Мы дождались пророков наших –
и узнали их, мы дождались знамений – и поняли, и уразумели их…
В.Г.Белинский
ТВОРЧЕСТВО
Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы
Хахулина В.А.
Слайд 2 Тут нужно говорить… чтоб душа читалась на
лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний… лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов, исписанной бумаги.
Ф.М.Достоевский
Слайд 3Первый роман «Бедные люди» написан в 1846 году.
«И стал я разглядывать и вдруг увидел какие-то странные лица. Все это были странные, чудные фигуры, вполне прозаические… вполне титулярные советники и в то же время как будто фантастические титулярные советники… И замерещилась мне тогда… история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое… а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная, и глубоко разорвала мне сердце вся их история».
Ф.М.Достоевский
Слайд 4«Отставного инженера-поручика Достоевского… подвергнуть смертной казни расстрелянием…»
«…Но я
вам лучше расскажу про другую встречу прошлого года с одним человеком. Тут одно обстоятельство очень странное было, - странное тем, собственно, что случай такой редко бывает. Этот человек был раз взведен… на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием… Что же с душой в эту минуту делается, до каких судорог её доводят?»
князь Мышкин, «Идиот»
Слайд 5
«ИДИОТ» начинается случайной встречей Мышкина и Рогожина: «В одном из вагонов
третьего класса, с рассвета очутились друг против друга у самого окна, два пассажира…»
Слайд 6
«… мир спасет красота»
«Как будто необъятная гордость и
презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в то же самое время что-то доверчивое <...> странная красота! »
Слайд 8« Заметьте себе, милый князь, что нет ничего обиднее человеку нашего
времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален… Нажив деньги, знайте, я буду человек в высшей степени оригинальный. Деньги тем всего подлее и ненавистнее, что они даже таланты дают».
Слайд 9
Заканчивается «Идиот» «вечной»
встречей «в беспредельности… в последний раз в мире»: встречей евангельского убийцы и князя-Христа у трупа Настасьи Филиповны.
Слайд 10«Братья Карамазовы»
«Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная,
потому что неопределимая… потому что бог задал одни загадки… Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей».
Слайд 11 «Я эту книгу осмелюсь даже назвать «Российской Библией»,
потому что в этой книге собраны все слабости человечества, все его достоинства, все его основные мысли про атеизм и религию, про родителей и детей, про богатство и бедность…»
А.В.Белов
Слайд 12«Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества».
Ф.М.Достоевский
Слайд 13 «На днях нездоровилось, и я читал «Мертвый
дом»». Я много забыл, перечитал и не знаю лучшей книги изо всей новой литературы, включая Пушкина».
Л.Н.Толстой
«Очень Вам благодарен за присылку 2 № «Времени», которые я читаю с большим удовольствием. Особенно Ваши «Записки из Мертвого дома». Картина бани просто дантовская…»
И.С.Тургенев
Слайд 14Стиль Достоевского, его художественный метод выработаны в глубинах его познания жизни.
«И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло даром! Ведь надо уже все сказать: ведь народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего».
«Записки из Мертвого дома» – не только потрясающие, документально достоверные очерки, но, вместе с тем и прежде всего, - одно из наиболее оригинальных, художественно совершенных творений русской литературы.
Слайд 15«С самого первого дня моей жизни в остроге я уже начал
мечтать о свободе. Расчет, когда кончатся мои острожные годы, в тысяче разных видах и применениях, сделались моим любимым занятием. Я даже и думать ни о чем не мог иначе… Поживем еще!»
Слайд 16«Преступление и наказание»
Роман начинается с описания
каморки Раскольникова, то есть с определенного пространства. Это пространство не просто бытовое, оно идеологическое, прямо связанное с идеей героя. Идея Раскольникова могла родиться только в этом пространстве, более похожем «на шкаф, чем на квартиру». Это «дурная квартира… точно гроб». Это пространство, в котором ему «душно и тесно», где «взор и мысль просили простору», но простору не было, да и вообще «ИДТИ БЫЛО НЕКУДА».
Слайд 17«Я задал себе один раз такой вопрос: что если бы, например,
на моем месте случился Наполеон, и не было бы у него, чтоб карьеру начать, ни Тулона, ни Египта… а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей, просто-запросто, одна какая-нибудь смешная старушонка… которую еще вдобавок надо убить… ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было?»
Слайд 18 «Далее она не читала и не могла
читать, закрыла книгу и быстро встала со стула.
- Все о воскресении Лазаря, - отрывисто и сурово прошептала она и стала неподвижно… Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги…»
Слайд 19
« «Он вдруг вспомнил слова
Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю…» Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную земля с наслаждением и счастием…»
Поклониться земле, поклониться тому, что народ почитает за святыню, поцеловать ее – «причаститься тайн святых».
Слайд 20
Сюжет «Преступления и наказания»
завершается духовным воскресением Раскольникова.
Раскольников «даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»
Слайд 21
«Сложный, противоречивый, а вместе с тем и монументальный мир произведений Достоевского,
писателя-мыслителя, осуществляет себя и воспринимается нами не только на идейно-тематическом уровне, но отражен… в каждом художественном компоненте его произведений, в том числе и в слове, в самом построении достоевской фразы. Потому что Достоевский принадлежит к тем истинным художникам, каждый элемент творчества которых заключает в себе и общие законы их творчества».
Ю.И.Селезнев