Презентация, доклад в 6 классе к уроку литературы по повести К . Г. паустовского Телеграмма

Содержание

Даниил Гранин о К.Паустовском«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на

Слайд 1Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)
Рассказ «Телеграмма»
Подготовила учитель русского языка и литературы Шапченкова

А. Н.


Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)Рассказ «Телеграмма»Подготовила учитель русского языка и литературы Шапченкова А. Н.

Слайд 2Даниил Гранин о К.Паустовском
«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к

литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на меня большое влияние оказали человеческие, нравственные стороны его характера».
Что в оценке Д. Гранина показалось вам важным, значительным?
Даниил Гранин о К.Паустовском«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно,

Слайд 3“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,

– это мать”. М.Горький

Главным для Паустовского было стремление напоминать человеку о добре, справедливости и чести.
О чем, по-вашему, рассказ «Телеграмма»?

“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький Главным для Паустовского

Слайд 4Словарь
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других
Совесть – чувство моральной

ответственности за свое поведение

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек
Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся

СловарьСочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью другихСовесть – чувство моральной ответственности за свое поведение Нравственность –

Слайд 5Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая

одиноко переживала свою старость

В очерке «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза» писатель рассказывает о переживаниях старой женщины, которая была совсем одинока, хотя в Ленинграде жила ее дочь.
В рассказе «Телеграмма» Настя – действующее лицо. Ей автор посвятил серединную часть рассказа.
Зачем он это сделал? Зачем понадобилась эта часть?

Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая одиноко переживала свою старость В очерке

Слайд 6Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти и

пейзажные описания

Настя, по-вашему, - злой, плохой человек? Ответ обоснуйте.

Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти и пейзажные описанияНастя, по-вашему, - злой, плохой

Слайд 7Понаблюдайте по тексту. В чем проявляется авторское отношение к героине? Из

повествовательной части главы мы узнаем о жизни Насти в Ленинграде.

Перечислите цепочку событий , дел, которые свидетельствуют о Насте.
Какой она вам показалась?

Понаблюдайте по тексту. В чем проявляется авторское отношение к героине?  Из повествовательной части главы мы узнаем

Слайд 8Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная людям.

Она помогает несправедливо забытому художнику устроить выставку работ, но что-то настораживает читателя.

Портрет Насти: «На одной из площадок Настя достала зеркальце , напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».

Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная людям. Она помогает несправедливо забытому художнику устроить

Слайд 9Настя– Сольвейг?
Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось

ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.
Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.)
Что настораживает в описании героини?
Настя– Сольвейг?Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в

Слайд 10Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти
Эпитеты из ленинградских пейзажей
Косо (летел

снег)
Темная (вода Невы)
Водянистый (снег)
Серая (изморозь)
Хмурое (небо)
Хлеставший в лицо (снег)

Закрой правую сторону. Почему такой унылый пейзаж?
Какова роль кратких пейзажных описаний?

Слова Насти, адресованные маме и маме

-Куда там сейчас ехать!.. Разве отсюда вырвешься!
-Какая Катя?..Какой Тихон?
-Это так… От одной знакомой…
-Поздно! Маму я уже не увижу.
«Что же это, мама? Что?..Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила.»
Как и почему происходит прозрение в героине?

Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний НастиЭпитеты из ленинградских пейзажейКосо (летел снег)Темная (вода Невы)Водянистый (снег)Серая (изморозь)Хмурое (небо)Хлеставший

Слайд 11Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?
Как описан

образ Гоголя в рассказе? Какие детали кажутся самыми яркими?
Почему писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти?
(Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).
Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?Как описан образ Гоголя в рассказе? Какие детали

Слайд 12Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого персонажа.


Даша-курьерша
Какие эпитеты характеризуют ее?
Почему?
Как вы их понимаете?
Обрати внимание на деталь в поведении Даши: она,» ухмыляясь» подала телеграмму. Почему «ухмыляясь»?

Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого персонажа.  Даша-курьерша Какие эпитеты характеризуют ее?

Слайд 13Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин.
Какова его

роль в системе персонажей? Каков замысел автора, сопоставившего или противопоставившего этих художников?
В какой части рассказа опосредованно выражена позиция автора, не принимающего ложной заботы о человеке?
Почему речь в адрес Насти Паустовский вложил в уста преуспевающего счастливца, модного художника Першина, исполняющего социальный заказ?
Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин. Какова его роль в системе персонажей? Каков замысел

Слайд 14
В чем особенность диалога между Настей и кассиршей?
Что произошло?
Почему Настя все-таки

получила билет?
Как в конце 2-й части уже предвосхищен печальный конец?
Почему читатель уже догадывается, что Настя не успеет приехать?
В чем особенность диалога между Настей и кассиршей?Что произошло?Почему Настя все-таки получила билет?Как в конце 2-й части

Слайд 15Ленинградский сюжет
Зачем Паустовский придумал ленинградский сюжет?
Какова его роль в рассказе «Телеграмма»?
Что

в рассказе целом и в ленинградской части его внушает надежду: не все потеряно?
Ленинградский сюжетЗачем Паустовский придумал ленинградский сюжет?Какова его роль в рассказе «Телеграмма»?Что в рассказе целом и в ленинградской

Слайд 16Телеграмма
Как в рассказе все более очевидной становится позиция автора?
Подумайте, о какой

телеграмме идет речь?
В чем метафористический смысл названия рассказа?

Телеграмма - это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.
ТелеграммаКак в рассказе все более очевидной становится позиция автора?Подумайте, о какой телеграмме идет речь? В чем метафористический

Слайд 17Синквейн
Телеграмма
Краткая, неожиданная
Летит, волнует, сообщает
Тревожная весть от матери
Поздно…

Синквейн ТелеграммаКраткая, неожиданнаяЛетит, волнует, сообщаетТревожная весть от материПоздно…

Слайд 18“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,

– это мать”. М.Горький

Какой вы увидели мать Насти?
Почему она простила дочери все?
Как относились к ней люди?
Кто оказался рядом с матерью Насти в последние дни ее жизни?
Приведите примеры пословиц, поговорок о милосердии, совести и добре.



“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький  Какой вы

Слайд 19Домашнее задание
Какой урок совести вы вынесли из рассказа «Телеграмма»?(письменно)
Напишите письмо-покаяние “Поступок,

за который я себя осуждаю”. (Письмо маме).
Подарите свои сочинения (стихи) мамам
Домашнее заданиеКакой урок совести вы вынесли из рассказа «Телеграмма»?(письменно)Напишите письмо-покаяние “Поступок, за который я себя осуждаю”. (Письмо

Слайд 20Использованные материалы
Русская литература. 8 класс. В 2-х ч.Ч.2:рабочая тетрадь. автор-сост. М.Г.Белова.-М.:

Дрофа, 2009. (Гимназия на дому)
http://festival.1september.ru/articles/418447/
http://asb-school-24.ru/pedagogi/jatsenko/paustovskii.pdf
http://900igr.net/kartinki/literatura/Telegramma-Paustovskij/Urok-Paustovskij-Telegramma.html
Использованные материалыРусская литература. 8 класс. В 2-х ч.Ч.2:рабочая тетрадь. автор-сост. М.Г.Белова.-М.: Дрофа, 2009. (Гимназия на дому)http://festival.1september.ru/articles/418447/http://asb-school-24.ru/pedagogi/jatsenko/paustovskii.pdfhttp://900igr.net/kartinki/literatura/Telegramma-Paustovskij/Urok-Paustovskij-Telegramma.html

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть