Слайд 2«Революция 1917 года в зеркале художественных произведений XX века»
Слайд 3В ноябре 2017 года исполнилось сто лет Великой Октябрьской социалистической революции,
как называли её при Советской власти. Оппоненты именовали это событие более скромно: «Октябрьское восстание», а то и «Большевистский переворот». Споры об её значении не утихают и по сей день, стороны до сих пор не примирились, и гражданская война, начавшаяся в стране сразу после революции, по-видимому, ещё не закончилась. Во всяком случае – в умах! Один из лучших памятников любой эпохи – это самые яркие и талантливые произведения художественной литературы. Но как встретили русские поэты и писатели революцию 1917 года и последовавшую за ней Гражданскую войну? Каково было их отношение к революционным событиям?
Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности. «Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему», – так характеризовал Александр Фадеев «левое» крыло русской литературы.
Революция и Гражданская война изображались по-разному: как стихия, метель, вихрь («Голодный год» Пильняка), конец культуры и истории («Окаянные дни» Бунина, «Солнце мертвых» Шмелева), как начало нового мира («Разгром» Фадеева, «Железный поток» Серафимовича). Писатели, принимавшие революцию, наполняли свои произведения героико-романтическим пафосом. Те же, кто видел в ней разнузданную стихию, изображали ее как апокалипсис, действительность представала в трагической тональности.
Слайд 4Пролетарская поэзия
Особенности:
• Традиционный герой – герой «мы» (массовый герой),
человек труда – преобразователь мира
• Темы: защита революции, построение нового мира, созидательный труд, гимн труду • Жанры – гимн, марш, лозунг, баллада
• Средства – гиперболизация, библейская символика как выражение могущества пролетариата, планетарность и космизм, интернационалистский пафос
Представители: В.Князев, И. Садофьев, А.Гастев,
А.Маширов, Ф.Шкулёв, В.Кириллов.
Слайд 5Кириллов Владимир Тимофеевич
(1890 – 1937)
После Октябрьской революции выходят сборники «Зори Грядущего» (Пг., 1919), «Железный Мессия» (М., 1921). Стихам этих сборников присущи типичные для поэзии пролеткультовцев романтическая приподнятость стиля, обилие абстрактной образности, чрезмерное увлечение заглавными буквами: «Славьте Великое Первое Мая — Праздник Труда и паденья оков».
«Мы»
Мы, несметные, грозные Легионы
Труда-
Мы победили пространства морей,
океанов и суши,
Светом искусственных солнц мы
зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши
гордые души.
Мы во власти мятежного , страстного
хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи
красоты..»
Во имя нашего Завтра – сожжем
Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства
цветы.
Слайд 6Тихонов Николай Семёнович
(1896 – 1979)
БАЛЛАДА О ГВОЗДЯХ
Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стер с лица.
"Команда, во фронт! Офицеры, вперед!"
Сухими шагами командир идет.
И слова равняются в полный рост:
"С якоря в восемь. Курс - ост.
У кого жена, брат –
Пишите, мы не придем назад…»
И старший в ответ: "Есть, капитан! "
А самый дерзкий и молодой
Смотрел на солнце над водой.
"Не все ли равно,- сказал он,- где?
Еще спокойней лежать в воде".
Адмиральским ушам простукал рассвет:
"Приказ исполнен. Спасенных нет".
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
Слайд 7Багрицкий Эдуард Георгиевич
(1895 –
1934)
«ТВС» («Плесенью лезет туберкулез…») —
Название означает принятое медицинское сокращение для диагноза «Tuberculosis»
Век поджидает на мостовой,
Сосредоточен, как часовой,
Иди -- и не бойся с ним рядом встать.
Твое одиночество веку под стать.
Оглянешься -- а вокруг враги,
Руки протянешь -- и нет друзей,
Но если он скажет: «Солги!» -- солги.
Но если он скажет: «Убей!» -- убей.
Слайд 8 Зинаида Николаевна Гиппиус
(1869 -1945)
Подобно другим символистам, Гиппиус видела в революции великое духовное потрясение, способное очистить человека и создать новый мир духовной свободы. Поэтому Февральскую революцию Мережковские приняли с восторгом, самодержавие полностью дискредитировало себя, его ненавидели. Радовались, что теперь в правительстве такие же люди, как они, много их знакомых. Но все же понимали, что Временное правительство слишком слабо, чтобы удержать власть. Когда свершился Октябрьский переворот, Зинаида Николаевна была в ужасе: она предвидела, что той России, которую она любила, в которой жила, - больше нет.
Слайд 9ЮНЫЙ МАРТ
Пойдем на весенние улицы,
Пойдем в золотую метель.
Там солнце
со снегом целуется
И льет огнерадостный хмель.
По ветру, под белыми пчелами,
Взлетает пылающий стяг.
Цвети меж домами веселыми
Наш гордый, наш мартовский мак!
Еще не изжито проклятие,
Позор небывалой войны.
Дерзайте! Поможет нам снять его
Свобода великой страны.
ВЕСЕЛЬЕ
Блевотина войны — октябрьское веселье!,
От этого зловонного вина
Как было омерзительно твое похмелье,
О бедная, о грешная страна!
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянный сном,
Народ, безумствуя, убил свою свободу,
И даже не убил — засек кнутом?
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой
Смеются пушки, разевая рты….
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой
Народ, не уважающий святынь!
Слайд 10Сергей Александрович Есенин
(1895 – 1925)
Новокрестьянский поэт
«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», – так пишет Есенин в автобиографии.
Зреет час преображенья,
Он сойдёт, наш светлый гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
(«Преображение»)
Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
(«Небесный барабанщик»)
Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.
(«Иорданская голубица»)
«Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, … ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений».
Слайд 11Владимир Владимирович Маяковский
(1893 – 1930)
«Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей футуристов не было). Моя революция». (Из автобиографии)
Ода революции
Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!..
…Тебе обывательское –
о, будь ты проклята трижды! –
и мое, поэтово –
о, четырежды славься, благословенная!
Слайд 12Александр Александрович Блок
(1880 – 1921)
После Февральской революции Блок запишет: «Всё будет хорошо, Россия будет великой. Но как долго ждать и как трудно дождаться».
В статье «Интеллигенция и революция» уже после Октября: «Дело художника, обязанность художника - видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит "разорванный ветром воздух".
Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью.
Когда такие замыслы, искони таящиеся в человеческой душе, в душе народной разрывают сковывавшие их путы и бросаются бурным потоком, доламывая плотины, обсыпая лишние куски берегов, — это называется революцией…
… Дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию.
«Чего нельзя отнять у большевиков – это их исключительной способности вытравлять быт и уничтожать отдельных людей. Не знаю, плохо это или не особенно. Это – факт», – замечает Блок.
Слайд 13Максим Горький
(Алексей Максимович Пешков)
(1868 – 1936)
«Несвоевременные мысли»
«…Что же нового даст
революция, как изменяет она звериный русский быт, много ли света вносит она во тьму народной жизни?
За время революции насчитывается уже до 10 тысяч "самосудов". Вот как судит демократия своих грешников: около Александровского рынка поймали вора, толпа немедленно избила его и устроила голосование: какой смертью казнить вора: утопить или застрелить? Решили утопить и бросили человека в ледяную воду. Но он кое-как выплыл и вылез на берег, тогда один из толпы подошел к нему и застрелил его.
Средние века нашей истории были эпохой отвратительной жестокости, но и тогда, если преступник, приговоренный судом к смертной казни, срывался с виселицы - его оставляли жить.
Слайд 14 Как влияют самосуды на подрастающее поколение?
Солдаты ведут топить
в Мойке до полусмерти избитого вора, он весь облит кровью, его лицо совершенно разбито, один глаз вытек. Его сопровождает толпа детей; потом некоторые из них возвращаются с Мойки и, подпрыгивая на одной ноге, весело кричат
- Потопили, утопили!
Это - наши дети, будущие строители жизни. Дешева будет жизнь человека в их оценке, а ведь человек - не надо забывать об этом! - самое прекрасное и ценное создание природы, самое лучшее, что есть во вселенной. Война оценила человека дешевле маленького куска свинца, этой оценкой справедливо возмущались, упрекая за нее "империалистов" - кого же упрекнем теперь - за ежедневное, зверское избиение людей?»
"Новая Жизнь" N 195, 7(20) декабря 1917 г.
Главная цель революции, по мнению Горького, нравственная - превратить в личность вчерашнего раба. А в действительности, как с горечью констатирует автор «Несвоевременных мыслей», октябрьский переворот не только не принёс «в себе признаков духовного возрождения человека», но, напротив, спровоцировал «выброс» самых тёмных, самых низменных - зоологических инстинктов.
Слайд 15Анна Андреевна Ахматова
(1889 –
1966)
Великую Октябрьскую революцию Анна Андреевна не приняла, но из России не уехала. В этом коротком произведении вместились все внутренние переживания и душевные терзания поэтессы, которая стояла перед непростым выбором – сбежать из разоренной России за границу или же разделить вместе с родиной ее непростую, трагическую и печальную судьбу. Она делает не политический, а нравственный выбор. Её позиция: христианское терпение и стойкость; верность культуре и родине, а не той или иной власти. Её принципиальный выбор зафиксирован в стихотворении «Мне голос был…»
Слайд 16Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,—
Мне
голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Слайд 17Марина Ивановна Цветаева
(192
– 1941)
В промежутке между Февралём и Октябрём далёкая от политики Цветаева пишет стихи, в которых нет ни характерного для Маяковского восхищения происходящим, ни блоковского воодушевления «духом музыки», ни мандельштамтовского смирения перед историческим величием событий, ни жертвенности Ахматовой. Эти стихи написаны словно об уже завершенной исторической эпохе, на которую можно смотреть со стороны, поставить её в определённый исторический ряд.
Из строгого, стройного храма
Ты вышла на визг площадей...
-- Свобода! -- Прекрасная Дама
Маркизов и русских князей.
Свершается страшная спевка, --
Обедня еще впереди!
-- Свобода! -- Гулящая девка
На шалой солдатской груди!
Слайд 18Иван Алексеевич Бунин
(170 –
1953)
Как они одинаковы, все эти революции! Во время французской революции тоже сразу была создана целая бездна новых административных учреждений, хлынул целый потоп декретов, циркуляров, число комиссаров — непременно почему-то комиссаров — и вообще всяческих властей стало несметно, комитеты, союзы, партии росли, как грибы, и все «пожирали друг друга», образовался совсем новый, особый язык, «сплошь состоящий из высокопарнейших восклицаний вперемешку с самой площадной бранью по адресу грязных остатков издыхающей тирании…» Все это повторяется потому прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций — бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна.
Слайд 19Борис Леонидович Пастернак
(190 – 1960)
- Какая великолепная хирургия! Взять и разом
артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали.
«Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода! Настоящая, не на словах и в требованиях, а с неба свалившаяся, сверх ожидания. Свобода по нечаянности, по недоразумению, — исповедуется Живаго Ларе. — Вчера я ночной митинг наблюдал. Поразительное зрелище. Сдвинулась Русь-матушка, не стоится ей на месте, ходит не находится, говорит не наговорится. И не то чтоб говорили одни только люди.
Слайд 20
Сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют
ночные цветы и митингуют каменные здания. Что-то евангельское, не правда ли? Как во времена апостолов. Помните, у Павла? "Говорите языками и пророчествуйте. Молитесь о даре истолкования"»
……………………………….
«Доктор вспомнил давно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали».
Заключение
Революция 1917 года оказала серьезнейшее влияние на творчество всех поэтов того времени и это влияние по-разному отразилось в их произведениях. Восторженное приятие революционных преобразований, последующее разочарование в ее идеалах, резкое осуждение или молчаливое созерцание - какой бы ни была реакция на происходящие в стране перемены, творчество каждого поэта стало выражением идейной позиции автора, изменений в его мировоззрении. Несмотря на различия этих мировоззрений каждый их представленных поэтов и писателей по-своему любил свою Родину и верил в её будущее.