Слайд 1Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Выполняли обучающиеся 3«б» класса
МОУ Дубковской
СШ ЯМР
Руководитель: Трусова Н.А.
Слайд 2
Цель: исследовать образ Бабы Яги, выявить пути становления его как сказочного
героя.
Задачи: 1) Изучить различные версии происхождения образа Бабы Яги;
2)Исследовать этимологию имени Бабы Яги;
3)Проследить в фольклорном образе Бабы Яги отражение мировоззрения наших предков;
4)Обобщить полученные знания и сделать выводы.
Слайд 3Основополагающий вопрос:
кто такая Баба Яга? Как она попала в сказку?
Проблема: существовала
ли когда-нибудь Баба Яга или это вымышленный герой?
Слайд 4Гипотеза: привычный нам сказочный образ Бабы Яги – не литературное творение,
а отражение мировоззрения наших предков.
Объект исследования:
образ Бабы Яги
Предмет исследования:
русские народные
сказки
Слайд 5Основные версии происхождения Бабы Яги. Откуда ты родом, Баба Яга?
1. Змеиха
Первоначально образ Бабы-Яги, по мнению исследователей, восходит к архетипу змеи. Предположительно, само слово «яга» соответствует санскриту ahi – змей. . Одноногие или хромые существа издревле соотносились с образом змеи: в сказках Баба-Яга летает, как мифический змей, к тому же однонога или хромает. Подобно мифическому змею, она поедает человеческое мясо и чует «человеческий дух». Подобно змеям, Баба-Яга во многих сказках сторожит источники живой и мертвой воды. Также змеи издревле считались существами, сопричастными к стране мертвых, а Баба-Яга соотносится со смертью и с потусторонним миром. Поэтому некоторые ученые считают её славянской богиней смерти, предстающей в образе женщины со змеиным хвостом, которая стережёт вход в подземный мир и провожает души усопших в царство мертвых.
Слайд 62. Богиня-мать
Сторонники одной из версии видят в Бабе-Яге Великую Мать или
великую мудрую жрицу, которая распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией посвящения юношей в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождение взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому его боялись, особенно мальчики и их матери.
Слайд 73. Яга – целительница, ведунья
По другой версии, прототип Бабы-Яги – это
ведуньи, знахарки. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, которыми лечили людей. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. Выполняла этот ритуал деревенская бабка-знахарка. И это действительно часто помогало!
Слайд 84. Стражница потустороннего мира
Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX издал
«Очерки Березового края», где высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти». Сама Баба-Яга, по одной из версий, - настоящая нечисть, живой мертвец, проводник в потусторонний мир - мир предков. Живет она на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.
Слайд 9Портрет Бабы Яги
Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба-Яга обладает характерным
демоническим обликом: кости у нее «местами выходят наружу из-под тела»; сосцы висят ниже пояса; она может быть слепой на один глаз, хромой (у нее «костяная нога»), черной, лохматой, растрепанной и т.д. Сказки часто подчеркивают огромность этого существа: «На девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит» <Афанасьев, 1957>.
Волосы у Бабы Яги косматые, косы расплетены. И это не случайно: в культуре древних славян распущенные, растрепанные волосы символизировали связь с потусторонним миром. По традиции только умершей женщине расплетались косы. Баба Яга, видимо, умершая. Костяная нога — видимо, умершая так давно, что тело истлело. Почему «Нос в потолок врос»? Видимо, в «доме» у нее очень тесно. А это образ покойника в гробу.
Слайд 10Жилище Бабы Яги
Живет Баба Яга одна в дремучем лесу или на
болоте в своей старой «избушке на курьих ножках», на заборе у нее человеческие черепа развешены». Название «курьи ножки», произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» небольшой сруб с прахом покойника внутри, домовину (погребальное сооружение в виде человеческого жилища). Такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв. Баба Яга внутри такой избушки как бы живой мертвец — она неподвижно лежит и не видит пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнаёт о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет». Все вокруг ее жилища дышит смертью и ужасом. В сказках иногда можно встретить такие слова: «Изба у Яги покрыта блином, подперта пирогом». В данном случае это не признак изобилия, а поминальная еда.
Слайд 11Средство передвижения
Ступа - неизменное средство передвижения сказочной Яги, в переводе с
санскрита означает «могила». Итак, Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Славяне провожая покойника в последний путь всегда заметали за ним след, чтоб в мир живых не вернулся. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба.
Слайд 12 Помощники Бабы Яги
Живя в лесу, умеет обращаться с дикими
животными, даже имеет помощников. Сопровождают праматерь Гуси-лебеди — это души умерших, в переводе с санскрита. Именно они унесли братца Иванушку к Бабе Яге.
Кроме того ей служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.
В некоторых сказках Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». Баба-Яга — обладательница огня (сказка «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (сказка «Гуси-Лебеди») или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»).
Слайд 13Баба Яга в волшебных сказках действует в трёх воплощениях:
Яга-похитительница
уносит детей,
которых потом пытается изжарить и съесть («Гуси-лебеди»)
3. Яга –дарительница
принимает героя, расспросив, попарив его в бане и накормив, испытывает его силу духа и смекалку, а после вручает ему дары: огнедышащего коня, меч-кладенец, скатерть-самобранку, ковер-самолет или дает необходимые сведения.
2. Яга - воительница
Яга-воительница (богатырша) сражается с героями и побеждает многих из них. ( «Баба-Яга»)
Яга – советчица сама ничего не делает для героя, но указывает к кому обратиться.
(«Марья Моревна»)
Яга-повелительница сил природы и животного мира
Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем.
« Василиса – прекрасная»
Яга-охранительница
(следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождением героя).
Яга-прародительница
(мать/бабка для нескольких своих дочерей/внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей, тетка).
Слайд 14Баба – яга - миф или реальность?
Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий
и запоминающийся образ Бабы-Яги. Баба-Яга была когда-то богиней, которой поклонялись и следы этого поклонения сохранились в сказках до сих пор. Возможно, изначально, героинь, ставших впоследствии Бабой-Ягой, было несколько. Они могли иметь разные имена, как и разные внешности и характеры. Это - ведьмы, колдуньи, волшебницы, к которым люди приходили за советом, за травой от всех болезней, за хорошей погодой и т.д. То есть, они имели связь с нереальным миром и, при желании, могли помочь обычным людям. Они были посвященными в тайны Природы. Ведовство в дохристианские времена очень ценилось. Но с приходом христианства, эти знания и умения стали не нужны, и даже вредны, подрывали религиозные устои. И на ведьм стали охотиться, гнать их, сжигать на кострах.
Под влиянием христианства усилились и отрицательные черты Бабы Яги. Раньше она была мать-прародительница, дарительница, а позже стала отождествляться со злыми силами и духами смерти. Она стала отталкивающей и жуткой богиней, в сказочный персонаж она выродилась уже потом. Постепенно Баба-Яга была переведена в ранг низших существ. К XIX веку Яга утратила свою силу, и она превратилась в обычный сказочный персонаж, которым можно напугать только детей, да и то до определенного возраста.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что привычный нам многоликий сказочный образ Бабы Яги, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого, – не литературное творение, а отражение мировоззрения наших предков, подтвердилась.
Слайд 15Баба Яга в современном мире
Современные авторы с удовольствием используют образ Яги
в своих произведениях. В наше время она приобрела образ доброй и веселой старушки, которая красиво одевается, любит красить губы и старается выглядеть моложе своих лет.
В произведении Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке» Баба Яга оказалась доброй бабулей, родной сестрой бабушки мальчика Мити. Она с удовольствием помогает Мите в путешествии по сказочной стране, знакомит его со всеми героями. Яга по-прежнему живет в домике на курьих ножках, но она аккуратно причесанная и нарядная. Она ни с кем не воюет. Говорит «Не бабье это дело – воевать». Она помогает всем героям сказки победить Кощея Бессмертного и злого Лиха, а в конце становится просто бабушкой Егоровной.
Слайд 16Баба – яга в художественных и мультипликационных фильмах
Актер Георгий Милляр бесподобно
сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу («Морозко», «Василиса Прекрасная», «Огонь, вода и… медные трубы», «Золотые рога»). Он сам создал образ своей Бабы-Яги — грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы.
Слайд 17Легенда о бабе –яге из кукобоя
Из давних времен до нас дошла
легенда о неизвестной старушке, которая жила глубоко в лесу. Редко кому удавалось увидеть её, так как она меняла свое место жительства. Но там, где она селилась, происходили таинственные вещи. Места эти были, как бы заколдованы. Путники блуждали по лесу и не могли найти выход, слышали странные звуки. Все боялись этих мест и, проходя мимо, крестились. Кому-то удавалось увидеть сгорбленную старушку в рваной одежде и с посохом в руках. Избушка, в которой она жила, была маленькой и у нее было одно перекошенное окошко и дверь. Увидев этот домик, путники в страхе убегали, а потом никогда уже не могли то место, где она находилась.
Все эти необъяснимые вещи пугали суеверных людей, и люди обходили эти места стороной.
Местные жители так настрадались от
разной лесной нечисти, что когда их
земляк, купец Воронин, который жил в
Петербурга, предложил им построить
на выбор: железную дорогу или
церковь, они все упали ему в ноги и
попросили построить Храм. За три года
Иван Агапович отстроил в селе
Спасский собор, который и по сей день
удивляет своими размерами и
красотой.
Слайд 18Кукобой – родина бабы - яги
В наше время люди не
верят в разные легенды и уже не так суеверны, как раньше. Поэтому они решили построить в селе Кукобой новую достопримечательность. Бригада плотников во главе с Александром Зиминым построили замечательную избушку Бабы Яги.
В новогодние праздники дети пишут письма в Великий Устюг Деду Морозу, в них они просят подарки себе на Новый год. А в селе Кукобой письма дети пишут постоянно, но они не просят подарки, а рассказывают Бабе Яге о своих достижениях и спрашивают про её здоровье и настроение, желают ей всего хорошего 26 июня.
К Бабе Яге едут отовсюду. Интерес к ее персоне постоянно растет.
Слайд 19заключение
Баба Яга - самый противоречивый, яркий, незабываемый образ. Тем и хороша,
тем и нужна нам Баба Яга, что в ней каждый найдет то, что ищет, то, что близко его характеру и восприятию мира. За наши первые представления о мире и о справедливости, о добре и зле, за мудрость и заботу, за страх перед неизвестностью! За познание самих себя и своих корней! Спасибо тебе, Баба Яга!
Слайд 20литература
Боги древних славян, - М.:Белый город,- 2003. Калашников В.
Боги славян. Язычество.
Традиция, - М.:Рефл-Бук, 2002. Гаврилов Д., Наговицын А.
Исторические корни волшебной сказки Л., 1986, Пропп В.Я.
Краткая энциклопедия славянской мифологии. - М.:АСТ, Шапарова Н.С. 2003
Мифология древнего мира, - М.:Белфакс, 2002.
Образы русской волшебной сказки. М.,- 1974. С. 5. 2. Новиков Н.В.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001.
Язычество древних славян, - М.:Русское слово, 1997. Рыбаков Б.А.
Энциклопедия славянской религии. http://paganism.msk.ru/
Баба- Яга: в сказках и в жизни http://www.b17.ru/article/6550/