Презентация, доклад на тему Текстоцентрический подход на уроках русского языка и литературы

Содержание

При анализе текста достигается несколько целей:анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;выражать и аргументировать собственное мнение;последовательно и логично излагать мысли;использовать в речи разнообразные грамматические формы и

Слайд 1 Текстоцентрический подход на уроках русского языка и литературы
Где нет текста, там

нет объекта для исследования и мышления.
М.Бахтин
Текстоцентрический подход на уроках русского языка и литературыГде нет текста, там

Слайд 2
При анализе текста достигается несколько целей:

анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
комментировать

проблемы исходного текста, позицию автора;
выражать и аргументировать собственное мнение;
последовательно и логично излагать мысли;
использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами СРЛЯ.
При анализе текста достигается несколько целей:анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;комментировать

Слайд 3Выделяют 4 основных способа осмысления текста:

постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;
построение

смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);
создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);
конструирование собственных высказываний о прочитанном.
Выделяют 4 основных способа осмысления текста:постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных

Слайд 4Эффективные
методы и приемы работы с текстом


Эффективные методы и приемы работы с текстом

Слайд 5Приемы активного чтения
Приём "Феномен"
Описание: Учитель заранее в тексте выделяет (подчеркивает) определенные

сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После предлагает прочитать текст. Учитель не тратит времени на пояснения – ученик прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется находящимся на стенде плакатом с правилом и лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.

Приемы активного чтенияПриём

Слайд 6Пример. Учащимся дан текст с умышленным «дефектом» – все

случаи, когда встречаются нужные буквосочетания «ШЬ», «выделены» другим цветом. Ученик вольно или невольно, но без особого усилия зафиксирует в сознании факт: выделенные сочетания букв заслуживают специального внимания.
Об этом озере не пишут и громко не говорят. КружиШЬ по лесу молчаливому, ищеШЬ, как просочиться к озеру – не найдёШЬ, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёШЬся к нему в час полуденный, в день дождливый. И лишь блеснёт оно, громадное, меж стволов, а уж знаеШЬ: это местечко на земле полюбил ты на весь свой век.

Пример. Учащимся дан текст с умышленным «дефектом» – все     случаи, когда встречаются нужные

Слайд 7Приём «Лингвистическая сказка»
Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста,

применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа.

Приём «Лингвистическая сказка» Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи,

Слайд 8ПРАВИЛО ОСЛИКА ИА

ПРАВИЛО  ОСЛИКА  ИА

Слайд 9Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Для формирования читательского умения интегрировать и

интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Например, составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием.

Слайд 10Составление рассказа о существительном по опорным словам
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на

вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к …… роду, к ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения , если… .
Составление рассказа о существительном  по опорным словам 1) Имя существительное обозначает…Отвечает на вопросы…Начальная форма имени существительного

Слайд 11Прием «Верите ли вы, что…»
Формируем умения связывать разрозненные факты в

единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом.
Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Прием «Верите ли вы, что…» Формируем умения связывать разрозненные факты в единую картину;систематизировать уже имеющуюся информацию; критически

Слайд 12Например, при знакомстве с причастием (7 класс):

Причастие - это самостоятельная

часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Например, при знакомстве с причастием (7 класс): Причастие - это самостоятельная часть речи. Причастия совмещают в себе

Слайд 13Приём «Опорный конспект» («Конкурс шпаргалок»)
Для формирования читательского умения находить и

извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема: 
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Приём «Опорный конспект»  («Конкурс шпаргалок») Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем

Слайд 14
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе
подготовки которой

отрабатываются умения «сворачивать и
разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия.
Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе  подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и  разворачивать информацию»

Слайд 15Маркировочные таблицы Творческое чтение
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения

текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется отличать главное от второстепенного. На подготовительном этапе используют просмотровое чтение.
Прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее просим пересказать по маркированному.
Этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, при составлении плана любого текста, при написании сжатого изложения.

Маркировочные таблицы  Творческое чтениеДля формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в

Слайд 16 РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ Прием «Мозаика». «Реставрация текста»


Сложение целого текста из частей. 
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ    Прием «Мозаика». «Реставрация текста» Сложение целого текста из частей. Текст

Слайд 17

ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась

их поднимать и просыпала ещё.
Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин.
Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.



Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна
горошина. Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять
горошин. Она бросилась их поднимать и просыпала ещё.
Тогда она рассердилась и разбросала их все.
ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТВыскочила одна горошина. Обезьяна несла две полные горсти гороху.Она бросилась их поднимать и просыпала ещё.Обезьяна хотела

Слайд 18«Чтение с составлением диаграммы (таблицы)»
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования

информации.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
2.Учитель ставит задачу: сравнить два или более объекта. Данные сравнения записать в виде диаграммы (таблицы).

«Чтение с составлением диаграммы  (таблицы)»Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.1.Ученики читают текст, внимательно анализируя

Слайд 19Художественный текст-притча
Одна устрица сказала своей соседке:
-Знала бы ты, какая нестерпимая

боль гложет меня. Чувствую, как во мне растет что-то тяжелое и круглое. Прямо не знаю, куда деваться!
-Хвала небесам и морю, я-то никакой боли не чувствую. Грех жаловаться – здоровье у меня отменное, - самодовольно и надменно проронила в ответ вторая устрица.
В это время мимо полз краб. Заслышав разговор двух устриц, он сказал той, которая ни на что не жаловалась:
-Так-то так, здоровье у тебя и впрямь отменное, но страдание, которое терпит твоя соседка,- жемчужина редкостной красоты.
Художественный текст-притчаОдна устрица сказала своей соседке: -Знала бы ты, какая нестерпимая боль гложет меня. Чувствую, как во

Слайд 20Вопросы после первичного прочтения:

Где происходит действие? ( на море)
Кто

является героями притчи? (две устрицы, краб, жемчужина)
О чем ведут разговор герои притчи? (о жемчужине и здоровье)
Где рождаются жемчужины? (Жемчужины рождаются в устрицах)
В каждой ли устрице рождаются жемчужины? (не в каждой устрице)

Задание: сформулируйте в виде 1-2 предложений фактическую информацию текста.
(Все события происходят на море. Из разговора двух устриц и краба мы узнаем о том, что жемчужины рождаются не в каждой устрице).
Вопросы после первичного прочтения: Где происходит действие? ( на море) Кто является героями притчи? (две устрицы, краб,

Слайд 21Вопросы после вторичного прочтения:
Какой дополнительный материал мы узнаем о

Вопросы после вторичного прочтения: Какой дополнительный материал мы узнаем о

Слайд 22- С какими эмоционально окрашенными словами связано рождение жемчужины? (Нестерпимая боль,

страдание).
- А в чем вы видите смысл связи деталей «редкостной красоты» и «нестерпимая боль»? (Прекрасное, редкостное, талантливое всегда связано с болью, страданиями, муками, физическими и душевными).
- Справедливо ли назвать краба мудрецом, если в притче об этом не сказано ни слова? (именно в словах краба звучит главная мысль притчи).
Если известно, что жемчужина рождается в устрицах, то почему она не появилась во второй устрице? Это воля случая, игра природы? (Это не игра природы и не воля случая. В холодном, бесчувственном, высокомерном не может родиться прекрасное).
Озаглавьте притчу….
- С какими эмоционально окрашенными словами связано рождение жемчужины? (Нестерпимая боль, страдание). - А в чем вы

Слайд 23   «Прогнозирование»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Учитель

предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

  «Прогнозирование» Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.Учитель предлагает ученикам прочитать

Слайд 24«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает

работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".
 

«Чтение с остановками» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.Учитель предлагает работать с текстом в следующем

Слайд 25«Чтение про себя с вопросами»
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает

текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».


«Чтение про себя с вопросами» Цель: формирование умений вдумчивого чтения.Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения

Слайд 26«Чтение с пометками» (ИНСЕРТ)
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать

мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:




«Чтение с пометками» (ИНСЕРТ)Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.Учитель дает ученикам

Слайд 27Прием « ассоциативного поля »
Описание: вокруг « ключевого» слова учащиеся создают

« ассоциативное поле» из слов - ассоциаций, логически связанных между собой по смыслу. Рождается образ, отражающий собственное видения мира, отношение к нему. Элемент занимательности состоит в том, кто ярче, полнее сможет создать образную картину.

При написании сочинения - миниатюры учащимся дается установка:
Мы будем рисовать картину весны, используя ключевые слова. Вам необходимо:
1. Создать ассоциативное поле вокруг заданного ключевого слова (например, «сосулька»).
2. Распространить слова - опоры, используя разные части речи (солнце, весна, плакать, капель, слёзы, маленькая, таять).
3. Воссоздать образную картину.
4. Дать название сочинению – миниатюре.
Прием « ассоциативного поля »Описание: вокруг « ключевого» слова учащиеся создают « ассоциативное поле» из слов -

Слайд 28Прием « ассоциативного поля »

Урок РР на тему «С чего начинается

Родина»,результатом которого стала миниатюра «Моя малая родина».
Запишите слово «Родина» в вертикальном порядке. Опираясь на ассоциации, подберите ключевые слова, чтобы они начинались с определенной буквы:
Р – родители, родня, Русь, родное, русское О – Отчизна, очаг, очарование, оберег Д – дом, душа русская И – история моей семьи, моего города, интерес к тому, что окружает; источник всего хорошего, заложенного в детстве Н – народ, надежда, ностальгия А – аромат неповторимый, который навевают дорогие сердцу места, ангел-хранитель

Прием « ассоциативного поля »Урок РР на тему «С чего начинается Родина»,результатом которого стала миниатюра «Моя малая

Слайд 29КОНСТРУИРОВАНИЕ
(собственное высказывание о прочитанном)



ЗАДАНИЕ. Расскажите, что, по - вашему, увидел дуб на лесной поляне.

КОНСТРУИРОВАНИЕ(собственное высказывание о прочитанном)         ЗАДАНИЕ. Расскажите, что, по -

Слайд 30Долгая жизнь дуба
«Когда-то я был маленьким желудем, таким, как вы сейчас,

- говорил старый могучий дуб, обращаясь к своим детям. - Из мглы лесной, холодной, ветер вынес меня на светлый луг, залитый солнцем. Я замер от восторга!
Вокруг красота земная: бесконечная даль, широкий простор, раздолье. И над всем этим – небо! Как мне хотелось тогда дотянуться до этого неба! Я видел, как день сменяет ночь, как на смену весне приходит знойное лето. Мой слух ласкали птицы, которые располагались на моей зеленой кроне.
Так проходили годы, а я всё не мог всласть насмотреться на красоту земную. Теперь я стар, и пришло время вам, моим детям, любоваться жизнью», - закончил свой рассказ Дуб.
Долгая жизнь дуба«Когда-то я был маленьким желудем, таким, как вы сейчас, - говорил старый могучий дуб, обращаясь

Слайд 31Приёмы, используемые на заключительном этапе
творческой интерпретации текста:
1. Прием «Написание эссе»,

письменных размышлений на заданную тему.
2. «Напишите письмо» . Написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
3. «Составление телеграммы». Этот приём помогает научить отбирать наиболее важную информацию и представлять ее в сжатом виде.
4. «Стихотворение по алгоритму» (синквейн, диаманта, даймонд, хокку - развивает поэтические способности учеников).
5. «Нарисуйте счастье». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно попросить нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Приёмы, используемые на заключительном этапе творческой интерпретации текста:1. Прием «Написание эссе», письменных размышлений на заданную тему.2. «Напишите

Слайд 32«Синквейн» - «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing

– пять), в котором синтезирована основная информация.

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Структура синквейна
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).

«Синквейн» - «белый стих», слоган из пяти строк  (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована

Слайд 33
«Даймонд» - зеркальная пирамида
Даймонд –стихотворная форма из 7 строк, первая и

последняя из которых - понятия с противоположным значением.

1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 –4 сущ (2 характеризуют первое сущ.+2 ему противоположное;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
«Даймонд» - зеркальная пирамидаДаймонд –стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть