Презентация, доклад на тему СТОЛКНОВЕНИЕ МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Э. Т. А. ГОФМАНА КРОШКА ЦАХЕС

Романтизм - это тайный грунт души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, которые создаются фантазией.

Слайд 1СТОЛКНОВЕНИЕ МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЭРНСТА ТЕОДОРА АМАДЕЯ ГОФМАНА «КРОШКА

ЦАХЕС»

Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4 с УИОП» г. Усинска, Республики Коми, Загороднева Ирина Петровна

СТОЛКНОВЕНИЕ МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТИ  В ПРОИЗВЕДЕНИИ  ЭРНСТА ТЕОДОРА АМАДЕЯ ГОФМАНА «КРОШКА ЦАХЕС»Составитель: учитель русского языка

Слайд 2Романтизм - это тайный грунт души и сердца, откуда поднимаются все

неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, которые создаются фантазией.

Виссарион Григорьевич Белинский.

Романтики делали ударение на первичности идеала, мечты. Второй, идеальный мир, мир мечтаний автора-романтика, существует параллельно с миром повседневного и будничного. Он приобретает форму фантастики и сказки. “Все поэтическое, - утверждает Новалис, - должно быть сказочным”. Чуть ли не наиболее наглядное представление о романтических двух мирах дают произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана, в большинстве из которых сосуществуют мир реальный с миром фантастическим.

Романтизм - это тайный грунт души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному,

Слайд 3Гофман определил жанр «Крошки Цахеса, по прозвищу Циннобер» как сказку, но

при этом отказался от принципа сказочной гармонии. В этом произведении компромисс «чистоты» сказочного жанра и серьезности мировоззрения. Автор видел сказку ведущим жанром романтической литературы. Но если у Новалиса сказка превращается в сплошную аллегорию или в сновидение, в котором исчезало все реальное, земное, то в сказках Гофмана основой фантастического является реальная действительность.
Гофман определил жанр «Крошки Цахеса, по прозвищу Циннобер» как сказку, но при этом отказался от принципа сказочной

Слайд 4По мысли Гофмана, не только общество двоично, но каждый человек, его

сознание раздвоено, разорвано. Мир неустойчив, и человеческая личность распадается. Она утрачивает свою определённость, цельность, отсюда мотив двойничества и безумия, столь характерный для Гофмана.

Романтический герой живет в возвышенном, далеком от реальной действительности мире, а если реальность и проникает на страницы произведения писателя-романтика, то пропасть между нею и героем перерастает в трагедию.

Мотив превращения, оборотничества встречается в мифах, сагах, но особенно часто - в сказках многих народов мира. В эпоху романтизма мотив двойничества переживает второе рождение, что связано с идеей двоемирия, составившей основу мировоззрения романтиков. Разрыв между Мечтой и реальностью, Идеалом и действительностью определил их мировосприятие и творчество.

По мысли Гофмана, не только общество двоично, но каждый человек, его сознание раздвоено, разорвано. Мир неустойчив, и

Слайд 51. Столкновение Цахеса-Циннобера и Бальтазара как представителей миров мечты и реальной

действительности.

Формально конфликт разворачивается между Цахесом и Бальтазаром, но каждый герой олицетворяет некую силу, вступившую в противоборство.

Цахес - Циннобер выступает в роли некой фатальной силы, обличающей бессмысленные законы мироустройства, несправедливое распределения материальных и духовных благ в обществе, которое изначально предрасположено к процветанию пороков.

Мир, преклоняющийся перед Цахесом - мир филистерской действительности, чуждый романтическому мечтателю Бальтазару.

Уродливому княжеству Барсануфа противостоит мир мечтателей, поэтический мир возвышенных чувств. Студент Бальтазар и волшебник Проспер Альпанус совместными усилиями разгоняют наваждение Цахеса.

Студент Бальтазар -романтический герой-мечтатель, недовольный окружающим его обществом филистеров, и находит отдых лишь в уединении природой. Он поэт, сочиняет стихи о соловье, вкладывая в образ чувства к писаной красавице Кандиде. Бальтазар - поэт и видит окружающих людей такими, каковы они на самом деле, колдовство не может заставить его в Цахесе особу, достойную пиетета.

1. Столкновение Цахеса-Циннобера и Бальтазара как представителей миров мечты и реальной действительности.   Формально конфликт разворачивается

Слайд 6Двоемирие воплощается не только в том, что «истинные музыканты» несчастны оттого,

что филистерский мир их не понимает, но и оттого, что они сами не могут найти естественной связи с реальным миром. Искусственно сконструированный искусством мир тоже не выход для души, уязвленной неустроенностью человеческого бытия.

Столкновение двух миров разрешается в повести сокрушительным поражением филистеров и триумфальной победой энтузиастов. Но у этого триумфа есть специфическая особенность: он оформляется автором подчеркнуто театрально. Режиссерская сделанность счастливой концовки оттеняется еще одним мотивом, уже содержательного плана: свадебным подарком Проспера Альпануса. Картина сельского домика, «отменная капуста», небьющаяся посуда и т.п., оборачивается филистерским, мещанским уютом.
Двоемирие воплощается не только в том, что «истинные музыканты» несчастны оттого, что филистерский мир их не понимает,

Слайд 72. Невоплотившаяся в жизнь мечта о лучшем человеке феи Розабельверде разрушается

под натиском реальной действительности.

В стремлении феи устранить несовершенство, допущенное природой, заключено доброе начало. Пожалев бедную крестьянку, Розабельверде наделяет ее маленького сына-уродца чудесным даром, благодаря которому, все значительное и талантливое приписывается Цахесу. Он делает блестящую карьеру. И все это было связано с тем, что другие, действительно достойные, незаслуженно испытывали обиду, позор и крах в карьере или в любви. Добро, содеянное феей, превращается в неиссякаемый источник зла.

2. Невоплотившаяся в жизнь мечта о лучшем человеке феи Розабельверде разрушается под натиском реальной действительности.В стремлении феи

Слайд 8Вина же его, по словам феи, в том, что в душе

его не пробудился внутренний голос, который бы сказал: «Ты не тот, за кого тебя принимают, но стремись сравняться с теми, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, взлетаешь ввысь». Но разлагающий характер незаслуженного восхищения состоит в том, что Цахес легко предался уверенности в своем совершенстве. Упав с лошади, Циннобер отрицает этот факт, утверждая, что он прекрасный наездник, и чем далее, тем более он чувствует себя вправе не считаться с высокими авторитетами: дерзко отвечает на любезности князя, высокомерно общается со своей покровительницей феей.

Потеряв волшебные волоски, он стал тем, кем был на самом деле - жалким подобием человека. Страх перед толпой, вдруг увидевшей в окне дома министра маленькое чудовище, заставляет Циннобера искать надежного укрытия в ночном горшке, где он и умирает, как констатирует врач, «от боязни умереть». То, что он стал жертвой незаслуженного головокружительного успеха, признает осознавшая свою роковую ошибку фея: «Если бы ты не поднялся из ничтожества и остался маленьким неотесанным болваном, ты б избежал постыдной смерти».

Вина же его, по словам феи, в том, что в душе его не пробудился внутренний голос, который

Слайд 9Автор приходит к выводу, что богатство и человеческая глухота, то, что

люди забывают законы природы и красоты, приводит к господству бестолковости и вульгарности.

Но Гофман верит в великую силу искусства - победа его на страницах сказки возможна, но в мире людей все намного сложнее. Таким образом, в произведениях Гофмана, также как и в произведениях многих других романтиков, отображено столкновение двух миров: материального и духовного.

Два параллельных мира могут пересекаться, могут не замечать друг друга, но всегда существует трагическое, хотя и иронически осмысленное разногласие между миром таланта и фантазии и миром бездуховности и ограниченности.
Автор приходит к выводу, что богатство и человеческая глухота, то, что люди забывают законы природы и красоты,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть