Слайд 1Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
(РКМЧП)
Автор:
Слайд 2Критическое мышление
это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким
уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Слайд 3Учебные стратегии:
Прогнозирование
Проверка гипотез
Выявление ранее приобретённых знаний
Дискуссия между учениками
Письмо как средство обучения
Читательский
«отклик»
Совместное обучение
Слайд 4Основные цели технологии РКМЧП
Формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость,рефлексивность, осознание внутренней
многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений);
Развитие базовых качеств личности (рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности);
Развитие аналитического критического мышления;
Формирование культуры чтения ( умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию сточки зрения её важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения);
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 5Организация урока по технологии РКМЧП
Коллективный метод обучения (динамические пары и группы);
Роль
учителя- координирующая.
Процесс мышления – графическая организация (модели, рисунки, схемы)
Задача урока- вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме.
В процессе сами для себя формируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.
Слайд 6Этапы работы :
Стадия вызова (собственные цели и мотивы для изучения нового);
Стадия
осмысления (осмысление содержания);
Стадия рефлексии (проверка знаний в словесной или письменной форме)
Слайд 7Особенности организации учебной деятельности
Слайд 8Ключевые компетенции учащихся
Учебно-познавательные умения
Коммуникативные умения
Информационные умения
Ценностно-смысловые умения
Слайд 9Приёмы технологии «РКМЧП»
«Верно-неверно» («Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы?»)
Учитель предлагает обучающимся выделить из предложенных им утверждений верные и неверные. Выполняя задания, учащиеся описывают заданную тему, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией учитель возвращает учащихся к выделенным ранее группам «Верно» и «Неверно», и предлагает им оценить их первоначальный вариант, используя полученные на уроке сведения.
Слайд 10«Кластер»
Приём графической систематизации.
Модель кластера.
Слайд 11«Дерево предсказаний»
Ствол дерева-тема,
ветви- предположения – «возможно» и «вероятно»
Листья- обоснование этих
предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
тема
аргумент 1
аргумент 2
обоснование
обоснование
обоснование
обоснование
Слайд 12Таблица «Знаю-хочу узнать- узнал»
Слайд 13Скелет рыбы
цель
действие
результат
Насколько
Успешны
Действия?
В чём
проблема?
Какими
Способами
Пытается
её решить?
Каков
результат?
Слайд 14Инсерт
Приём маркировки текста (чтение с пометками). Во время чтения текста
необходимо делать особые пометки (значки), а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти значки становятся заголовками столбцов таблицы.
Слайд 15«Ключевые слова»
Выбрать из текста 4-5 ключевых слов и выписать их на
доску. По ключевым словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем на стадии осмысления, искать подтверждение своим предположениям.
Отводится 5 минут на то, чтобы «мозговым штурмом» дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте данной темы.
Слайд 16«Кубик»
Приём используется для закрепления новых знаний и активной перестройки представлений в
соответствии с новой информацией.
На каждой стороне пишется вопрос или задание. Ведущий бросает кубик над столом. Ученики должны ответить на вопрос (выполнить задание), написанный на верхней грани кубика. Вопросы: «Объясни…», « Почему…», «Назови…», «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…»
Слайд 17 «Линия сравнения»
Полезен, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или
вопросов.
Таблица: по горизонтали- то, что подлежит сравнению; по вертикали- различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Слайд 18«Перепутанные логические цепочки»
Из хронологической цепи или причинно-следственной цепи нужно выписать 5-6
отдельных событий, причём каждое событие на отдельную карточку (лист). Листы перетасовываются, группе учащихся предлагается восстановить правильный порядок цепочки. Когда приходят к единому мнению, учитель просит обратить внимание на порядок событий при чтении текста, чтобы проверить, верно их предположение или нет.
Слайд 19«Плюс – минус – интересно»
Приём помогает организовать работу на стадии вызова
или на стадии осмысления. Вся информация фиксируется в таблицу.
Слайд 20«Синквейн»
Происходит от французского «пять». Это «белое» стихотворение, состоящее из пяти строк.
Слайд 21«Толстые и тонкие вопросы»
1 этап- обучающиеся учатся задавать вопросы, записывая продолжение
вопросительного предложения. Сначала ребята придумывают тонкие (однозначный ответ), потом толстые вопросы ( на которые нельзя ответить однозначно)
2 –этап- обучающиеся учатся ставить вопросы по тексту: сначала тонкие, потом толстые.
3- этап- по каждой части текста дети записывают по одному тонкому и толстому вопросу, которые после задают своим товарищам.
Слайд 22Чтение «со стопом»
Непременное условие для использования приёма –найти оптимальный момент в
тексте для остановки, и разделить текст на части.
Стадия вызова- на основе заглавия текста и информации об авторе предполагается предположить, о чём пойдет речь в тексте.
Стадия осмысления- обучающиеся уточняют свой представление о материале. В ходе беседы выясняется, какие предположения оправдались, какие –нет. Обязателен вопрос «Что будет дальше и почему?»
Стадия рефлексии – синквейн, письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Слайд 23Технология РКМЧП
Активное обучение учащихся
Совместное обучение учащихся
Самостоятельное обучение учащихся.
Слайд 25Источники:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.В. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.