Слайд 1Презентация
Стилистические функции причастных оборотов
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 2
Причастный оборот представляет собой стилистический компонент речи, состоящий из причастия и зависимого
слова.
При этом причастный оборот выступает синонимом определительного придаточного предложения со словом «который».
Слайд 4
Использование причастного оборота позволяет в значительной мере сделать изложение лаконичнее, экспрессивнее:
Мальчик,
продававший яблоки, ушёл.
Мальчик, который продавал яблоки, ушёл.
Слайд 6Причастный оборот является принадлежностью, главным образом, книжной речи, в разговорной речи
он употребляется редко.
Слайд 7Причастный оборот отличается большей краткостью в сравнении с придаточным предложением.
Слайд 9Причастный оборот имеет свои стилистические особенности, которые применяются авторами для формирования
своеобразия собственного стиля. В причастном обороте внимание в большей мере сосредотачивается на признаке.
Слайд 10
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
причастного оборота
Слайд 13
Описание - один самых распространенных компонентов стилистических функций причастных оборотов.
Описать
явление – значит, перечислить его признаки.
Именно это свойство описания определяет своеобразие описательных причастных оборотов, где в подавляющем большинстве случаев несколько причастий связано с одним подлежащим.
Слайд 16Пример описания
Приказчик явился. Это был человек лет под сорок, бривший бороду, ходивший в сюртуке и,
по-видимому, проводивший очень покойную
жизнь, потому что лицо его глядело какою-то пухлою полнотою, а желтоватый цвет кожи и маленькие глаза показывали, что он знал слишком хорошо, что такое пуховики и перины
(Н. Гоголь).
Слайд 18
Все причастные обороты этого описания:
«бривший бороду», «ходивший в сюртуке», «проводивший
очень покойную жизнь» - связаны с подлежащим «человек», - которое является в данном предложении общим для всех причастных оборотов.
Все три причастных оборота используются в функции описания, благодаря чему создается образная картина описываемого и перед читателем раскрывается не только его внешний облик, но и его внутренний мир.
Слайд 20
Описательная функция причастных оборотов весьма разнообразна и может использоваться автором в
самых различных условиях.
Основную роль в использовании описательной функции причастных оборотов играет вид описываемого объекта: одушевленное существо и неодушевленный предмет, портрет, пейзаж, событие, интерьер, отношения, чувства, характеры, мысли и т. д.
Слайд 23Важную роль играет момент описываемого объекта: описывается ли он в статическом
или динамическом состоянии.
Существенную роль играет, является ли описательная функция причастного оборота отвлеченной либо контекстной, единой с общей смысловой функцией предложения.
Слайд 26Описательная функция причастного оборота характеризуется композиционной целью, ради которой она используется
в данном предложении.
Слайд 27Характерной чертой описательной функции является расширенное перечисление описываемых свойств путем использования
каскада причастных оборотов:
Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ - и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов (Н. Гоголь).
Слайд 29В данном примере для усиления контрастности и глубины описания использован каскадный
способ использования причастных оборотов. Каждый причастный оборот несет свою собственную смысловую нагрузку, которая вместе с последующей и предыдущей создает тот стилистический эффект, позволяющий усилить образность портретов господ , «которых много на свете». Эти господа имеют:
во-первых, «черные палящие глаза»;
во-вторых, «нависшие брови»;
в-третьих, «перерезанный морщиною лоб»;
в-четвертых, «перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ».
Слайд 31Описание характерных черт с помощью последовательных причастных оборотов позволяет автору создать
законченный групповой портрет господ, представителей высшего сословия.
Слайд 33Авторы часто используют описательную функцию причастных оборотов не только в отношении
людей, но и в отношении неодушевленных примеров:
Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой. Таким образом, одевшись, покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам, озаренным тощим освещением из кое-где мелькавших окон (Н. Гоголь).
Слайд 35
В этом описании в двух последовательных предложениях использовано три причастных оборота
с описательной функцией:
- «вылезшие из носу два волоска»;
- «по бесконечно широким улицам, озаренным тощим освещением»;
- «кое - где мелькавших окон».
Слайд 37Последовательное применение причастных оборотов отличается их смысловой независимостью.
Первый причастный оборот относится
к «бесконечно широким улицам», а второй к мелькавшим окнам.
Последовательное использование причастных оборотов - авторское своеобразие Н. Гоголя, его общего стиля изложения.
Слайд 39Причастные обороты с описательной функцией могут использоваться не только в форме
последовательного перечисления. Они применяются автором индивидуально для описания какой - либо конкретной ситуации:
На другой день Чичиков провел вечер у председателя палаты, который принимал гостей своих в халате, несколько замасленном, и в том числе двух каких-то дам (Н. Гоголь).
Слайд 41«Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом,
деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков» (Н. Гоголь).
Слайд 43
Последовательная функция
причастных оборотов
Слайд 45
Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений,
совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обуславливающих друг друга.
Слайд 47По - видимому, самый краткий в мировой литературе образец повествования –
знаменитое выражение Юлия Цезаря: «Пришел, увидел, победил». Он ярко и точно передает суть повествования – раскрытие перед слушателем или читателем содержания того или иного события, действия, состояния.
Слайд 49
Функция повествования раскрывается через пространство, время и образы, т. е. отвечает
на вопросы:
«что (кто)?», «где?», «когда?».
Обозначение места действия, название субъектов и объектов этого действия, обозначение самих действий - это языковые средства, с помощью которых ведется повествование.
Слайд 52Очень широко используются причастные обороты в повествовательной функции:
Попадались почти смытые дождем
вывески с кренделями и сапогами, кое-где с нарисованными синими брюками и подписью какого-то Аршавского портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров»;... Кое-где просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками, похожими на мыло; где харчевня с нарисованною толстою рыбою и воткнутою в нее вилкою (Н. Гоголь).
Слайд 54В отличие от описательных причастных оборотов, в повествовательных - основная смысловая
нагрузка переносится с причастного на зависимое слово, а причастное в этом случае становится лишь пояснением, образным раскрытием зависимого слова.
Слайд 55Обороты: «с нарисованными синими брюками», «с нарисованною толстою рыбою и воткнутою
в неё вилкою» - являются повествовательными, так как смысловая стилистическая нагрузка в них перенесена на зависимые слова «брюки» и «рыба».
Слайд 56
Стилистические повествовательные функции причастных оборотов разнообразны.
Они связаны с индивидуальным стилем
автора, жанром, предметом изображения.
Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.
Слайд 58В качестве объективного повествовательного причастного оборота можно привести следующее пример:
Подобная игра
природы, впрочем, случается на разных исторических картинах, неизвестно в какое время, откуда и кем привезенных к нам в Россию, иной раз даже нашими вельможами, любителями искусств, накупившими их в Италии по совету везших их курьеров (Н. Гоголь).
Слайд 60Оборот «привезенных к нам в Россию» повествует об исторических картинах, которые «неизвестно в
какое время», неизвестно откуда и кем были в Россию привезены.
Слайд 61
Стилистическая сложность такой конструкции заключается в том, что причастный оборот имеет
тесную смысловую связь с определяющим компонентом «неизвестно в какое время, откуда и кем», который расширяет повествовательную функцию причастного оборота и делает его конструкцию стилистически сложной.
Слайд 63В данном случае автор использовал причастный оборот для достижения максимальной образности
фразы в ущерб её лаконичности.
Слайд 64
В другом случае использование повествовательного причастного оборота применяется в гармоничном сочетания
глубины образности и лаконичности изложения:
Чтобы еще более согласить в чем-нибудь своих противников, он всякий раз подносил им всем свою серебряную с финифтью табакерку, на дне которой заметили две фиалки, положенные туда для запаха
(Н. Гоголь).
Слайд 66Оборот «две фиалки, положенные туда» вносит в данную фразу ярко выраженный
сентиментальный настрой, характеризующий
соответствующие
черты характера
описываемого героя.
Слайд 67Повествовательная функция причастного оборота используется не только для объективной констатации реального
факта, но и для
параллельного
раскрытия
внутренней характеристики героя.
Слайд 68Повествовательная функция причастного оборота наиболее ярко выражена в следующем фрагменте:
«Наружного блеска
они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божия. У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь - и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет» (Н. Гоголь).
Слайд 70В этом повествовании в причастных оборотах видна связь с акцентом на
зависимые слова и контекстом этих слов с подлежащими.
Оборот –
«ни одной души,
не заложенной в ломбард» -
повествует о характерной черте худых («тоненьких») жить вечно в долг, от одного случайного дохода до другого.
Слайд 71
Через зрительный образ худого (значит, голодного и, следовательно, бедного), автор приводит
читателя к простой естественной мысли: у него все «души» заложены.
Другое дело «толстые», у них то дом, купленный на имя жены, то ещё один дом, а то и деревенька, глядишь, прикуплена. Да и вообще, они, «послуживши» да «заслуживши»,
становятся хлебосольными русскими помещиками.
Слайд 73
ФУНКЦИЯ ЭКСПРЕССИИ И СМЫСЛОВОГО КОНТРАСТА –
специальная функция причастного оборота
Слайд 76Функция экспрессии и смыслового контраста – специальная функция причастных оборотов, расширяющая
их стилистическое многообразие.
Основная цель данной функции - сделать текст более эмоционально окрашенным и стилистически динамичным, когда акцентное выделение отдельных компонентов фраз позволяет усилить их психологическое воздействие на читателя или слушателя.
Экспрессия и смысловая контрастность текста придает ему естественную живость и правдоподобие.
Слайд 78
Н. Гоголь довольно активно использует функцию экспрессии и смысловой контрастности в
поэме «Мертвые души»:
«Неожиданным образом звякнули вдруг, как с облаков, задребезжавшие звуки колокольчика, раздался ясно стук колес подлетевшей к крыльцу телеги, и отозвались даже в самой комнате тяжелый храп и тяжкая одышка разгоряченных коней остановившейся тройки» (Н. Гоголь).
Слайд 80В этом примере причастные обороты используются с ярко выраженной функцией экспрессии: «задребезжавшие
звуки», «подлетевшей к крыльцу телеги», «разгоряченных коней», «остановившейся тройки».
Экспрессия фразы начинается с дребезжащего звука, который формирует у читателя ощущение неустойчивости, ломающейся действительности, разрушающегося покоя.
Слайд 83Далее усиливается экспрессия подлетевшей телегой, которая вызывает ассоциации скрипа, грохота и
клубов пыли. Внутренний мир автора возбуждается, и это возбуждение передаётся читателю. Поэтому и появляется следующий причастный оборот – «тяжелый храп и тяжкая отдышка разгоряченных коней».
Слайд 84Экспрессия достигла своего апогея, но достигнутый эффект необходимо закрепить.
Для этого автор применяет функцию смыслового контраста причастных оборотов, заканчивая фразу
оборотом
«остановившейся тройки»,
которая останавливает
не только тройку, но и экспрессию всей фразы.
Слайд 85
ФУНКЦИЯ ИРОНИИ –
функция
причастного оборота
Слайд 88Стилистическая функция причастного оборота – функция иронии – наиболее характерна для
творчества многих писателей.
Эта функция связана с определенным отношением автора к описываемому сюжету, герою, событию, предмету ...
И это отношение носит иронический гротесковый характер, иногда переходящий в открытую или завуалированную карикатуру.
Слайд 90
В зависимости от тех целей, которые автор ставит перед собой в
использовании функции иронии причастных оборотов, они могут быть условно нейтрально описательными или ярко экспрессивными:
«Особенно поразил его какой - то Петр Савельев Неуважай - Корыто, так что он не мог не сказать: «Экой длинный!». Другой имел прицепленный к имени «Коровий кирпич», иной оказался просто: Колесо Иван» (Н. Гоголь).
Слайд 92Причастный оборот : «прицепленный к имени «Коровий кирпич» - является формой
экспрессивного выражения иронической мысли, сфокусированной в причастии «прицепленный» относительно слова «имя».
Слайд 93В качестве примера использования иронической функции причастных оборотов можно привести следующее
предложение:
«Потом показались трубки - деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и не обкуренные, обтянутые замшею и не обтянутые, чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, кисет, вышитый какою - то графинею, где-то на почтовой станции влюбившеюся в него по уши, у которой ручки, по словам его, были самой субдительной сюперфлю, - слово, вероятно означавшее у него высочайшую точку совершенства»
(Н. Гоголь).
Слайд 95Здесь ирония от оборота - «вышитый какою-то графиней» - к концу
предложения доходит до сарказма: «вероятно означавшее у него высочайшую точку совершенства».
Слайд 97
ФУНКЦИЯ УГЛУБЛЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ ОБРАЗНОСТИ
– функция причастного оборота.
Слайд 100Стилистическая функция причастных оборотов - функция углубления смысловой образности - используется,
когда необходимо выделить, подчеркнуть ту или иную черту рассматриваемого героя, события или явления.
Слайд 101Эта стилистическая функция позволяет создавать художественные образы, более насыщенные смысловым содержанием,
с углубленным видением наиболее значимых для автора их характеристических черт.
Слайд 103Н. Гоголь активно использует функцию углубления смысловой образности причастных оборотов:
«Точно ли
так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома с благовонными чугунными лестницами, сияющей медью, красным деревом и коврами, зевающей за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей предстанет поле блеснуть умом и высказать вытверженные мысли, мысли, занимающие по законам моды на целую неделю город, мысли не о том, что делается в ее доме и в ее поместьях, запутанных и расстроенных, благодаря незнанью хозяйственного дела, а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм» (Н. Гоголь).
Слайд 105
Для того чтобы показать внутреннюю, психологическую отчужденность двух сестер, автор применяет
два следующих друг за другом причастных оборота: «пропасть, отделяющая её от сестры её, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома».
Между сестрами не просто пропасть, разделяющая их, но и стены, ограждающие одну из сестер от другой.
Это стены дома с «сияющей медью», чугунными лестницами, красным деревом и коврами.
Слайд 107
Образ изолированного аристократического мира усиливается писателем разнеженной «зевающей» сестрой за недочитанной книгой. Её «вытверженные
мысли», «занимающие ... целую неделю город». Но и это еще не даёт завершенной картины образа, и автор вводит оборот: «ее поместьях, запутанных и расстроенных, благодаря незнанью».
Слайд 109
ФУНКЦИЯ УТОЧНЕНИЯ –
функция причастного оборота
Слайд 112
Стилистическая функция причастного оборота – функция уточнения - используется тогда, когда
необходимо по ходу изложения уточнить
какую - либо характерную деталь, позволяющую читателю или слушателю точнее понять авторскую мысль в данном месте изложения.
Слайд 114
Функция уточнения используется в тех местах текста, где без уточняющего причастного
оборота фраза становится незаконченной, или неясно выраженной, или обладающей некой смысловой размытостью, недостаточной конкретностью.
Слайд 116Функция уточнения причастного оборота использовал Н. Гоголь в следующем отрывке:
«За огородами
следовали крестьянские избы, которые, хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы, как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым; ворота нигде не покосились, а в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он, где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две» (Н. Гоголь).
Слайд 118Без причастного оборота - «сделанному Чичиковым» - содержательный компонент оставшейся части
приобрел бы совсем иной смысловой оттенок.
Слайд 119Использование такой стилистической функции причастного оборота, как функция уточнения, позволяет автору
принципиально менять целевую направленность содержания текста.
Слайд 120Иногда функция уточнения используется в более простых случаях, расширяя знания читателя
об описываемом объекте:
Прошедши порядочное расстояние, увидели точно границу, состоявшую из деревянного столбика и узенького рва.
Слайд 122
ФУНКЦИЯ АНАЛОГИИ –
функция причастного оборота
Слайд 123Функция аналогии причастных оборотов наиболее редкая функция. Но стиль писателя при
помощи функции аналогии приобретает своеобразную изюминку:
Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица.
Без девчонки было бы трудно сделать и это, потому что дороги расползались во все стороны, как пойманные раки, когда их высыпают из мешка, и Селифану довелось бы поколесить уже не по своей вине (Н. Гоголь).
Слайд 125
Аналогия, как прием ассоциативной связи разноприродных явлений в одном образном ряду,
- один из самых художественных приемов в литературе.
Он позволяет возбудить в читателе тонкие подсознательные воспоминания, связанные с образами аналогии, приведенными авторами.
Слайд 128Некрасивый, с черной обломанной верхушкой, ствол березы, благодаря причастному обороту с
функцией аналогии, превращается у нас на глазах в завораживающую картину сверкающей колонны, а бессистемно наезженные и протоптанные по полям и весям дороги, превращаются в живых раков, ползущих в разные стороны, куда им вздумается.
Слайд 130Иногда аналогия сопровождается иронией :
«Уже по одному собачьему лаю, составленному из таких
музыкантов, можно было предположить, что деревушка была порядочная; но промокший и озябший герой наш ни о чем не думал, как только о постели» (Н. Гоголь).
Сравнение собачьего лая с игрой музыкантов не может не вызвать улыбки: каких же музыкантов вспоминает автор, что собачий лай ему кажется музыкой.
Слайд 133В современном русском языке причастные обороты имеют достаточно широкое распространение, несмотря
на сложность их стилистического применения.
Слайд 134Стилистическая функциональность причастных оборотов определяется также их формообразованием.
Обособленный причастный оборот
обладает большей смысловой нагрузкой по сравнению с тем же оборотом в случае его необособления.
Слайд 136В то же время необособленный причастный оборот теснее примыкает к существительному.
Слайд 137Причастные обороты могут выступать в значении времени, вида или залога. В
зависимости от стилистической задачи возможно различное согласование причастий в оборотах, в результате чего в предложении появляются различные смысловые оттенки.
Слайд 140В зависимости от стилистических задач причастные обороты могут быть краткими и
развернутыми, что необходимо в тех случаях, когда требуется, так или иначе, пояснить излагаемую мысль.
Слайд 141Иногда причастные обороты могут использоваться для замены синонимичных придаточных предложений, с
целью придания им более лаконичной экспрессивной формы.