Презентация, доклад по литературе Обучение сочинению-рассуждению по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка

Содержание

Роль семьи в жизни человека Какова роль родительского наставления в жизни человека?Какую роль в становлении личности может играть семья?Какую роль в становлении личности могут играть старшие?Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?Нужно ли учитывать

Слайд 1Обучение сочинению-рассуждению
(по роману А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»)

Обучение сочинению-рассуждению(по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Слайд 2Роль семьи в жизни человека
Какова роль родительского наставления в жизни

человека?
Какую роль в становлении личности может играть семья?
Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
Что такое преемственность поколений?
Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
В чем заключается конфликт между поколениями?
Какое значение имеет пора юности в жизни человека?

ПРИМЕР

Роль семьи в жизни человека  Какова роль родительского наставления в жизни человека?Какую роль в становлении личности

Слайд 3СПРОСИМ У ВЕЛИКИХ
Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть

чувство святое» (В.Г.Белинский).
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).

СПРОСИМ У ВЕЛИКИХЛюбовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).«Любовь к родителям –

Слайд 4План
1 абзац – тезис (???)
2 абзац – (пример – семья

Гринёвых)
3 абзац – (пример – семья Мироновых)
4 абзац –вывод, итоги (???)

Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

ПРИМЕР

План 1 абзац – тезис (???)2 абзац – (пример – семья Гринёвых)3 абзац – (пример – семья

Слайд 5Работа над вступлением
Вступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего

обращают внимание на то, что написано в начале и в конце текста.
Типичные цели вступления:
дать общие сведения об обсуждаемой теме;
- ввести в тему текста;
назвать проблему, которой будет посвящен ваш
текст;
- обосновать актуальность проблемы;
- заинтересовать потенциального читателя;
- подготовить к восприятию текста;
- высказать свою точку зрения на проблему.
Работа над вступлениемВступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано

Слайд 6Работа над основной частью
В основной части сочинения нужно:
Сформулировать и прокомментировать

проблему, заявленную в теме.
2. Сформулировать позицию автора.
3. Сформулировать свою точку зрения и
аргументировать ее.
4. Аргументировать свой ответ, опираясь на
знания, читательский (и жизненный) опыт.
Аргументов в основной части может быть
2 или 3. После доводов-аргументов их надо
комментировать.
Работа над основной частьюВ основной части сочинения нужно:Сформулировать и прокомментировать   проблему, заявленную в теме.2. Сформулировать

Слайд 8Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац.
«Из доводов сильные и важные

должно положить наперед; те, которые других послабее, в середине, а самые сильные – в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят».
М. Ломоносов
Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац.«Из доводов сильные и важные должно положить наперед; те, которые других

Слайд 9Типовые конструкции для рассуждения над проблемой текста:
Автор размышляет над проблемой…
Автор

затрагивает проблему…
В центре внимания автора находится проблема…
В тексте (фамилия автора) поднимается проблема
Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…
Текст (фамилия автора) заставил меня задуматься над сложной
проблемой…
(фамилия автора) предлагает читателям задуматься над проблемой…
Как (зачем, почему) именно эта проблема привлекла внимание автора.
И еще, проблема может заставить читателя: глубоко задуматься,
серьезно размышлять, обратить внимание (на что?), лучше понять какое-
то явление, событие и т.п.; серьезнее относиться к … (чему?0; по иному
посмотреть (на что?); переосмыслить свое отношение (к чему? кому? )
и др.
сам сюжет, композиция, система персонажей, поступки
героев, вся система повествования и описания (пейзажи,
портреты, характеристики), речь, средства речевой,
стилистической выразительности – все служит выявлению
проблемы в художественном тексте.
Типовые конструкции для рассуждения над проблемой текста: Автор размышляет над проблемой…Автор затрагивает проблему…В центре внимания автора находится

Слайд 10Как сформулировать позицию автора
Если проблема текста – это некоторый вопрос,
то

позиция автора = это ответ на вопрос,
поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы.
Проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство.
Позиция автора может быть выражена:
а) четко, прямо (в названии текста, в отдельных предложениях, в авторских отступлениях, в пафосе; описаниях);
б) не прямо, а через изобразительно-выразительные средства и приемы. Прием иронии, использовании сарказма; через особенности композиции; речь, поступки героев и др.
Как сформулировать позицию автораЕсли проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора = это ответ на

Слайд 11
В художественном тексте позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь

нужно внимательно проанализировать изобразительно-выразительные средства, а также обратить внимание на некоторые особенности текста.
Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция не обозначена прямо, можно использовать следующую формулу:
Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы , читатели, прекрасно понимаем, что …
Если писатели используют «маску», говорят от имени героя-рассказчика, заставляют говорить глупости, совершать неблаговидные поступки. Чаще всего в речи героев спрятаны «уши» сочинителя. Смотрим, каковы эти действия, каковы их последствия, какова речь рассказчика, пафос повествования, каков характер описания.
Комментарий в этом случае можно основывать на том, что представляет собой персонаж, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает абсурдно, нелогично, безнравственно, то, возможно, автор и добивался того, чтобы мы это поняли.
Не надо ставить знак равенства между автором и персонажем-рассказчиком. И тем более – писателем!
В художественном тексте позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно внимательно проанализировать изобразительно-выразительные средства, а

Слайд 12Отношение автора к героям, событиям может быть:
позитивным
негативным
ироничным
осуждающим
двояким
неоднозначным
скептическим

сочувствующим
уважительным
восторженным и др.
Отношение автора к героям, событиям может быть: позитивным негативнымироничнымосуждающимдвояким неоднозначным скептическим сочувствующимуважительнымвосторженным и др.

Слайд 13Работа над заключением
Заключение должно составлять примерно одну шестую вашего текста.
Типичные цели

заключения:
- суммировать, обобщить сказанное;
- подвести итоги размышления, сделать вывод;
- дать оценку сказанному;
- дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении;
повысить убедительность текста, используя дополнительные сильные
аргументы;
- сделать прогноз каких-то событий или явлений;
- четко сформулировать мнение автора по данной проблеме;
вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь,
подчеркнуть ее актуальность…
Работа над заключениемЗаключение должно составлять примерно одну шестую вашего текста.Типичные цели заключения:- суммировать, обобщить сказанное;- подвести итоги

Слайд 14Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного

счастья? (ПРИМЕР)
Трудно не согласиться с тем, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья». Толстой говорил в романе «Анна Каренина» о том, что все счастливые семьи похожи. Я думаю, что они похожи именно тем, что что в них преобладают добрые, доверительные отношения, каждый член семьи отзывается на горе или радость другого. Замечательным примером, иллюстрирующим моё суждение могут быть семьи Гринёвых и Мироновых в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и семья Ростовых в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого». (74 слова)
ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ: Оба романа – А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого- объединяет «мысль семейная». Так характеризовал свой роман Лев Толстой, но, без сомнения, тема семьи очень важна и в романе А.С. Пушкина. КОММЕНТАРИЙ: Семьи Мироновых и Гринёвых не очень похожи. Но это только на первый взгляд: Гринёвы достаточно богатые, как бы мы сейчас сказали, успешные люди; у Мироновых единственная дочь – бесприданница. Андрей Петрович – потомственный дворянин, Иван Кузьмич Миронов – по происхождению из солдатских детей. Он заслужил уже личное дворянство. Но в главном они похожи – женились по любви, честно служили, любили своих детей, были добрыми и отзывчивыми. Их дети Пётр и Мария даже в критической ситуации страшного восстания Пугачева не изменили себе, остались добрыми, отзывчивыми. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД: Традиции, которые сложились в их семьях, - доброта, порядочность, способность не быть безучастными и пассивными по отношению к людям и обстоятельствам стали залогом их будущего счастья.

Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья? 						(ПРИМЕР)	Трудно не согласиться с тем,

Слайд 15Как реагируют на свое время герои произведений русской литературы

Действие романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходит в 18 веке. Автор, поработав с историческим материалом в российской провинции, решает создать художественное полотно о времени гражданской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. Выбрав катастрофический момент русской истории, А.С. Пушкин исследует: что придает жизни и времени стабильность. Как можно жизнь и век «поправить»?
В центре нового романа историческая личность – Емельян Пугачёв, гроза всей империи, против которого правительством были выставлены суворовские войска. Автор противопоставил ему вымышленного персонажа, совсем юного дворянина, недоросля, по воле строгого родителя отправленного тянуть военную лямку на Урал, в богохранимую Белогорскую крепость. Здесь даже единственную пушечку перед наступлением пугачёвцев пришлось чистить – так давно из неё не стреляли. Не случайно (вспомним заячий тулупчик), оставшись живым, Гринев становится постоянным собеседником грозного Пугачёва. В спорах этих персонажей оппонентов автор сталкивает разные взгляды на жизнь, человека, время.

ПРИМЕР

Как реагируют на свое время герои произведений русской литературы   Действие романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 16 С точки зрения Пугачева, время, жизнь можно изменить

насильственным путём. Он объявляет себя Петром Третьим, собирает огромное войско, успешно завоёвывает огромные территории. Но, по воле автора, встречаясь с Гриневым, он обнаруживает другой взгляд на жизнь. Споры этих «русских мальчиков» – самое важное идеологическое звено произведения. В разговорах сталкиваются разные позиции. Для Пугачёва нет никаких ограничений. «Кто ни поп, тот и батька», - говорит он, утверждая свою правоту и право быть предводителем, «царем». На это Гринев отвечает: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». И позже скажет: «…не моя воля…» Вот это очень важно: для Гринева существует иерархия, незыблемые понятия, абсолюты. А это нельзя менять в зависимости от ситуации. И удивительно: Пугачев начинает говорить со своим противником не с позиции воли. Возможно, он и не понимает, что есть понятия, которые для Гринева святы, и через них он не может переступить ни при каких условиях. А разве это не означает, что волюнтаризм и свобода, истинная свобода – противоположные понятия.
Другой разговор-спор происходит между нашими героями после избавления Маши из плена Швабрина. Они едут в одной кибитке. Не символично ли это – ведь мы все, по сути, едем в «одной кибитке», и земля маленькая. Пугачёв жалуется: «Улица моя тесна; воли мне мало».

ПРИМЕР

С точки зрения Пугачева, время, жизнь можно изменить насильственным путём. Он объявляет себя Петром

Слайд 17Наши герои учатся ходить по бурному морю истории. Пугачев, доказывая свою

правду, пускает в ход главный довод – «Сказку об Орле и Вороне». Это своеобразный «символ веры» самозванца. Но в ответе Гринёва –мировоззрение самого автора: «Жить убийством и разбоем, значит, по мне, клевать мертвечину». Еще раз устами героя-повествователя Пушкин скажет в Пропущенной главе: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный…» И самое главное понятие, определяющее любое время, автор вложит в реплику своего героя: «Только не требуй от меня того, что противно чести моей и христианской совести». Вот это и есть абсолютные понятия, которые определяют любое время: честь и совесть.
Становится понятным, что «воля» и «свобода» нерядоположенные понятия. Не зря народ говорит: «Вольному воля, свободному – рай». Свобода всегда связана с ограничением, иерархией, умением, понять другого, смириться. Автор «поручает» Гриневу переориентировать смелого главу восстания. Не случайно он уже в конце первой встречи «задумался», а потом все больше «гринеет».
Роман Пушкина – своеобразное его духовное завещание. В своём последнем эпическом произведении он свидетельствует об истине, выстраданной им самим. Время, ситуацию можно изменить с помощью насилия, но это не принесет свободы. Главную мысль романа автор вкладывает в уста самой слабой героини Маши Мироновой: «Я прошу милости, а не правосудия». Так обнаруживаются абсолютные для всякого времени истины: это милосердие и любовь.

ПРИМЕР

Наши герои учатся ходить по бурному морю истории. Пугачев, доказывая свою правду, пускает в ход главный довод

Слайд 18Примерное начало, «мостик»…
Не раз мы слышали народную мудрость: «Жизнь прожить

не поле перейти». Да, прожить жизнь не так просто, как порой кажется. И прожить её хочется красиво, без ошибок, так, чтобы дышалось легко, чтобы всем можно было доверять, чтобы тебе верили. Рядом должна быть надёжная семья, друзья должны быть самыми верными. Но жизнь порой ставит в такие ситуации, когда мы оказываемся перед выбором. Всегда ли можно оставаться верным себе, долгу, друзьям, когда ты загнан в угол? Можно ли, оступившись, встать и идти дальше? Простят ли тебя? Простишь ли ты? Найти ответы на эти важные вопросы сложно, порой невозможно… Но жить дальше нужно… Когда есть рядом сильные люди, можно спросить совета у них. А если рядом никого нет? Если окружающие тебя не понимают? Как быть? Вот тогда, как мне кажется, за помощью надо обратиться к книгам. Мировая литература не раз ставила вопросы о верности и преданности, об измене и предательстве. Одним из ярких произведений, где автор обращается к таким понятиям, как верность и измена, я считаю роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
(тема конкретная не указана)

Примерное начало, «мостик»…	 Не раз мы слышали народную мудрость: «Жизнь прожить не поле перейти». Да, прожить жизнь

Слайд 19ВЫБИРАЙ ТЕМУ ПО ДУШЕ
Листая страницы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Чему можно

поучиться у семей Гринева и Мироновых молодым родителям?
Пугачёв – самозванец или мученик? (*подсказка: бродяга — государь — беглый казак — убийца — спаситель — преступник — мученик?)
Могут ли жизненные потрясения помочь в становлении личности? (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Какие жизненные события могут научить смелости? (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
В чём смысл пословицы: «Доброе дело два века живёт»? (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

ВЫБИРАЙ ТЕМУ ПО ДУШЕЛистая страницы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».Чему можно поучиться у семей Гринева и Мироновых

Слайд 20Успеха!

Успеха!

Слайд 21Источники
Личный архив презентаций М.Г. Беловой.
Справочник ОГЭ по литературе - М.Б.

Багге, М.Г.Белова.

Источники Личный архив презентаций М.Г. Беловой.Справочник ОГЭ по литературе - М.Б. Багге, М.Г.Белова.

Слайд 22Овсянникова Г.П., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея № 410

Пушкинского района СПб
Овсянникова Г.П., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея № 410 Пушкинского района СПб

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть