но судьба виновата была…»)
«Время сердцу быть в тоске…»
«Измученный тоскою и недугом…»
«Стансы…» (Не могу на родине томиться…»)
«В альбом Н. Ф. Ивановой»
«Я не унижусь пред тобою..»
«Сонет»
«Болезнь в груди моей и нет мне исцеленья»…
Значение этого цикла не ограничивается важностью автобиографического свидетельства и дневниковой полнотой душевной жизни: интимная исповедь здесь (как и вообще в лирике Л.) — не только возможность психологического самовыражения, но одновременно и способ разрешения высших вопросов бытия, духовного и творческого самоопределения. В стихах этих получили развитие многие ведущие мотивы лермонтовской лирики.
Большинство стихотворений Ивановского цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы: стихи, написанные Лермонтовым в период духовного подъема, вызванного первыми встречами с Натальей Ивановой и стихи,, темой которых становится «вероломство» возлюбленной. Первые из них проникнуты желанием и надеждой увидеть в ней единственную посреди «бесчувственной толпы» душу, оценившую дар, величие запросов души и страданий поэта.
Упрекающий, обвинительный тон стихов, написанных после разрыва с Ивановой, связан не только с мотивом «измены», но также с неоправданностью предельных ожиданий поэта, несоответствием реального облика возлюбленной и той высокой роли, которую он ей отводил.