Слайд 1ФЕСТИВАЛЬ ПРОЕКТОВ
Граффити
в субкультуре Арктики
и художественной
литературе
Слайд 2Цель данной работы: выяснить что такое граффити в субкультуре Арктики, в
частности, в Тикси, и художественной литературе.
Основной гипотезой мы считаем предположение, что в Тикси граффити будет развиваться, но незначительно и эпизодически.
Задачи:
1. Изучить литературу и другие доступные источники по данному вопросу.
2. Выяснить, какие стили существуют в этом направлении.
3. Провести опрос тех людей, которые занимаются граффити.
4. Собрать фотоматериал по граффити в Тикси.
Слайд 3При работе над поисками ответа на этот вопрос применялся системно –
структурный анализ в контексте изучения проблемы как истории повседневности.
Первичным материалом системных описаний послужил поиск граффити, его описание и фиксация (в виде фотоматериалов), к какому жанру литературы уместно отнести его. Применялось и интервьюирование с теми представителями данного направления, кого удалось найти, и кто согласился ответить на ряд вопросов.
Методология.
Слайд 4Что такое ГРАФФИТИ?
Надписи и рисунки на
стенах домов, на заборах и т. п., сделанные самодеятельными художниками в особой манере.
Древние процарапанные надписи на стенах храмов, металлических изделиях, сосудах и т. п.
Слайд 5Настенные надписи известны с глубокой древности.
Они открыты в странах Древнего
Египта, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы). Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность и расцениваемую многими как акт вандализма.
Слайд 6Виды граффити
Writing.
Это основной вид граффити,
В сущности, это и есть само граффити,
точнее то, что рисуется графферами на стенах.
Разнообразные куски (pieces ), выполненные в различных стилях. Все, кто рисует на стенах, называются writer’ами
Слайд 7 Bombing
Это экстремальный вид граффити. Обычно рисунок наносится
на корпус разных видов транспорта. Изначально это было метро, но московские (и не только) реалии (усиленная охрана метрополитенов, патрули полицейских и т.д.) заставили наших современных бомберов переключиться на наземные поезда. Обычно это электрички (хотя это тоже связано с риском – так кроме того, что железнодорожная охрана также не дремлет, опасность состоит в наличии на соседних путях движущихся составов). Для бомбинга обычно важно не качество кусков, а количество и скорость, поэтому они рисуют очень быстро, небрежно и естественно никакой красоты в рисунках нет.
Слайд 8Tagging
В переводе – вешать ярлык. Судя по всему, именно с него
началась история этой субкультуры. Таг – это подпись writer’а, его ник, выполняемый одним цветом очень быстро, но со вкусом. Никакой piece не должен быть оставлен без тага, это как подпись работы. Иногда графферы просто ходят по улицам и оставляют свои таги, где попало для того, чтобы «разрекламировать» свое имя. Что в принципе бессмысленно. Имя есть, а рисунка нет.
Слайд 9Scratching или scrabbing
Скребать. Весьма странное ответвление направления граффити. Рисуется точильным камнем или
«победитом» (вид сверхтвердого сплава) или стеклорезом на стеклах, чаще всего в транспорте. Вряд ли из этого может получиться что - либо красивое.
Однако, к сожалению, скрэтчинг сейчас достаточно распространен (особенно в крупных городах), как достаточно массовое явление. Именно он и ему подобные стили и вызывают осуждение в обществе. По сути дела это и есть варварство.
Слайд 10Стили
Граффити:
Throw-up.
В переводе - бросок вверх. Это самый простенький стиль, выполнен
в двух цветах. Каким-то одним цветом выполняется заранее нарисованный (мелом, карандашом) контур, другим цветом выполняется заливка. Чаще всего выполнен в черном и белом, черном и серебристом цветах, возможны и другие разнообразные варианты, главное чтобы цвета были контрастными, но при этом сочетались друг с другом. С этого стиля обычно все начинают, часто используется при бомблении, так как прост в исполнении.
Слайд 11Blockbusters
Также простой стиль, отличается большими, широкими буквами. Рисуется иногда даже одним
цветом. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Хорошо годится для того, чтобы громко заявить о себе Bubles. В переводе с английского слово означает «пузырь». Рисуется несколькими цветами. Более сложен в исполнении, чем предыдущие два. Также часто используется в бомбинге. Более характерен для 90 годов 20 века, сейчас распространен не очень широко, почти исчезает.
Слайд 12Wild Style
В переводе с англ. – «Дикий стиль».
Это динамичный стиль,
трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных фишек и наворотов, с наложением и переплетением букв. Труден в исполнении, этим стилем рисуют уже опытные writer’ы. Обычно им рисуют в спокойном месте, и работают над таким творением достаточно долго. Требует серьезной подготовки, предварительных набросков, нужно учесть все тонкости при рисовании. В отличие от предыдущих стилей в Wild’е можно создать настоящие шедевры.
Слайд 13Основные зоны распространения граффити в современных российских городах и поселках:
улица (стены
зданий, подземных переходов, гаражей, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.);
транспорт; подъезды и лестницы (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.);
интерьеры публичных (чаще всего учебных заведений) учреждений.
Слайд 14ГРАФФИТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Однако, несмотря на древнее происхождение жанра,
относящееся еще
к Древнему Египту, Античной
Греции и Древнему Риму, в отечественной
фольклористике этот раздел остается по-прежнему
почти не изученным.
Как показывают наши наблюдения, современный фольклорный жанр граффити вмещает в себя не только «уличные настенные надписи», но и тексты, оставляемые на стенах различных помещений, на столах учебных заведений и т. д. (впрочем, с этим
согласен и исследователь граффити М. Л. Лурье).
Слайд 15Современные граффити по жанру можно разделить на 2 вида:
1. Художественно-изобразительные -
с четко выработанным стилем рисунка, с весьма трудно читаемыми текстами;
2. Текстовые граффити, которые и будут объектом нашего внимания.
Слайд 16Самые популярные молодежные граффити:
манифестационные, преимущественно связанные с фиксацией имени объекта
(«Таня», «Здесь был Коля»);
для студенческих и школьных аудиторий типичны граффити, выражающие эмоциональное и физическое состояние («Надоело!», «Хочу спать!», «Хочу есть!»);
монологическая форма записей часто переходит в диалогическую, что вполне соответствует тенденции к усилению коммуникативной функции молодежного фольклора: «Беззащитный человек / Утопает в море, / Хоть улыбка на лице, / Но какое горе! - Ерунда. - Это не ерунда, это - ПРИКОЛЬНО! - Нет, ерунда»; «Мы гордо называем свой Тикси «дыра», а иностранцы завистливо говорят «Бухта встреч». Но все – таки она наша - наша ДЫРА» и т. д.;
Слайд 17Жанр находит свое отражение и в русской литературе.
Одно из первых -
ставший культовым роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Еще в 20-х годах XX в. в главе 38-й мы читаем: «Остап, забыв о величественности Дарьяльского ущелья, закричал, стараясь перебороть грохот и стоны Терека: - Великие люди! Обратите внимание, предводитель. Видите? Чуть повыше облака и несколько ниже орла! Надпись: “Коля и Мика, июнь 1914 г.”. Незабываемое зрелище! Обратите внимание на художественность исполнения! Каждая буква величаво в метр и нарисована масляной краской! Где вы сейчас, Коля и Мика? Киса, - продолжал Остап, - давайте и мы увековечимся. Забьем Мике баки. У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас и напишу: «Киса и Ося здесь были».
Слайд 18Несколько иное - в песнях Олега Митяева. По крайней мере в
двух его балладах, где присутствует граффити, доминирует лирическое начало. В песне «С добрым утром, любимая» говорится о надписи на асфальте, из-за которой «так расстроится ГАИ». Интересно, что здесь имеет место некий дуализм авторства. Сначала это «написал какой-то местный идиот», но потом выясняется, что автор граффити - сам лирический герой.
То же и в песне, где звучит:
«И кто-то пишет,
Рукой согретой
На замороженном троллейбусном стекле:
“Крепитесь, люди, скоро лето!”
Слайд 19В начале XXI в. эстафету обращения к фольклорному жанру граффити подхватывает
Людмила Петрушевская. В конце 2002 г. журнал «Октябрь» публикует ее «Морские помойные рассказы». В отличие от предшественников, она упоминает и самый распространенный вид граффити - настенные росписи («Я видала такое на стене... У нас в южном Бутове все на улице исписано этими задачками. Все стены!»)
В начале XXI в. эстафету обращения к фольклорному жанру граффити подхватывает
Людмила Петрушевская. В конце 2002 г. журнал «Октябрь» публикует ее «Морские помойные рассказы». В отличие от предшественников, она упоминает и самый распространенный вид граффити - настенные росписи («Я видала такое на стене... У нас в южном Бутове все на улице исписано этими задачками. Все стены!»)
Слайд 20Мы можем сделать следующие выводы:
обращение к данному жанру фольклора довольно последовательно
усиливается по мере его актуализации в реальной действительности;
граффити упоминаются, играют определенную роль как в произведениях прозаиков (И. Ильф, Е. Петров, В. Ерофеев, Л. Петрушевская), так и поэтов-бардов (В. Высоцкий, О. Митяев), начиная с 20-х гг. XX в. до начала XXI в.;
цели - различны, как различны и виды упоминаемых граффити;
очевидно, доминируют манифестационные, связанные с фиксацией имени объекта и его местопребывания (у И. Ильфа и Е. Петрова, у B. Высоцкого, отчасти - у В. Ерофеева);
но в целом налицо довольно живой отклик нашей литературы на один из самых популярных видов современного фольклора. Это свидетельствует о том, что до сих пор наша литература «отражает жизнь» в самых разных ее проявлениях.
Слайд 21АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАФФИТИ
В ТИКСИ
Вопросы.
1. Зачем вы рисуете, что
является главным мотивом в вашем творчестве, поведение?
2. Какие особенности написания, рисования граффити характерны именно для Тикси?
Ответы:
1. Злобная реакция, отчаяние от невозможности, что- либо изменить (в личном плане, редко в социальном) в каком -то конкретном случае.
2. Желание развлечься, получить адреналин.
3. Утверждение личностной или групповой идентификации (по разным направлениям – музыкальным, спортивным и тому подобным)
4. Редко - любовное послание. (Не рассматриваются надписи, оставляемые выпускниками на стенах домов после получения аттестатов.)
Слайд 22ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На наш взгляд, молодежь увлекается таким неодинарным направлением как граффити, потому
что взрослые, как правило, не хотят слушать или даже слышать молодое поколение. Взрослые привыкли, что во всем они опытнее.
По мнению взрослых, чтобы стать известным художником и донести свои мысли, надо учиться в институтах, колледжах и других учебных заведениях. Но не у всех есть возможность. Поэтому и появилось такое направление, как граффити. Есть, конечно, и другие причины. Выше они были указаны. Но в условиях Тикси граффити развитие вряд ли получит в том виде, в котором оно существует в мегаполисах.