Слайд 1Театрализация как эффективная технология психолого – педагогического сопровождения участников образовательного процесса
на уроках литературы
Методический семинар учителя русского языка и литературы МБОУ СШ №34 Рукосуевой Натальи Викторовны.
Красноярск 2016
Слайд 2«Существует как бы целая династия могучих и своеобразных умов, сменяющих друг
друга и обладающих особым даром - средствами театра оживлять, приводить в движение и доносить до народа великие творения поэтов.»
(В. Гюго).
Слайд 3
Литература и театр – это два вида искусства, общим для которых
является художественное слово, что очень важно при обучении детей.
Слайд 4Яркость учебного материала, эмоциональное восприятие, заинтересованность самого учителя – это огромная
сила воздействия на обучающегося.
Одним из эффективных приёмов, помогающих детям понять содержание какого- либо произведения, является демонстрация действий, инсценировка.
Инсценирование текста - это перевод текста в сценический вариант.
Слайд 5Время применения инсценировок, их характер – самые различные, но основная цель
одна – помочь детям лучше, глубже и вернее понять текст.
Задача учителя в процессе театрализации: научить читать художественное произведение, помочь вслушаться в ритм и музыку слов и фраз, в интонационный и скрытый подтекст диалога.
Задача обучающихся:
представить и описать время и место действия; авторский текст при этом не должен потеряться
Слайд 6Необходимое условие плодотворной работы учителя
умение раскрыть значение слова в связи с
контекстом, провести анализ всего предложения.
Для этого учитель применяет такие приёмы объяснения новых слов, как использование наглядности:
показ изображения предмета на картинке;
показ отрывков из кинофильмов;
инсценировка.
Слайд 7Опыт инсценировки литературных произведений оказывает положительное влияние на:
сферу чувств;
умение красиво и свободно держаться;
выработку правильной, ясной и богато интонированной речи;
формирование чувства ответственности.
Слайд 8Обогатить театральный опыт подростка
=
открыть ему глубину и разнообразие человеческих
чувств и страстей, развивающих его собственную духовную жизнь.
Слайд 9Этапы обучения театрализации:
подготовительный- первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление,
анализ текста;
исполнительный анализ – интерпретация художественного текста, дополнения элементами театральных технологий (эскизы, костюмы, декорации…);
репетиционный этап- перед воображаемым зрителем (перед открытыми уроками);
Слайд 10Этапы обучения театрализации:
рефлексия-обмен впечатлениями после просмотра, сопоставительный анализ художественного текста и
инсценированного эпизода (обсуждение урока);
словарная работа- этот этап очень важен для детей, т.к. у значительного числа детей наблюдается недостаточный запас слов. Слова, которыми они пользуются, нередко характеризуются искажённым произношением; также можно наблюдать неточность и в понимании значений слов.
Слайд 11Что дает инсценирование отдельных эпизодов на уроке?
1) благоприятную атмосферу для восприятия
и углубленного понимания литературного произведения;
2) такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения.
Слайд 12Умения, необходимые для работы над инсценировкой:
выделять основную сюжетную линию рассказа;
уяснять движущую
силу действия- столкновение, борьбу, вражду, ссору (конфликт);
определять главных и второстепенных героев;
уяснять значение речи героя, как основную его характеристику;
осознавать главную мысль рассказа и отношение автора к изображённым событиям и лицам, от которых зависит общий характер инсценировки.
Слайд 13
Приобщение к миру театра позволяет:
воспитывать положительные личные качества;
нравственно- этические основы;
развивать психические функции (внимание, воображение, речь, память).
Основной язык театрального искусства – действие, основные признаки – диалог и игра.
Слайд 14Формы театрализации на уроке:
Театрализация отдельных фрагментов произведения.
Урок – концерт.
Литературно-музыкальная композиция.
Урок-спектакль.
Литературная гостиная.
Слайд 15Чему же способствует применение театрализации на уроках литературы и во внеурочное
время?
активизации познавательных интересов;
приобщению к духовной культуре;
освоению различных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека;
активному участию в общественной, культурной и досуговой деятельности в социальной среде.
Слайд 16Театр способен вдохнуть «душу живую» в литературное произведение.
Слайд 17Информационные источники:
Ильев В.А. Технологии театральной педагогики в формировании и реализации замысла
школьного урока. М.: АО «Аспект Пресс», 2013г;
Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке. Пути и формы анализа художественного произведения. Владимир, 2014г.;
Леонов А.А. Театральные игры на уроках литературы. Театр и образование. М.; 2012;
Маранцман В.Г. Театр и школа. Литература в школе, 1998г.
Македон Т.А. Сценическо-игровая деятельность на уроках литературы в средних классах как средство углубления восприятия художественного произведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М, 1994. - http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19005.php
http://pedakademy.ru/?page_id=1448