Слайд 1Промежуточный контроль по литературе 9 класс
Роман
«Герой нашего времени»
Слайд 2 1.Какой период русской жизни отражен в романе:
а) годы создания декабристских обществ;
б) эпоха
реакции после подавления восстания декабристов;
в) Отечественная война 1812 год;
Тестирование
Слайд 32. Какую центральную проблему эпохи ставит лермонтовский роман:
а) проблему выдающейся личности, так и
не нашедшей применение своим способностям
б) роль отдельно взятой личности в истории;
в) проблему крепостного права;
Слайд 43. В композиции образа Печорина М. Ю. Лермонтов идет от поступков
к их психологическим мотивам, от портрета героя к его внутреннему миру, от загадки к разгадке.
Восстановите хронологическую последовательность романа:
а) «Бэла»;
б) «Максим Максимыч»;
в) «Тамань»;
г) «Княжна Мери»;
д) «Фаталист»;
Слайд 54. В какой повести Печорин еще неопытен, живые чувства его пылки
и стремительны, он «волнуем воспоминаниями» и впечатлителен:
А « Бэла»;
б) «Тамань»;
в) «Максим Максимыч»;
Слайд 65.Как отреагировал Печорин на смерть Бэлы?
а) заплакал;
б) разозлился;
в) расхохотался.
Слайд 76. В чем существенное отличие доктора Вернера от Печорина:
а) не вступает
в открытый конфликт с дворянским обществом;
б) глубоко верит в людей;
в) не способен критически отнестись к установленным общественным порядкам
Слайд 87. Как относится Печорин к дружбе:
а) ставит дружбу превыше всего на свете;
б) считает,
что «к дружбе не способен: из двух друзей всегда один — раб другого»;
Слайд 98. В какой повести возникает спор о том, что же решает
участь человека: его воля или судьба, предопределение, т.е. предписание высших, небесных сил, ему не подвластных:
а) «Тамань»;
б) «Бэла»;
в) «Фаталист»;
Слайд 109. Печорин — это:
а) передовой человек 30-х гг. XIX в.
б) «лишний человек»;
в) «скучающий эгоист»;
Слайд 1110. Цель жизни Грушницкого, по мнению Печорина:
а) сделаться героем романа;
б)
проявить геройство в сражении;
в) дослужиться до генерала.
Слайд 1211. На скольких шагах стрелялись Печорин и Грушницкий?
а) 32;
б) 18;
в) 6.
Слайд 1312. Единственная страсть поручика Вулича…
а) женщины;
б) игра;
в) табак.
Слайд 1413. С кем сравнивает себя Печорин?
а) с матросом, выросшим на палубе
разбойничьего брига;
б) с птицей, парящей в вышине;
в) с героем романа.
Слайд 1514Кого Печорин считал свои приятелем?
«Мы друг друга скоро поняли и сделались
приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!»
1) Вернера
2) Грушницкого
3) Максима Максимыча
4) драгунского капитана
Слайд 1615. Каким образом Печорин проверил свою судьбу?
а) стрелялся из револьвера;
б)
обезоружил обезумевшего казака;
в) прыгнул в море
Слайд 1716. За что держал пари Печорин с Вуличем?
а) судьба есть;
б)
судьбы нет;
в) никто не знает, есть ли судьба.
Слайд 1817. Продолжите слова Веры, обращённые Печорину: :
« Я бы тебя должна
ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме...»
1) любви
2) страдания
3) веры
4) счастья
Слайд 1918. Перед кем раскрыл свою душу Печорин, произнося слова: «Во мне
два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его»?
1) перед княжной Мери
2) перед Верой
3) перед доктором Вернером
4) перед самим собой
Слайд 2019. Печорин признавался, что давно уже живёт не сердцем, а головою.
Какие вопросы задавал себе герой перед возможной смертью от пули нечестного Грушницкого?
1) «Зачем я жил? для какой цели я родился?»
2) «Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?»
3) «Отчего я так дорожу ею [свободою]? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?..»
4) «Что, если когда-нибудь эти записки попадут на глаза женщине?»
Слайд 2120. «Разорванная» композиция романа подчеркнуто значима; смена рассказчиков не только постепенно
открывает Печорина читателю, но и все больше оправдывает героя. За кем остается высокое право суда:
а) за Максимом Максимычем;
б) за Печориным;
в) за автором;
Слайд 2221. Как относится М. Ю. Лермонтов к столь сложному и противоречивому
в своих переживаниях и поведении герою:
а) характеризует героя как типичного представителя светского общества 30-х гг. XIX в.;
б) отказывает ему в праве называться «героем времени»;
в) надеется, что читатели «найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека»;
Слайд 2322. Роман «Герой нашего времени» по идейному содержанию является продолжением стихотворения
М. Ю. Лермонтова:
а) «Дума»;
б) «Родина»;
в) «Пророк»;
Слайд 2423. Кому принадлежат следующие высказывания:
I. Герой нашего времени... портрет, но не
одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии:
а) В. Г. Белинскому;
б) Н.А.Добролюбову;
в) М.Ю.Лермонтову;
Слайд 2524. Кому принадлежат следующие высказывания:
История души человеческой, хотя бы самой мелкой
души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа:
а) В. Г. Белинскому;
б) Н. А.Добролюбову;
в) М.Ю.Лермонтову;
Слайд 2625. Какие три события составляют основу сюжета романа:
а) столкновение с контрабандистами;
б) возвращение
в Петербург;
в) борьба с пятигорским «водяным обществом»;
г) поездка за границу;
д) поиск приключений в отдаленной крепости, в казачьей станице, в горном ауле;
е) маскарадный бал в Благородном собрании;
Слайд 27Продолжите фразу…
26. Продолжите фразу: «Любить, но кого же…
На время…
27. Не вынесла
душа… позора…
28. И умер он с напрасной…
29. Люблю Отчизну я, но…
30.И на холме средь…
Слайд 28Творческая работа
1.Печорин как "портрет поколения". Что хотел Лермонтов сказать нам о
своем поколении? Прав ли он?
2. Печорин и Грушницкий. Кто из них заслуживает уважения?
3. Согласны ли вы с утверждением, что «душа Печорина не каменистая почва...» Приведите аргументы?
4. Согласны ли вы с утверждением, что «Печорин ...не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ищет ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою» Докажите. Приведите доказательства.
5. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
6. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)