Слайд 1Молитва как жанр в творчестве М.Ю. Лермонтова
Слайд 2 Целью данной работы является:
ознакомиться с жанрами, которые встречаются в
творчестве поэта;
рассмотреть жанр стихотворной молитвы, её место и роль в творчестве Лермонтова;
проанализировать его знаменитые стихотворения-молитвы.
Слайд 3М. Ю.Лермонтов – известный русский поэт. Его жизнь была короткой и
яркой, как вспышка молнии. Писатель не дожил до 27 лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувства мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов, нашло воплощение в собственных стихотворениях, в которых чувствуется затаенная боль поэта.
В основном творчество Лермонтова относится к лирическому роду литературы.
Слайд 4 ЛИРИЧЕСКИМ называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению
внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием.
Среди жанров лирики Лермонтова чаще всего встречаются элегии, романсы, песни. Но кроме этих перечисленных лирических жанров имеется множество других.
Слайд 5Особое место в творчестве Лермонтова занимают произведения, написанные в жанре молитвы.
Библейская тема у Лермонтова принимает несколько форм. Во-первых, форму лирического переживания, религиозных состояний и настроений в многообразии и их интимно-психических оттенков.
Во-вторых, форму поэтического воплощения идей о Боге, о мироздании, о человеке как образе и подобии Божием.
В-третьих, форму художественного истолкования лиц и сюжетов из Библии.
Слайд 6Молитва есть словесное выражение живого богообщения. Она вмещает бесконечно многое: веру
в отеческую любовь Всевышнего, убежденность в действенности молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению.
Различные состояния души, различные грани познания отражались в молитве. Потребность «говорить к Богу», открываться ему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли не всем русским поэтам. Именно поэтому существует у нас давняя и устойчивая традиция молитвенной лирики.
Слайд 7 Не оставила равнодушным поэзия традиционной молитвы и М.Ю.Лермонтова: поэт и
не мог не обратиться к этой теме.
Многие литераторы утверждали, что Лермонтов неверующий человек. Но это вовсе не так, если бы он был безбожником, то зачем ему столько стихотворений обращенных к Богу.
Даниил Андреев писал: « В глубине его стихов с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой и до неповторимо дивных звучаний,... светлая, задушевная, теплая вера...»
Слайд 8 В поэтическом творчестве Лермонтова к жанру молитвы относятся прежде всего
три его одноименных стихотворения «Молитва»: «В минуту жизни трудную...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...».
Слайд 9Молитва (1829)
Лермонтов уже в этом стихотворении обнаруживает неистребимую противоречивость своей натуры.
Одной стороной она навеки прикована к "мраку земли могильной", и "дикие волненья" этого мира безраздельно владеют сердцем поэта. Другой стороной она влечется к Богу и знает высшие и вечные ценности.
В быстрой смене состояний рождается трагически противостоящее всевышнему «я»: из неслиянности двух голосов - покаяния и ропота - растет чувство тревоги; нарушена органическая связь между «я» и богом. Если в первой строфе герой молит не обвинять и не карать, то во 2-ой строфе, бросая вызов всесильному, герой говорит с ним как равный.
"Молитва" передает смятение, трагическое раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и стремлениями горячей, гордой, несмирившейся души.
Слайд 10Молитва (1837)
Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М.А. Лопухиной от 15.02.1838
года под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл - но это вовсе ничего не доказывает».
Слайд 11
Стихотворение строится как монолог лирического героя - мольба о счастье любимой
женщины, о её душе (вероятно, что в «Молитве» речь идет о В.А. Лопухиной). В ходе монолога вырисовываются три образа.
- Божьей Матери;
- лирического героя;
- и той, о которой этот герой молится.
На первый план выступает образ героини - её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за неё освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.
«Молитва» - шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте.
Слайд 12Молитва (1839)
Третья «Молитва» («В минуту жизни трудную...») (1839) является безусловной молитвой
героя и представляет собой разрешение конфликта героя со своей душой, освобождение от «страшной жажды песнопенья». Прежняя отдаленность от Бога — «заблужденье» — «Мой ум далеко от тебя» — заменяется на отдаленность сомнений — «Сомненье далеко». Повторение молитвы защищает героя от «мрака земли могильного» созвучьем «слов живых». «Жажда песнопенья» побеждается «словами живыми»
Это замечательное стихотворение посвящено М. А. Щербатовой.
Слайд 13
Стихотворения-молитвы Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской
позиции. "Молитва" 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом. "Молитва" 1837 г. - чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой". "Молитва" 1839г. - это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда. "Когда волнуется желтеющая нива" - это единение с Богом, растворение в мире природы, а стихотворение "Выхожу один я на дорогу"- итог, философское размышление о жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что молитвенный жанр получил у Лермонтова особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.