Слайд 1О церковной свече
Цикл 2. Основы православной культуры
Слайд 2Что делает сначала человек, переступивший порог храма?
В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику.
С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к православному обряду. Невозможно себе представить храм, в котором не зажигают свечей…
Слайд 3Симеон Солунский
Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих.
Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о готовности христианина послушаться Богу.
Слайд 4Горящая свеча
Горение свечи означает
обожение человека (приближение к Богу), его превращение в новое состояние действием огня Божественной любви.
Слайд 5 Кроме того, свеча – это
свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету
Она выражает пламень любви к Господу, Матери Божией, Ангелам или Святым.
Нельзя свечку ставить формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, мысленное обращение к Богу своими словами – то же есть молитва.
Слайд 6Мне после молитвы легко…
Мне после молитвы
легко...
Куда–то уходят волненья,
Куда–то уходят сомненья,
Куда–то совсем далеко...
Мне после молитвы тепло...
В душе словно айсберги тают,
И боль из груди улетает
В открытое настежь окно...
Мне после молитвы светло,
Как–будто я вышла из плена
Навстречу огромной вселенной
И всё, словно сад, расцвело.
Шлю после молитвы поклон
Пред святостью славных икон.
Слайд 8К Богу – путём красоты
Иван Бунин
Слайд 9К Богу – путём красоты
Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А
жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Слайд 10К Богу – путём красоты
За горами, за желтыми
долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь -
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед Ликом Спасителя
За погибшую душу мою.
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.
Можно поставить несколько свечей – к праздничной иконе, к образу Спасителя или Богородицы – о здравии близких; к Распятию – о упокоении усопших.
Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить её в благое время, когда в подсвечнике освободится место.
И не смущайтесь, если вашу недогоревшую свечку погасили до окончания службы – жертва уже принята Богом.
Слайд 13Околоцерковные суеверия
Богу приятна восковая свеча.
Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла, значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечки для устойчивости в лунке – смертный грех и т.д.
Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность – Божественная благодать.
Слайд 15Презентацию подготовила учитель высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 15г. Балашова
Саратовской области
Галина Ивановна Непершина.
По материалам спецвыпуска газеты «Ангел – хранитель» № 3 , 2010 г., а также
http://www.cityofgod.org/library/read.php?sname=poems_God&articlealias=95374079
http://azbyka.ru/stihi/