Слайд 1Презентация
КОМЕДИЯ
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4Коме́дия (др. – греч. κωμ-ῳδία, от κῶμος «праздник в честь Диониса» + ἀοιδή / ᾠδή, ᾠδά «песня; ода») — жанр художественного
произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы.
Слайд 7Комедия – это драматический жанр литературы, в центре которого стоит комическое смешное
событие.
Слайд 10Комедия (от гр. comos - толпа гуляк и oide - песнь) - один из жанров
драматического рода, в котором изображается комический конфликт, основанный на каком - либо недоразумении, ошибке, совпадении и т. п.
Слайд 12 Комедия в литературе - один из основных, наряду с трагедией,
жанров драмы. Зародилась она в Древней Греции.
Слайд 14 Её основателем считают Аристофана (ок. 446 — ок. 385 до
н. э.).
Слайд 17Аристофан первым показал в литературе силу и возможности смеха.
Слайд 19Аристофан любил в своих комедиях выставлять на смех известных афинских граждан,
а также важные события политической жизни Афин.
Слайд 22Лучшей своей комедией драматург считал пьесу «Облака».
Слайд 23Комедия противостоит трагедии в том плане, что трагедия – это высокий
жанр литературы, а комедия, наоборот, приниженный, профанный жанр.
Слайд 25 Комедия, как и трагедия, возникла из древних обрядовых действ, в
который участники обряда разыгрывали определенные ситуации, вступая в диалог друг с другом.
Слайд 28Что характерно для комедии?
Прежде всего смех.
Слайд 29 Основополагающим, жанрообразующим признаком комедии является смех.
Слайд 31Но смех бывает разный – добродушный, лёгкий, мрачный, злой, уничтожающий... В
комедии любой смех вырастает из несоответствий.
Слайд 32 Если классифицировать комедии по характеру смеха, то можно разделить их
на сатирические и юмористические. «Ревизор» — комедия сатирическая.
Слайд 35Вариантов несоответствия есть много: между мнимым и истинным, между словом и
делом, между внешним и внутренним.
Слайд 36В комедии «Ревизор» Гоголя есть несколько несоответствий. Главное — с одной
стороны ничтожный человек Хлестаков, а с другой — перепуганные чиновники уездного города. Своим страхом перед ревизией они возвели Хлестакова в ранг всемогущего ревизора, создали из него значительную персону. Несоответствие выявило, кто чего стоит.
Слайд 40
Центральное несоответствие распадается на серию второстепенных: между назначением должности и формой
её исполнения, как у городничего или Земляники. Он — попечитель богоугодных заведений. Но вместо того, чтобы заботиться о стариках, сиротах, обворовывает их. Земляника — «человек толстый, но плут тонкий», - объяснял Гоголь актёрам.
Слайд 43 Несоответствие определяет развитие действия в комедии. Оно, а также диалоги
персонажей, в которых много каламбуров, смешных слов и смешной интонации, являются в комедии одним из важнейших источников смеха.
Слайд 45Вот городничий в «Ревизоре». В его словаре слова: «финтирлюшки», «ассиряне», «экивок»;
выражения: «кукиш с маслом», «задам перцу» и другие столь же колоритные.
Слайд 47Чтобы привлечь внимание к несоответствию, комедия часто прибегает к гиперболе, заострённости,
абсурду.
Слайд 49В «Ревизоре» есть уникальная по своей абсурдности ситуация с унтер -
офицерской женой, пожелавшей получить компенсацию за то, что ее высекли «по ошибке». В результате вместо сочувствия она вызывает смех.
Слайд 53Специфика комедии наилучшим образом вскрывается в ее сопоставлении с трагедией. Если
в центре трагедии неразрешимый трагический конфликт, то в центре комедии – нелепая смешная ситуация.
Слайд 54Трагический герой всегда возвышенный, он наполнен богатым миром чувств, эмоций, переживаний.
Он ставит на карту свою жизнь, он преследует благородные цели.
Слайд 55Комический персонаж, наоборот, приниженный, нелепый, смешной, глупый, порочный, неполноценный, в большинстве
случаев лишенный внутреннего мира, этакий простачок, не понимающий того, что он смешон.
Слайд 56Аристотель определял комедию, как «подражание худшим людям, но не во всей
их порочности, а в смешном виде».
Слайд 57Аристотель определил смешное, комическое как некоторую ошибку и безобразие, которое никому
не причиняет вреда и страданий.
Слайд 59 Самые ранние сохранившиеся комедии созданы в Древних Афинах и принадлежат
перу Аристофана .
Слайд 62 К числу видов комедии относятся такие жанры, как фарс, водевиль,
интермедия скетч, оперетта пародия.
Слайд 65
Интерме́дия (от лат. intermedius «находящийся посередине») — небольшая пьеса или сцена, обычно комического
характера, разыгрываемая между действиями основной пьесы ( драмы или оперы ); то же, что и интерлюдия («междудействие»).
Слайд 66Скетч (англ. sketch «эскиз, набросок, зарисовка») — короткая одноактная пьеса комедийного содержания с небольшим
числом действующих лиц (как правило двумя, реже — тремя). Такая художественная форма, ведущая начало от народной интермедии , появилась в XVI веке; наибольшее распространение получила на западной эстраде.
Слайд 69В наши дни комедией являются многие кинофильмы, построенные исключительно на внешнем
комизме, комизме положений, в которые персонажи попадают в процессе развития действия.
Слайд 70Различают комедию положений и комедию характеров.
В комедии воссоздаются жизненные ситуации или характеры, вызывающие смех.
Поэтому в литературоведении различают ее жанровые разновидности: комедия положений и комедия характеров.
Слайд 74Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются
события и обстоятельства.
Слайд 76В комедии положений - читатель (зритель) смеётся над смешными ситуациями, в
которые попадают герои.
Слайд 78
Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя
суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
Слайд 80 В комедии характеров смех вызывают их характеры.
Слайд 81Чаще всего обе разновидности комедий соединяются в одной, как это случилось
в «Ревизоре».
Здесь из смешного недоразумения (чиновники приняли ничтожного человека за важную птицу) вытекают все последующие события.
Слайд 82И всё - таки «Ревизор» — это, прежде всего, — комедия
характеров.
Потому что ошибка чиновников объясняется свойствами их характеров.
Они привыкли брать взятки, поэтому и испугались до смерти ревизора.
В этой "ситуации ревизора" они выглядят смешными, но каждый по-своему, в зависимости от характера.
Слайд 84Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие
качества.
Слайд 86В зависимости от организации и оценки содержательного материала выделяют также лирическую
комедию, сатирическую комедию, комедию интриги и комедию нравов.
Слайд 89Часто произведения комического жанра можно отнести к смешанному типу, т.к. именно
в соединении различных комедийных принципов и приемов авторы достигают наивысшего комического эффекта.
Слайд 90Например, «Ревизора» Н. В. Гоголя можно рассматривать как комедию положений, т.
к. в основу ее положено недоразумение, и как комедию характеров,
т. к. герои ее представляют
собой социальные типы,
Иллюстрирующие
человеческие недостатки:
мздиомство, глупость,
нравственную нечистоплотность, халатность
и т. п.
Слайд 93Есть и такая разновидность комедии, которую называют «высокой».
Комедия высокая — форма комедии нравов и комедии бытовой, отмеченная остроумием, изяществом и изысканностью стиля.
Слайд 94В «высокой» комедии комический эффект достигается не использованием юмористических приемов, вызывающих
смех, а иронией. Они изображают не смешные, а скорее трагичные в своей нелепости ситуации.
Слайд 95К «высоким» комедиям относят «Горе от ума» А. Грибоедова.
Слайд 98Иногда встречается и авторское истолкование жанра комедии. Например, комедиями называл свои
пьесы А. Чехов («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»).
Слайд 99А в литературе средних веков комедией считали произведение любого жанра, даже
не драматического, которое плохо начиналось, но благополучно заканчивалось.
К примеру, «Божественная комедия» Данте Алигьери.
Слайд 101 Характеры в комедиях обычно выписываются крупно, с акцентом на высмеиваемых
чертах. Например, в «Ревизоре» на гипертрофированной любви городничего к чинам. Правда, другие его слабости писатель тоже не обходит вниманием.
Слайд 102Во всякой комедии, как бы она язвительно не смеялась, есть положительное
начало, хотя не всегда оно воплощено в конкретной персоне.
Слайд 103Гоголь, отвечая на упрёки критиков, что в «Ревизоре» нет положительного героя,
писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это честное благородное лицо был — смех».
Слайд 104Именно смех и выявил все пороки уездного чиновничества, скрывавшиеся под слоем
повседневности.
Слайд 106В комедии высмеиваются низкие качества человека, такие как глупость, подлость, наивность,
недальновидность, простоватость.
Слайд 107Назначение комедии — в осмеянии того, что противоречит норме жизни, но
не только. В этих произведениях ещё много просто весёлого и развлекающего.
Слайд 108Наиболее яркими примерами комедий в русской литературе являются «Ревизор» Н.В. Гоголя,
«Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Недоросль» Д. Фонвизина,
«Баня» В.В. Маяковского.
Слайд 110Основные черты комедии следующие:
один из основных жанров драмы;
«отец комедии» — Аристофан;
несоответствие как основа
жанра;
комедия характеров и комедия положений;
присутствие положительного начала в комедии;
гипербола, абсурд, заострённость как художественные способы создания комического в комедии;
назначение комедии в изображении явлений, событий и характеров, что вызывают смех.