Слайд 1
Уильям Шекспир. Гений эпохи «Ренессанса».
«О Шекспире правды не знает никто,
есть лишь легенды,
мнения, некоторые документы и его великие произведения».
Руководитель проекта: Рязанова Л.А.
Слайд 3Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году,
по преданию, 23 апреля. Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города.
Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий.
Биография.
В оглавление
Слайд 4Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где получил серьёзное
образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорд-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт, однако школьные журналы не сохранились, и теперь ничего нельзя сказать наверняка.
Слайд 5В 1582 году Шекспир женился на Анне Хатауэй, дочери местного помещика,
которая была старше его на 8 лет; в 1583 году у них родилась дочь Сюзанна, в 1585 – двойняшки: сын Хемнет, умерший в 1568 году, и дочь Джудит.
В 1587 году Шекспир покинул Стратфорд и переехал в Лондон.
Слайд 6В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы Бёрбеджа, а
с 1599 года — также одним из пайщиков предприятия. При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской, а сам Шекспир вместе с другими старыми членами труппы — звание камердинера. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины.
Театр Уильяма Шекспира – «Глобус». (англ. «The Globe»)
Слайд 7Герб с Девизом рода Шекспиров, с надписью: «Не без права» (франц.)
Слайд 8Творчество.
Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы и
сонеты) и драматическую. В. Г. Белинский писал, что «слишком было бы смело и странно отдать Шекспиру решительное преимущество пред всеми поэтами человечества, как собственно поэт, но как драматург он и теперь остается без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени».
В оглавление
Слайд 9Первый период
1590-1594 годы.
По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё
весь во власти своих предшественников. По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства — дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» (Венгеров).
В оглавление
Слайд 10Вероятно, первыми пьесами Шекспира были три части «Генриха VI». Источником для
этой и последующих исторических хроник служили «Хроники» Холиншеда. Тема, объединяющая все шекспировские хроники, — смена череды слабых и неспособных правителей, приведших страну к междоусобицам и гражданской войне и восстановление порядка с воцарением династии Тюдоров. Подобно Марло в «Эдуарде II» Шекспир не просто описывает исторические события, а исследует мотивы, скрывающиеся за поступками героев.
Слайд 11«КОМЕДИЯ ОШИБОК»
Ранняя, «ученическая» комедия, комедия положений. По обычаю того времени, переделка
пьесы современного английского автора, источником для которой стала итальянская версия комедии Плавта «Менехмы», описывающая приключения братьев-близнецов. Действие происходит в Эфесе, мало похожем на древнегреческий город: автор переносит приметы современной ему Англии в античную обстановку. Шекспир добавляет сюжетную линию двойников-слуг, тем самым запутывая действие ещё больше. Характерно, что уже в этом произведении присутствует обыкновенное для Шекспира смешение комического и трагического: старику Эгеону, невольно нарушившему эфесский закон, грозит казнь, и только через цепь невероятных совпадений, нелепых ошибок, в финале к нему приходит спасение.
Слайд 12«БЕСПЛОДНЫЕ УСИЛИЯ ЛЮБВИ»
Комедия, созданная под влиянием пьес Лили, которые тот писал для
постановки в театре масок при королевском дворе и в аристократических домах. При довольно простой фабуле пьеса представляет собой непрерывный турнир, состязание персонажей в остроумных диалогах, сложной словесной игре, сочинении стихов и сонетов (к этому времени Шекспир уже владел непростой стихотворной формой). Язык «Бесплодных усилий любви» — вычурный, цветистый, так называемый эвфуизм, — это язык английской аристократической верхушки того времени, ставший популярным после выхода в свет романа Лили «Эвфуэс», или Анатомия остроумия».
Слайд 13Второй период
1594-1600 годы.
Около 1595 года Шекспир создаёт одну из самых известных
своих трагедий — «Ромео и Джульетту».
Для своей версии "Ромео и Джульетты" Шекспир, возможно, использовал переработку старого текста, оставленную "академиками" (кругом драматургов, имевших университетские дипломы).
В оглавление
Слайд 14Ромео и Джульетта. Картина Ф. Дикси (1884 г.)
Слайд 15Приблизительно 1596 годом датируется ещё одно из знаменитейших произведений Шекспира — «Венецианский купец».
Несмотря на «проблемность» пьесы и драматизм сюжетной линии Антонио и Шейлока, по своей атмосфере «Венецианский купец» приближён к пьесам-сказкам, подобным «Сну в летнюю ночь» (1596). Волшебная пьеса была написана вероятно для торжеств по случаю свадьбы одного из елизаветинских вельмож.
Слайд 16В это же время Шекспир создаёт бессмертный и интереснейший тип, которому
до сих пор не было аналогов в мировой литературе — сэра Джона Фальстафа.
Фальстаф с большим кувшином вина и кубком. Картина Э. фон Грюцнера (1896 г.)
Слайд 17«ВЕНЕЦИАНСКИЙ КУПЕЦ»
Шейлок так же, как и ещё один знаменитый еврей елизаветинской
драмы — Варавва («Мальтийский еврей» Марло), жаждет отмщения. Но, в отличие от Вараввы, Шейлок, остающийся отрицательным персонажем, гораздо сложнее. С одной стороны это жадный, хитрый, даже жестокий ростовщик, с другой — оскорблённый человек, обида которого вызывает сочувствие. Знаменитый монолог Шейлока о тождестве еврея и любого другого человека «Да разве у жида нет глаз?..» (акт III, сцена 1) признаётся некоторыми критиками лучшей речью в защиту равноправия евреев во всей литературе.
Слайд 18«ВЕНЕЦИАНСКИЙ КУПЕЦ»
В пьесе противопоставляются власть денег над человеком и культ дружбы —
неотъемлемой составляющей жизненной гармонии.
Слайд 19Третий период
1600-1609 годы.
Третий период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий 1600—1609 годы, сторонники субъективистского
биографического подхода к творчеству Шекспира называют периодом «глубокого душевного мрака», считая признаком изменившегося мироощущения появление персонажа-меланхолика Жака в комедии «Как вам это понравится» и называя его чуть ли не предшественником Гамлета.
В оглавление
Слайд 20Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета», по мнению многих критиков, — самое глубокое
своё произведение. Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время — Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество.
Слайд 21Гамлет и Горацио на кладбище. Картина Э. Делакруа (1839 г.)
Слайд 22Четвертый период
1609-1612 годы.
Четвёртый период, если не считать пьесу «Генрих VIII» (большинство
исследователей сходятся в том, что она почти вся написана Джоном Флетчером), обнимает всего только три-четыре года и четыре пьесы — так называемые «романтические драмы» или трагикомедии.
В пьесах последнего периода тяжёлые испытания подчёркивают радость избавления от бедствий.
В оглавление
Слайд 23Клевета уличается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не
имеет трагических последствий, любящие соединяются в счастливом браке. Оптимизм этих произведений критиками воспринимается как знак примирённости их автора.
Слайд 24Просперо и Ариэль. Картина Уильяма Гамильтона (1797 г.)
Слайд 25«ПЕРИКЛ»
Пьеса существенно отличающаяся от всего ранее написанного, знаменует появление новых произведений.
Наивность, граничащая с примитивностью, отсутствие сложных характеров и проблем, возврат к построению действия, характерному для ранней английской ренессансной драмы, — всё указывает на то, что Шекспир находился в поиске новой формы.
Слайд 26«БУРЯ»
Самая удачная из последних пьес и, в некотором смысле, финал творчества
Шекспира. Вместо борьбы здесь царит дух гуманности, всепрощения. Поэтические девушки, созданные теперь — Марина из «Перикла», Утрата из «Зимней сказки», Миранда из «Бури» — это образы прекрасных в своей добродетели дочерей. Исследователи склонны видеть в заключительной сцене «Бури», где Просперо отрекается от своего волшебства и уходит на покой, прощание Шекспира с миром театра.
Слайд 27Смерть драматурга.
В 1612 году Шекспир вышел по неизвестным причинам в отставку и вернулся
в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери.
Завещание Шекспира от 15 марта 1616-го года было подписано неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался.
Автограф Шекспира на его завещании.
В оглавление
Слайд 28Спустя три дня после его смерти, тело Уильяма Шекспира было захоронено
в стратфордской церкви св. Троицы.
На его надгробной надписи была напечатана эпитафия:
«Good frend for Iesvs sake forbeare,
To digg the dvst encloased heare.
Blest be ye man yt spares thes stones,
And cvrst be he yt moves my bones.»
«Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землёй;
Не тронувший блажен в веках,
И проклят — тронувший мой прах.»
(Перевод А. Величанского)
Слайд 29Вывод.
Таким образом, Уильям Шекспир вошел в мировую историю как величайший драматург,
поэт и автор по крайней мере 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов.
Первое издание «Сонетов» (1609 г.)
В оглавление
Слайд 30Используемые источники.
1. Серия ЖЗЛ. «Шекспир –гений .", Просвещение; М.,
2005
г.
2. Книги на PSI-JOURNAL.RU
3. Большая литературная энциклопедия; Дрофа; С-Пб.,
1999г.
4. www.shakespeare-w.com/english/shakespeare/
source.html.
5. Уэллс С. Шекспировская энциклопедия /
Пер. с англ. М.: Радуга, 2002