Слайд 1Уильям Шекспир
(1564 – 1616)
Английский драматург и поэт, один из самых
знаменитых драматургов мира, автор по крайней мере
17 комедий, 11 трагедий, 5 поэм и 154 сонетов.
Слайд 2ШЕКСПИР
Я не умею скрывать свои чувства: когда у меня есть причина
для печали, я должен быть печальным и ни на чьи шутки не улыбаться; когда я голоден, я должен есть и никого не дожидаться; когда меня ко сну клонит, должен спать, не заботясь ни о чьих делах; когда мне весело, смеяться — и никогда не подделываться под чье бы то ни было настроение.
Слайд 3 Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1654. Происходил из
семьи торговцев и ремесленников. Учился в «грамматической школе», где основным предметом был латинский язык и основы греческого. В школе получил широкие знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве.
Рождение
Слайд 4В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы, а с
1599 года — также одним из пайщиков предприятия. При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской (1603), а сам Шекспир вместе с другими старыми членами труппы — звание камердинера. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины.
Воссозданный театр «Глобус», в котором работала труппа Шекспира
Слайд 5Появление нового драматурга
В 1592-94 лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. Во
время невольной паузы Шекспир создает несколько пьес: хронику "Ричард III", "Комедию ошибок" и "Укрощение строптивой", свою первую трагедию (еще выдержанную в бытовавшем стиле "кровавой трагедии") "Тит Андроник", а также выпускает в свет впервые под своим именем поэмы "Венера и Адонис" и "Лукреция". В 1594 после открытия театров Шекспир присоединяется к новому составу труппы лорда-камергера, называвшейся так по должности ее покровителя Хансдона. Со сцены сошли (умерли или перестали писать для театра) "университетские умы". Начинается эпоха Шекспира.
Слайд 6Творчество
Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы
и сонеты) и драматическую.
В.Г.Белинский писал, что «слишком было бы смело и странно отдать Шекспиру решительное преимущество пред всеми поэтами человечества, как собственно поэт, но как драматург он и теперь остается без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени».
Слайд 7Первый период (1590—1594)
По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности:
Шекспир ещё весь во власти своих предшественников.
По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства — дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» (Венгеров).
Слайд 8Второй период (1594—1601)
Около 1595 года Шекспир создаёт одну из самых
популярных своих трагедий — «Ромео и Джульетту» , — историю развития человеческой личности в борьбе с внешними обстоятельствами за право на свободную любовь.
Слайд 9Третий период (1600—1609)
Третий период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий 1600—1609 годы,
сторонники субъективистского биографического подхода к творчеству Шекспира называют периодом «глубокого душевного мрака».
Герои «великих трагедий» Шекспира — люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло. Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор — как существовать в нём, они сами творят свою судьбу и несут всю полноту ответственности за это.
Слайд 10Четвёртый период (1609—1612)
В пьесах последнего периода тяжёлые испытания подчёркивают радость избавления
от бедствий. Клевета уличается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не имеет трагических последствий, любящие соединяются в счастливом браке. Оптимизм этих произведений критиками воспринимается как знак примирённости их автора.
Слайд 11Стихотворения и поэмы
В общем стихотворения Шекспира, конечно, не могут идти
в сравнение с его гениальными драмами. Но сами по себе взятые, они носят отпечаток незаурядного таланта, и если бы не тонули в славе Шекспира-драматурга, одни вполне могли бы доставить и действительно доставили автору большую известность.
Слайд 12Сонеты
Сонет — стихотворение из 14 строк. В английской традиции, в основе
которой лежат, в первую очередь, сонеты Шекспира, принята определенная рифмовка. Всего Шекспиром было написано 154 сонета, и бо́льшая их часть была создана в 1592- 1599 годах.
Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы.
Слайд 13Трагедии Уильяма Шекспира
Шекспир писал трагедии с начала литературной деятельности.
Одной из первых его пьес стала римская трагедия « Тит Андроник», спустя несколько лет появилась пьеса «Ромео и Джульетта». Однако наиболее знаменитые трагедии Шекспира написаны в продолжение семилетия 1601-1608 годы.
В этот период были созданы четыре великих трагедии — «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет», а также «Антоний и Клеопатра».
Многие исследователи связывали эти пьесы с установками жанра: главный герой должен быть выдающимся, но не лишённым порока человеком, а зрители должны испытывать к нему определённые симпатии. Драматург следует доктрине свободной воли: (анти)герою всегда предоставлена возможность выпутаться из ситуации и искупить грехи. Однако он не замечает этой возможности и идёт навстречу року.
1
2
Слайд 14Трагедия – драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом
её исходе, противоположный комедии.
Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.
Слайд 15Трагедия «Гамлет»
Трагическая история о Га́млете, принце датском, одна из самых известных
пьес в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира — в ней 4 042 строки и 29 551 слово.
Трагедия основана на легенде о Гамлете, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком и посвящена прежде всего мести — в ней главный герой, Гамлет, как и два других, ищет отмщения смерти своего отца. Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида.
Слайд 16Трагедия «Ромео и Джульетта»
«Ромео и Джульетта» — трагедия в 5 действиях, рассказывающая
о двух враждующих семьях Монтекки и Капулетти.
Сочинение относится к 1595 году.
Пьеса основана на новелле итальянского писателя XVI века Банделло, но сюжет, лёгший в основу обоих произведений, гораздо более древний: он разработан ещё у Овидия в истории о Пираме и Фисбе.
Историческая достоверность данной истории до сих пор не установлена.
«Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте».
Слайд 17Так называемый «дом Джульетты» с балконом в Вероне
Так называемая «гробница Джульетты»
в Вероне
В Вероне у туристов популярны дома Джульетты и Ромео, а также гробница героини, которые исторически не имеют ничего общего с героями пьесы.
Слайд 18Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»
Балет "Ромео и Джульетта" увидел свет рампы
в Ленинграде в январе 1940 года. Музыка Сергея Сергеевича Прокофьева к балету "Ромео и Джульетта" сначала многим казалась непонятной и сложной. Успех премьеры превзошел все ожидания. Главные партии исполняли Галина Уланова и Константин Сергеев, после этого балета Уланову назвали великой.
Слайд 19НЕОЖИДАННЫЙ ОТЪЕЗД
Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из
столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут "шекспировским вопросом". Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился - 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.
Слайд 20ШЕКСПИРОВСКИЙ ВОПРОС
Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание.
В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова - о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый "шекспировский вопрос": а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?
Слайд 21ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
•Шекспир обладал гигантским словарным запасом - от 20 до 25
тысяч слов, современный же англичанин с высшим образованием употребляет не более 4 тысяч слов.
•Шекспир ввел в английский язык около 3200 новых слов - больше, чем его литературные современники вместе взятые.
Слайд 22•Не сохранилось ни одной рукописи Шекспира. Сохранились лишь шесть подписей на
официальных документах сделанные его рукой.
•Вся семья Шекспира - отец, мать, жена, дети - были не грамотны. На данный момент нет ни одного сведения о том что сам Шекспир был грамотным.
Слайд 23Подведем итоги:
Шекспир — наивысшее выражение английской ренессансной литературы, более того, всей
английской литературы: равного ему по творческому величию, значительности и жизнеспособности его наследия нет в литературной истории Англии. Национальный гений, Шекспир принадлежит к гениям европейской и мировой литературы, к небольшому числу писателей, которые оказывали и оказывают интенсивное воздействие на развитие многих национальных литератур и на всю духовную культуру мира.
Шекспировский взгляд на вещи необычайно реален. Им все ухвачено, всему дана действительная цена. В этом чувстве, в этой реальности и трезвости восприятия и передачи действительности суть и основа его реализма.