Презентация, доклад на тему Разработка занятия по элективному курсу Выразительное чтение

Содержание

Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения Цель выразительного чтения:истолкование внутреннего содержания произведениявыявление темы, предмета изображения выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение)

Слайд 1Учимся читать выразительно
Вводное занятие по выразительному чтению






Учитель русского языка и литературы
МБОУ

«СОШ №60» г. Чебоксары
Корчакова Е.В.
Учимся  читать выразительноВводное занятие по выразительному чтениюУчитель русского языка и литературыМБОУ «СОШ №60» г. ЧебоксарыКорчакова Е.В.

Слайд 2Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения

Цель выразительного

чтения:

истолкование внутреннего содержания произведения

выявление темы, предмета изображения

выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение)
Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения Цель выразительного чтения:истолкование внутреннего содержания произведениявыявление темы, предмета

Слайд 3Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи

Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи

Слайд 4

Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста! К.С. Станиславский русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. 

Слайд 5 Правила постановки логического ударения

(ЛУ)

ЛУ нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.
ЛУ, как правило, ставится на именах существительных и на глаголах
При сочетании двух существительных ЛУ всегда падает на имя существительное в родительном падеже
Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ЛУ на каждом слове с возрастающим усилием.
Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ЛУ
Не рекомендуется и «злоупотреблять» ЛУ: речь, перегруженная ударениями, теряет смысл.

Правила постановки  логического ударения (ЛУ)ЛУ нельзя ставить на прилагательных и

Слайд 6Законы речи
Понятность речи –дикция

Стихотворение С. Михалкова «Сашина каша»


Законы речиПонятность речи –дикцияСтихотворение С. Михалкова «Сашина каша»

Слайд 7Долго шли они...// Все гуще становился лес,/ все меньше было сил!//

И вот стали роптать на Данко,/ говоря,/ что напрасно он,/ молодой и неопытный,/ повел их куда-то.//

/ - пауза (= посчитать до двух РАЗ, ДВА)
// - пауза (= посчитать до трех РАЗ, ДВА, ТРИ).

Долго шли они...// Все гуще становился лес,/ все меньше было сил!// И вот стали роптать на Данко,/

Слайд 82) Логическое ударение (выделение одного слова из ряда других)
Способы выделения:
А) повышение

или понижение тона;
Б) усиление звука;
В) замедленность произнесения.
2) Логическое ударение (выделение одного слова из ряда других)Способы выделения:А) повышение или понижение тона;Б) усиление звука;В) замедленность

Слайд 9Три степени логического ударения:
1) незначительное;
2) значительное;
3) сильное.

Например (пословица):
На языке – мед

(1), а под языком – лед (3).
Три степени логического ударения:1) незначительное;2) значительное;3) сильное.Например (пословица):На языке – мед (1), а под языком – лед

Слайд 10 Проследим, как меняется содержание высказывания от перемены места логического ударения в

предложении.

ВЧЕРА была сильная гроза (а не сегодня)
Вчера БЫЛА сильная гроза (уточнение)
Вчера была СИЛЬНАЯ гроза (а не лёгкая)
Вчера была сильная ГРОЗА (а не просто кратковременный дождь).

Проследим, как меняется содержание высказывания от перемены места логического ударения в предложении.ВЧЕРА была сильная гроза (а не

Слайд 11Задание. Вижу и верю
Двое учащихся получают карточки описание пейзажной зарисовки, не

соответствующей действительности. Нужно представить (вообразить) эту картину, увериться в ней самому, постараться убедить в этом ребят.
Задание. Вижу и верюДвое учащихся получают карточки описание пейзажной зарисовки, не соответствующей действительности. Нужно представить (вообразить) эту

Слайд 12Мелодика речи- движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты


Мелодика речи- движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты

Слайд 13Мелодические фигуры
Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения

голоса

нисходящая фигура нисходящая фигура

Развитие мысли вместе с развитием высказывания требует повышения голоса

восходящая фигура

Мелодические фигурыОкончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса  нисходящая  фигура нисходящая

Слайд 14 Специфические мелодики
вопросительная
пояснительная
перечислительная
предупредительная
причинной связи
противительной

связи
разделительная
мелодика водности
незаконченности

Мелодика воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону

Специфические мелодикивопросительная пояснительная перечислительная предупредительная причинной связипротивительной связиразделительнаямелодика водности незаконченности Мелодика воздействует на

Слайд 15Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные

свойства.


Чем сильнее эмоции,
тем больше
отклонений от
обычного звучания.
Выразительность
речи и сообщается
этими отклонениями.


Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса

Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Чем сильнее эмоции,тем большеотклонений отобычного

Слайд 16Техника речи

Техника речи

Слайд 17Учимся дышать правильно

Учимся дышать правильно

Слайд 18Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:
Чтоб

овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!...
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:Чтоб овладеть грудным регистром,Я становлюсь аквалангистом.Все ниже

Слайд 19Скороговорки и чистоговорки
Помогут вам избавиться от недостатков при чтении.

Проворонила ворона воронёнка

Произносите

её с разными смысловыми оттенками:
“Ах, как жалко вороненка”
“Так ей, раззява, и надо”


Шла лиса бесшумно по лесу

Подтексты:
“Ух. Какая хитрая лиса”
“Берегитесь, зверюшки, прячьтесь, лиса идёт”
Скороговорки и чистоговоркиПомогут вам избавиться от недостатков при чтении.Проворонила ворона воронёнкаПроизносите её с разными смысловыми оттенками:“Ах, как

Слайд 20Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?:


Задание: В стихотворении

обозначьте место вдоха.
Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?:Задание: В стихотворении обозначьте место вдоха.

Слайд 21Упражнение 22. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была

тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!

Упражнение 22. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:Была тишина, тишина, тишина.Вдруг грохотом грома сменилась

Слайд 22
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
— Ши, ши,

ши!
— Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
— С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
— Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
— Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Я сижу и слушаю, не дыша,Шорох шуршащего камыша.Камышинки шепчутся:— Ши, ши, ши!— Что вы тихо шепчете, камыши?Разве

Слайд 23Упражнение 33. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением: Божья коровушка, Полети на облышко, Принеси нам с

неба, Чтобы было летом: В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница. Упражнение 34. Прочитайте стихотворение в заданном темпе: Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп) Завертелись карусели. - - -(медленный темп) А потом, потом, потом - - -(средний темп) Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп) Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп) Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп) Тише, тише, не спешите - - -(средний темп) Карусель остановите. - - -(средний темп) Раз, два, раз, два - - -(медленный темп) Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)
Упражнение 33. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:  Божья коровушка, Полети на облышко, Принеси нам с неба, Чтобы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть