Презентация, доклад на тему Цветопись в творчестве Есенина

«Что это - странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно "окрашены" в восприятии всех носителей языка?Учёные решили провести немудреный пробный эксперимент. На доске в строчку пишутся шесть

Слайд 1

Исследовательская работа:
«Цветопись в творчестве Сергея Есенина»



Выполнила ученица 11 «ф-м» класса
Воевуцкая Вика

г.

Богучар
2012 г.
Исследовательская работа:«Цветопись в творчестве Сергея Есенина»Выполнила ученица 11 «ф-м» классаВоевуцкая Викаг. Богучар2012 г.

Слайд 4«Что это - странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков

тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно "окрашены" в восприятии всех носителей языка?
Учёные решили провести немудреный пробный эксперимент. На доске в строчку пишутся шесть гласных Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик - названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Задание информантам: напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, - пишите наугад.
Уже первые результаты нас просто ошеломили: против А почти все написали "красный", И для большинства "синий", О - "желтый" или "белый", Ы - "черный". Проверяли и перепроверяли результаты. Пока наконец окончательно не убедились в том, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем».

Эксперименты А.П.Журавлёва

«Что это - странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко организованной поэтической душой? А может,

Слайд 5

А - ярко-красный,
О – яркий, светло-белый или белый,
И - светло-синий,
Е – светлый, желто-зеленый,
У – темный, сине-зеленый,
Ы – тусклый, темно-коричневый или черный.



Звуко-цветовые соответствия
По А.П.Журавлёву

В чистые цвета окрашены только три звука - А, И, О. Но ведь и все богатство цветов и их оттенков можно получить смешением в разных пропорциях трех цветов - красного, синего и желтого. Нет ли здесь удивительного соответствия между природой цвета и звуковым устройством языка?
Вопросы, вопросы... И пока нет ответов. Но одно ясно: звуко-цветовые соответствия существуют. А раз существуют, значит, должны где-то использоваться, проявляться. И конечно, прежде всего, эта интересная особенность звуков должна проявиться в поэзии


Слайд 6Звуко-цветовые соответствия в представлении учащихся Большесалырской школы.
Исследования показали, что для наших

информантов гласные тоже окрашены в различные цвета. В нашем эксперименте участвовало 25 человек. Семнадцать из них выбрали для гласной « Е» жёлто-зелёный цвет. Двенадцать определили, что звук «О» окрашен в белый цвет. Почти на сто процентов совпали гласные Ы, У, А. Первый и второй оказались окрашенными в тёмно-коричневый и сине-зелёный цвета для двадцати трёх информантов, звук «А» ярко-красного цвета для 22 участников исследования
Звуко-цветовые соответствия в представлении учащихся Большесалырской школы.	Исследования показали, что для наших информантов гласные тоже окрашены в различные

Слайд 7Результаты анализа звуко-цветовых соответствий в стихотворении С.Есенина «Осень».



Результаты анализа звуко-цветовых соответствий в стихотворении С.Есенина «Осень».

Слайд 8 В стихотворении двадцать три раза встречается ярко-красный звук А. Это один

из самых ярких цветов осени. На втором месте стоит синий И. На первый взгляд это может показаться странным, но только на первый взгляд. Во-первых, стихотворение блестяще демонстрирует нам любовь Есенина к синему цвету и его оттенкам. Ведь даже Русь у него голубая. И осень описана поэтом не где-то, а именно на его родине. Поэтому вполне понятно большое количество голубого звука «И». Во-вторых, поэт всегда стремится точно нарисовать картину действительности. А что происходит осенью? Осенью листья облетают с деревьев, сквозь обнажённые ветви яснее проступает синева неба, вокруг становится светлее. Чувствуется, что природа готовится сменить пестроту красок на однообразие белого цвета. Кроме того, синий цвет считается «холодным» цветом. А ведь зима, которая сменит осень, не отличается теплотой!
Кроме звуко-цветового соответствия в стихотворении, мы обратили внимание на рифмующиеся звуки. Обратить на это нас заставил образ Христа в последней строке. Красные кисти рябины вызывают у поэта воспоминания о Христе. Почему? Конечно, потому что красный цвет – это цвет крови, пролившейся из ран Христа. А ещё почему? Какая связь между осенью и Христом? Что такое осень? Что приходит на смену осени? Что было с Христом после распятия?.. Воскресение. А на смену осени придёт белоснежная холодная зима, за ней - ласковая и юная весна. Природа опять воскреснет. Значит, вновь воскресение!.. Об этом ли думал автор? Да. И убедиться в этом поможет цветовая гамма рифмующихся слов.
В стихотворении двадцать три раза встречается ярко-красный звук А. Это один из самых ярких цветов осени. На

Слайд 9Первая строфа: рифмуются слова: обрыву – гриву (зелёный); вторая: берегов –

подков (светло-белый или белый); бездорожным – дорожным (тёмно-коричневый или чёрный); кусту – Христу (зелёный). Начальные и конечные рифмы в стихотворении окрашены в зелёные тона. От начала к концу цветовая гамма меняется: зелёный – белый – чёрный – зелёный. Зелёный – цвет жизни; белый – цвет чистоты; чёрный – цвет боли, горя; зелёный – вновь цвет жизни . Невольно возникает ассоциация с жизнью Христа: молодость, чистота – гибель - воскресение… И тут приходит понимание: это стихотворение не только об осени. Это стихотворение о том, что мир вечен, что его нельзя уничтожить, так как он способен к возрождению!!!
Первая строфа: рифмуются слова: обрыву – гриву (зелёный); вторая: берегов – подков (светло-белый или белый); бездорожным –

Слайд 10

Заключение.
Проанализировав ответы информантов, приходим к выводу, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем;
проанализировав стихотворения С.А.Есенина приходим к выводу, что в стихотворениях поэта есть звуко-цветовые соответствия.
Поиски в области соответствия цвета и звука в поэтическом тексте перекликаются с открытием, которое в 1910 году сделал композитор А.Н.Скрябин. Впервые Скрябин ввёл партию света «Luce» в симфоническую партитуру, обозначив нотными знаками цвета тональностей. При Казанском авиационном институте было организовано студенческое конструкторское бюро «Прометей», поставившее своей целью развитие скрябинской идеи цвето-музыки. С тех пор прошло много времени. И теперь никого не удивляет сочетание музыки и цвета. А ведь музыкальный тон тесно связан со звуком. Следовательно, наши поиски цвето-звуковых соответствий в стихах С.А.Есенина имеют реальные основания.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть