Слайд 1ИТОГОВЫЙ УРОК – ИГРА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 6 КЛАССА
Совместный труд воспламеняет в
людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку. - Р. Эмерсон
Слайд 21. Викторина - разминка
Вопросы для команды № 1:
Древнегреческий трагик, «отец трагедии»,
автор «Прометея прикованного»?
Что подарил людям Прометей?
С каким эпизодом из древнегреческого мифа можно сравнить предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»?
Слайд 31. Викторина - разминка
Вопросы для команды №2:
Древнегреческий поэт и рапсод,
автор поэмы «Труды и дни»?
Какого бога прогневал Прометей своим поступком?
К эпосу какого народа относится предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»?
Слайд 41. Викторина - разминка
Вопросы для команды № 3:
Русский историк, писатель,
педагог; автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции»?
Сын Зевса и земной женщины, жены Амфитриона?
К какому жанру относится произведение «Солдат и смерть»?
Слайд 63. Узнай художественное произведение по картине или иллюстрации.
Команда №1
Слайд 154. По фрагменту узнайте художественное произведение (название и автор)
Команда №1
«…Мальчик пришел
в себя только у источника, у того самого, где накануне днем они с дедушкой завтракали. Припавши вместе ртами к холодному водоему, собака и человек долго и жадно глотали свежую, вкусную воду…И когда они наконец отвалились от источника и пошли дальше, то вода плескалась и булькала в их переполненных животах. Опасность миновала, все ужасы этой ночи прошли без следа, и им обоим весело и легко было идти по белой дороге, ярко освещенной луной, между темными кустарниками, от которых уже тянуло утренней сыростью и сладким запахом освеженного листа…»
Слайд 16Команда №1
«… Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг,
все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву…Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»
Слайд 17Команда №2
«…— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и
Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше, … - Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею…»
Слайд 18Команда №2
«…Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт в
болотах летом, а собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом.
Этой весной снег в густых ельниках ещё держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе…»
Слайд 19Команда №3
«…Итак, всё кончено, – сказал он сам себе; – еще утром имел
я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери. Живописец представил ее облокоченную на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства, – (…), – он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей…»
Слайд 20Команда №3
«…— Мне тут здорово нравится. Я никогда еще не жил
в лесу; зато у меня был один раз ручной опоссум, а в прошлый день рождения мне исполнилось девять лет. Терпеть не могу ходить в школу. Крысы сожрали шестнадцать штук яиц из-под рябой курицы тетки Джимми Талбота…Ветер отчего дует? Оттого, что деревья качаются? У нас было пять штук щенят. Хенк, отчего у тебя нос такой красный? У моего отца денег видимо- невидимо…Дюжина — это сколько будет?..»
Слайд 215. По кадрам из художественных фильмов узнайте литературное произведение.
Команда №1
Слайд 276. Назовите автора художественного произведения.
Команда №1
«Бирюк» - ?
«Шуточка» - ?
«Белый пудель»
- ?
Слайд 28Команда №2
«Налим» - ?
«Детство» - ?
«Любовь к жизни» - ?
Слайд 29Команда №3
«Вождь краснокожих» - ?
«Дубровский» - ?
«Бедные люди» - ?
Слайд 307. Дайте определение следующим литературоведческим понятиям:
Команда №1
Автобиография - ?
Герой - ?
Антитеза
- ?
Слайд 31Команда №2
Баллада - ?
Гипербола - ?
Композиция - ?
Слайд 32Команда №3
Миф - ?
Сюжет - ?
Конфликт - ?
Слайд 338. По описанию определите героя художественного произведения.
Команда №1
«… Это был один
из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете;…»
Слайд 34Команда №2
«… Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники
трепетали при его имени; (…) принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту (…) выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе…»
Слайд 35Команда №3
«…Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца.
Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черпая курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною…»
Слайд 369. Вещи литературных героев. Назовите героя.
Команда №1
Слайд 4210. Узнай писателя по его портрету
Команда №1
1)
2)
Слайд 4511. Подведение итогов.
УРА!!!
БРАВО!!!