Презентация, доклад по литературе на тему Из пламя и света рожденное слово (о поэзии Лермонтова)

Содержание

Творчество Лермонтова выразило переходный момент в развитии русского общества от периода дворянской революционности к периоду разночинно-демократическому.Пушкин и Лермонтов — представители того направления литературы, в котором выразилось размышление, сомнение, отрицание.Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова,— 14 декабря 1825

Слайд 1 Из пламя и света рожденное слово…
Михаил Юрьевич Лермонтов


(1814 -1841)

Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты
к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал
от женщин
и могил!

И мы тебя, поэт,
не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах! Брюсов В 6–7 мая 1900

Из пламя и света рожденное слово…Михаил Юрьевич Лермонтов

Слайд 2Творчество Лермонтова выразило переходный момент в развитии русского общества от периода

дворянской революционности к периоду разночинно-демократическому.
Пушкин и Лермонтов — представители того направления литературы, в котором выразилось размышление, сомнение, отрицание.
Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова,— 14 декабря 1825 года. Пушкин начинал свой творческий путь на волне общественно-политического подъема, когда создавались тайные революционные общества, надежды которых разделял и он;
Лермонтов вошел в литературу, когда эти надежды были разрушены.
Творчество Лермонтова выразило переходный момент в развитии русского общества от периода дворянской революционности к периоду разночинно-демократическому.Пушкин и

Слайд 3Отсюда:
а) различное общее настроение поэзии (оптимизм поэзии Пушкина, безотрадность поэзии Лермонтова);
б)

развитие в творчестве Лермонтова темы одиночества, предчувствия трагической гибели;
своеобразие художественной манеры Лермонтова: на всех этапах творчества он выступает и как романтик, и как реалист, с преобладанием в ранний период романтизма, в зрелый — реализма:
а) как поэт-романтик Лермонтов был представителем прогрессивного, революционного романтизма, решительно выразившим неприятие современной ему действительности («Демон») и утвердившим положительное начало жизни — героическую личность, понимающую жизнь как активное действие, как борьбу (лирический герой стихотворения «1831-го июня 11 дня», Мцыри).

Отсюда:а) различное общее настроение поэзии (оптимизм поэзии Пушкина, безотрадность поэзии Лермонтова);б) развитие в творчестве Лермонтова темы одиночества,

Слайд 4б) как писатель-реалист Лермонтов выразил то же решительное неприятие современной ему

действительности и дал социально-психологическое обоснование этому неприятию («Герой нашего времени»), герою безвременья он противопоставил положительных героев, взятых им из исторического прошлого («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича...»);
в) своеобразие художественной манеры Лермонтова в том, что, во-первых, в его романтических произведениях можно обнаружить черты реализма, прежде всего реализма психологического,
во-вторых, «романтический элемент» всегда присутствует в реалистических произведениях;
в-третьих, как следствие этого своеобразного, только Лермонтову присущего взаимодействия романтизма и реализма — высокий эмоциональный накал, «избыток силы» в выражении чувств и мыслей и соответствующий им интонационно-мелодический строй его произведений.







б) как писатель-реалист Лермонтов выразил то же решительное неприятие современной ему действительности и дал социально-психологическое обоснование этому

Слайд 5Тема одиночества
Мотив одиночества в лирике Лермонтова проходит рефреном через все произведения

Поэт является создателем трагической концепции человека, обреченного жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, эпохой, мирозданием и, что самое страшное, в разладе с самим собой.
.

Проиллюстрируйте цитатами анализ стихотворения « Выхожу один я на дорогу»:
 


1 Композиционно-логическая ясность в построении лирического монолога, раскрывающего тему одиночества героя:
риторические вопросы вместе с ответами на них, выражающие чувство грусти, одиночества героя в прошлом, настоящем и будущем, заключены в раму двух картин природы;
картины природы предельно обнажают мысль об одиночестве героя: первая, контрастируя с переживаниями лирического героя, приводит к мысли о невозможности найти успокоение в общении с природой, вторая показывает успокоенность героя в общении с природой только как мечту, как желание, а не как реальность.
2 Ритмико-мелодическая структура стихотворения раскрывает движение переживаний лирического героя от отчаяния до умиротворенности.
3 Грусть лирического героя светла.
 

Тема одиночестваМотив одиночества в лирике Лермонтова проходит рефреном через все произведения Поэт является создателем трагической концепции человека,

Слайд 6Проследите по стихотворениям : «И скучно и грустно», «Парус», «Когда волнуется

желтеющая нива»,«Тучи», - как раскрывается тема одиночества.
Какими средствами доносит до читателя автор мотив непонятости, усталости и безысходности?
Как тема одиночества и мотив отчуждённости связаны с темой природы? Как связана тема одиночества с темой воли и неволи («Пленный рыцарь») ?

Проследите по стихотворениям : «И скучно и грустно», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива»,«Тучи», - как раскрывается тема

Слайд 7Тема судьбы поколения

«Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о

судьбе и правах человеческой личности» (В, Г, Белинский)

Стихотворение Лермонтова «Дума» по своему жанру является элегией-сатирой.
Какова главная тема стихотворения?
Какую характеристику дает Лермонтов своему поколению, поколению 30-х годов?
Почему он в стихотворении употребляет 1 лицо – мы?
Какие изобразительно-выразительные средства помогают Лермонтову донести до читателя авторскую позицию? Какова она?
Как идея стихотворения перекликается со словами Герцена:
«Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования. Поймут ли они. отчего руки не поднимаются на большой труд, отчего в минуту восторга не забываем тоски?»


Тема судьбы поколения «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» (В,

Слайд 8 «Как часто, пестрою толпою окружен...»

Названия нет, есть лишь

точное обозначение даты написания - 1 января, которое напоминает эпиграф. написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.
Традиции лирического дневника, тесная связь с живым переживанием, исповедальность.

Проанализируйте стихотворение по плану:












1 Тема стихотворения
2 Как антитеза, основной прием стихотворения, помогает раскрыть его проблематику?
3 Дайте характеристику лирическому герою стихотворения. Как на него действует противоречие между мечтой и действительностью?
4 Особенности поэтического языка Обратите внимание на эпитет «железный стих»
5 Какова идея стихотворения?

«Как часто, пестрою толпою окружен...»Названия нет, есть лишь точное обозначение даты написания - 1

Слайд 9Тема Родины
« Люблю отчизну я, но

странною любовью!»

Тема родины в лирике Лермонтова приобретает трагические ноты, связанные с невозможностью даже усилиями лучших людей исправить ситуацию. В то же время на страницах его произведений можно найти немало восхвалений подвигов и свершений России, но все они связаны с прошлым страны.

Сделайте анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» по плану:

История создания
Основная тема и сюжетная композиция. Жанр
Образные средства, используемые в стихотворении: метафоры, эпитеты, метонимия, гипербола
Стихотворный размер
Идея стихотворения
Реакция на стихотворение современников поэта
Есть мнение, что стихотворение это написал не Лермонтов, потому что нет его автографа, и известно оно стало уже после смерти Лермонтова. Как вы думаете, мог Лермонтов его написать?


Тема Родины «     Люблю отчизну я, но странною    	любовью!»Тема родины

Слайд 10Стихотворение «Родина»
Проанализируйте стихотворение «Родина» по

плану:

Какую любовь к родине Лермонтов отрицает?
Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Что вызвывает его любовь?
Каковы в стихотворении образы и символы?
Каким настроением проникнуто изображение русских просторов? Чем оно объясняется?
Какими поэтическими средствами доносит до читателя Лермонтов свою авторскую позицию?
Что дало основание критику Добролюбову сказать: «Стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно»?

Стихотворение  «Родина»    Проанализируйте стихотворение «Родина» по плану: Какую любовь к родине Лермонтов отрицает?Ни

Слайд 111837 – «Бородино»
Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтова является

обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа.
Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.



Ведущая тема стихотворения
Сюжет стихотворения «Бородино»
Композиция лирического произведения
Художественно-выразительные средства стихотворения
Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Проанализируйте стихотворение «Бородино» по плану:

1837 – «Бородино»   Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтова является обращение к

Слайд 12

Предсказание»

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Мрачное пророчество было написано Лермонтовым в 16-летнем возрасте. Картина революции нарисована черными красками (кровь, смерти, беззаконие, голод, страдания и, очевидно, гибель многих невинных жертв, которые попадают под колеса истории, печальные села, зарево в речных водах - всё это нарисовано в духе апокалиптической иллюстрации).
В финале стихотворения - загадочный мрачный образ «мощного человека», олицетворяющего кару, возмездие. Кто он и откуда -непонятно, что будет означать его возмездие - неизвестно, ясно только, что едва ли это будет благодатно.
Лермонтовское пророчество сбылось спустя немногим меньше века, и первую часть стиха можно считать историческим предвидением революционных событий 1917 года.
Позиция автора, который называет год, «когда царей корона упадет», ЧЕРНЫМ годом России, на самом деле противоречива, она сложнее, о чем, например, может свидетельствовать следующий биографический комментарий: несмотря на ясное понимание жестокости гражданской войны, неизбежно сопровождающей революцию, в черновике стихотворения рядом с заглавием Лермонтов написал: «(Это мечта)»


Слайд 13Тема любви в лирике Лермонтова
.
Во-первых, герой пребывает не только в

любовных переживаниях, но и в философских рассуждениях, задумываясь над чувствами вообще.
Во-вторых, героини стихотворений характеризуются по-разному, то есть они не абстрактные образы,а имеют индивидуальные черты.
В-третьих, поэты-предшественники (исключением был лишь А. С. Пушкин) сосредотачивались внутри одной темы — любовной. Лермонтов же обогащает её, расширяет повествование внешними обстоятельствами, а роль лирического героя больше не сводится к роли носителя любовных чувств. Отражение темы любви в творчестве Лермонтова во многом обусловлено автобиографизмом и стремлением к циклизации.
Тема любви сопряжена с темой разлуки. Возлюбленная понимается поэтом как центр жизни, а если любви нет, либо же она не взаимна, то и смысла жизни нет.


Лермонтова можно назвать новатором любовной лирики по нескольким причинам.

Тема любви в лирике Лермонтова. Во-первых, герой пребывает не только в любовных переживаниях, но и в философских

Слайд 14

«Сушковский цикл»
«Сушковским циклом» принято называть группу стихотворений 1830 года, отразивших юношескую влюбленность Лермонтова в Екатерину Сушкову. Обстоятельства появления того или иного стихотворения рассказаны самой Сушковой в ее записках. Хотя в стихах Сушковского цикла уже вырисовываются черты образа лирического героя (каким он сложится в дальнейшем в с его разочарованностью, обманутыми надеждами, бессменными «тревогами души», в целом он не выходит за

К Сушковой («Вблизи тебя до этих пор…»),
«Благодарю!»,
«Зови надежду сновиденьем»,
«Нищий»,
«Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»),
«Ночь»,
«Подражание Байрону» («У ног других не забывал…»),
«Я не люблю тебя, страстей…»

История создания стихотворения «Нищий»
Основная тема стихотворения
Композиционные и поэтические особенности стихотворения

Проанализируйте стихотворение»Нищий» по плану:

рамки любовной темы; однако сам образ любви-страдания как абсолютного и исключительного по силе чувства («Такой любви нельзя не верить») пройдет через всю лирику Лермонтова. Отвергнутая любовь несет герою разочарование во всех ценностях — и земных и небесных.

«Сушковский цикл»

Слайд 15Стихи Лермонтова

В. Лопухиной

Молитва «Я, матерь божия, нынче с молитвою…»
Она не гордой красотою…
Печаль в моих песнях, но что за нужда?
Оставь напрасные заботы…
Мы случайно сведены судьбою…
Мой друг, напрасное старанье…
К Л…

В настоящее время исследователи жизни и творчества М. Ю. Лермонтова сходятся в мнениио том, что любовь к Лопухиной была действительно самой глубокой и стойкой страстью поэта, заметно повлиявшей на его творчество и многогранно отразившейся в нем. Однако характер этого отражения, как и сами его границы, во многом спорны. Вопрос, касающийся времени вхождения образа Лопухиной в лирику поэта, количественный состав цикла, связанного с этой женщиной, остается до сих пор до конца неразрешенным.

Стихи Лермонтова            В. Лопухиной  Молитва

Слайд 16Ивановский цикл
«К Н. И….»
«Стансы» (Мгновенно пробежав умом…»)
«Не ты,

но судьба виновата была…»)
«Время сердцу быть в тоске…»
«Измученный тоскою и недугом…»
«Стансы…» (Не могу на родине томиться…»)
«В альбом Н. Ф. Ивановой»
«Я не унижусь пред тобою..»
«Сонет»
«Болезнь в груди моей и нет мне исцеленья»…

Значение этого цикла не ограничивается важностью автобиографического свидетельства и дневниковой полнотой душевной жизни: интимная исповедь здесь (как и вообще в лирике Л.) — не только возможность психологического самовыражения, но одновременно и способ разрешения высших вопросов бытия, духовного и творческого самоопределения. В стихах этих получили развитие многие ведущие мотивы лермонтовской лирики.

Большинство стихотворений Ивановского цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы: стихи, написанные Лермонтовым в период духовного подъема, вызванного первыми встречами с Натальей Ивановой и стихи,, темой которых становится «вероломство» возлюбленной. Первые из них проникнуты желанием и надеждой увидеть в ней единственную посреди «бесчувственной толпы» душу, оценившую дар, величие запросов души и страданий поэта.

Упрекающий, обвинительный тон стихов, написанных после разрыва с Ивановой, связан не только с мотивом «измены», но также с неоправданностью предельных ожиданий поэта, несоответствием реального облика возлюбленной и той высокой роли, которую он ей отводил.

Ивановский цикл «К Н. И….» «Стансы» (Мгновенно пробежав умом…») «Не ты, но судьба виновата была…») «Время сердцу

Слайд 17Тема поэта и поэзии
Тема традиционна, возникает как продолжение пушкинской традиции. В

центре - мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе. Важнейшие мотивы и образы здесь - поэт и толпа, назначение творчества, свобода, поэт и эпоха, вдохновение, одиночество.

1837 - «Смерть Поэта»

Распространялось в списках, не было опубликовано до 1858 года. Сначала была написана первая часть, затем в ответ на клеветнические толки о Пушкине и попытки оправдать Дантеса - последние 16 строк, которые оказались более резкими по тематике и пафосу. Они послужили основанием для ареста и ссылки на Кавказ в действующую армию. Эти стихи были громким дебютом, они принесли автору широкую известность - и литературную, и общественную.
По жанру - сочетание признаков оды («На смерть ...»), скорбной элегии, эпитафии, надгробного слова и гражданской инвективы, обличительного памфлета, высокой сатиры.

Тема поэта и поэзииТема традиционна, возникает как продолжение пушкинской традиции. В центре - мысль об избранности, об

Слайд 18Стихотворение «Пророк»
История создания – написано в последний год жизни Лермонтова (между

маем и июлем 1841 года).
Тема – участь поэта быть непонятым, толпа и поэт.
Композиция – эта лирическая исповедь написана от первого лица, состоит из 7 строф.
Жанр – лирическое стихотворение-исповедь. В нём подытожена тема поэта и толпы, чётко прослеживаются библейские мотивы.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “страницы злобы и порока”, “читать в очах”.
Эпитеты – “божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”.
Перифраза – “вечный судия”, “предвечный”.


Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.

Стихотворение «Пророк»История создания – написано в последний год жизни Лермонтова (между маем и июлем 1841 года).Тема –

Слайд 19Дайте цитатную характеристику лирическому герою Лермонтова.

Дайте цитатную характеристику лирическому герою Лермонтова.

Слайд 20 Сочинение-рассуждение по лирике М. Ю. Лермонтова
Рассмотрим план сочинения-рассуждения по лирике

Лермонтова

«Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»

1Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения.
2. Общая мысль стихотворений «Дума» и «Бородино» — упрек поколению 30-х годов XIX века:
а) Героизм и мужество поколения 1812 года в смертельной схватке с врагом — позорное малодушие поколения 30-х годов.
б) Единодушие и сплоченность героев 1812 года — полная разобщенность
в)«потомок оскорбит презрительным стихом».
3.Каким чувством продиктованы Лермонтову эти два стихотворения?

Сочинение-рассуждение по лирике М. Ю. ЛермонтоваРассмотрим план сочинения-рассуждения по лирике Лермонтова «Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть