Слайд 2Автобиография
Родился 8 марта 1944 г. в Москве
1962 окончил среднюю школу
1962-68 учеба на физическом факультете МГУ (окончил кафедру акустики)
1962 первая песня (на стихи Иосифа Уткина "В дороге")
1963-67 мужской квартет в составе С.Никитин, С.Смирнов, Б.Геллер, А.Монахов (позднее В.Хаит)
Слайд 31968-71 аспирантура по биофизике (в Пущинском академгородке)
1968-77 квинтет в составе С.
и Т. Никитины, К.Сантакреу, В.Улин, Н.Туркин
1987-95 заведующий музыкальной частью Театра-студии под руководством О. Табакова
с 1995 г. свободный художник, композитор и исполнитель собственных песен
1995 заслуженный деятель искусств России
1997 лауреат Царскосельской художественной премии (вместе с Татьяной Никитиной)
Слайд 4На вопрос, как он стал бардом Сергей Никитин обычно отвечает:
«Очень
захотелось самому петь Булата Окуджаву". Начало, в общем, по тому времени (самый конец 50-х) довольно обычное. А иногда на этот же вопрос он отвечает несколько по-другому: "У меня всё пошло от гитары". И с гитарой тоже поначалу всё было так же "обычно": нашелся знакомый, который показал, как на ней берутся пресловутые "три аккорда", - очень многие начинают осваивать основы аккомпанемента именно с этого, добавляя со временем к первым трем еще пять, или двадцать пять, сто двадцать пять и так далее - в зависимости от индивидуальных запросов, настойчивости, ну и, естественно, способностей.»
Слайд 5 Необычность же никитинского случая заключается вовсе не в том, что он
быстрее, чем другие-прочие, освоил и стал использовать "очень много" разных аккордов, и тем более не в том, что строй его гитары оказался (в общем, случайно) нестандартным - семиструнка, но с пониженной на полтона второй и повышенной пятой струнами.
Слайд 6 Просто практически сразу, как только Никитин взял в руки гитару, -
а он тогда был еще школьником, - стало очевидным, что это замечательный и совершенно неповторимый музыкант - что называется, "от Бога". Собственно, виртуозом он сделался позднее что факт: уже на самых ранних магнитофонных записях его гитара звучит так же безупречно профессионально, как и теперь, - и столь же безошибочно узнаваема, поскольку просто невозможно не узнать этот характерный, фирменный "никитинский" звук, - нечто из разряда "явлений", то, чему, наверное, в принципе невозможно научиться, даже освоив все нужные аккорды с самой правильной аппликатурой.
Слайд 7 Тем не менее повторить его игру пытаются многие - некоторые энтузиасты
даже специально для этого выучивают хитрый никитинский строй (правда, сам-то он с легкостью переходит с него и на стандартную "семерку", и на "шестерку"; может на домре, на балалайке, банджо, да хоть на гуслях, не говоря уже об обычном фортепьяно). Казалось бы, чисто технически для любого достаточно "продвинутого" гитариста в никитинском аккомпанементе нет ничего сверхъестественно сложного. Ан нет, еще ни у кого так не получилось. Подражателей хватает, а Никитин всё равно один.
Слайд 8 Несмотря на ярко выраженные музыкальные способности, после окончания школы он пошел
учиться в МГУ, на физфак. Физика в те годы вообще была "в почете", и талантливая молодежь устремлялась именно туда, на передовой край научных завоеваний. На этой волне Сергей и выбрал себе профессию физика - и никогда об этом не жалел.
Слайд 9 Именно естественнонаучное, университетское образование и последующая многолетняя работа в академических институтах,
в среде научно-технической интеллигенции сыграли очень важную роль в формировании не просто Никитина-композитора композитора-барда, работающего с высокой поэзией на глубочайшем уровне взаимодействия, взаимопроникновения двух стихий: музыки и слова, - когда музыка не просто достойна стихов и адекватна им, но способна открывать в них новые грани, обогащать новыми или скрытыми до поры смыслами.
Слайд 10 Несколько музыкальных произведений для театра Никитин написал совместно с поэтом Дмитрием
Сухаревым, своим близким другом и постоянным соавтором, который выступил автором либретто. Два из них были поставлены различными театрами как в нашей стране, так и за рубежом.
Слайд 11квинтет просуществовавший до 1977 г. состоявший из студентов-физиков
Слайд 13 Детские песни: "Пони", "Любимого пони", "Ванечка-пастух", "Слониха, слоненок и слон", "Большой
секрет для маленькой компании", "Собака бывает кусачей",
Слайд 14 В 1995 году Сергей Никитин был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств
России, а в 1997 г. Татьяна и Сергей Никитины стали лауреатами Царскосельской художественной премии - с замечательной формулировкой "За многолетнюю преданность русской поэзии".
Слайд 15 Но, пожалуй, награда, которой Никитин более всего дорожит - стихотворение
Булата Окуджавы, написанное к его 50-летию и посвященное Сергею Никитину.
Слайд 16Знаком он по песенке старой,
и все-таки он не артист.
Он всем нам
привычен с гитарой,
и все же он не гитарист.
Немало нам песен пропевший,
поющий еще не одну,
он физик, к стиху прикипевший,
ученый, влюбленный в струну.
Как впору ему этот свитер!
Как точен аккомпанемент!..
Он прежде всего - композитор,
но главное - интеллигент.
Слайд 17Большой собачий секрет
Стихи Юнны Мориц
Музыка Сергея Никитина (1979)