слайд 36Домашнее задание
Прочитайте высказывания известных
людей. Запишите себе в тетрадь то
высказывание,
которое вам больше
всего понравилось. И пусть оно будет
заголовком вашего мини-сочинения.
Слайд 37 Великое – не умирает.
И.В. Панфилов
Без подлинной любви к человечеству нет подлинной
любви к родине.
А. Франс
Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль
Слайд 38 Великие души переносят страдания молча.
Ф.Шиллер
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для
души человека.
М Горький
Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.
Д.И Писарев
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Л.Н.Толстой