Презентация, доклад по литературе М.Лермонтов Мцыри

Содержание

Поэма «Мцыри»Жанр – романтическая поэма-исповедьМцыри ( с грузинского) – «неслужащий монах», «послушник»В.Г. Белинский: « этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями гармонирует с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» («Стихотворения М.Ю. Лермонтова)Исповедь – это

Слайд 1


Слайд 2Поэма «Мцыри»
Жанр – романтическая поэма-исповедь
Мцыри ( с грузинского) – «неслужащий монах»,

«послушник»

В.Г. Белинский: « этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями гармонирует с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» («Стихотворения М.Ю. Лермонтова)

Исповедь – это таинство покаяния, разговор человека о себе с Богом

Поэма «Мцыри»Жанр – романтическая поэма-исповедьМцыри ( с грузинского) – «неслужащий монах», «послушник»В.Г. Белинский: « этот четырехстопный ямб

Слайд 3Предыстория поэмы
Лермонтов неоднократно обращался к сюжету исповедующегося молодого монаха (поэмы «исповедь»,

«боярин Орша»). В «Мцыри» включены отдельные строки из ранних произведений.

«Написать записки молодого монаха 17-лет – С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. Страстная душа томится. – Идеалы….» (М.Лермонтов, 1831 г)

1837 г., проезжая по Военно-грузинской дороге, Лермонтов встретил старика-горца, история жизни которого легла в основу сюжета

Влияние на Лермонтова поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

Предыстория поэмыЛермонтов неоднократно обращался к сюжету исповедующегося молодого монаха (поэмы «исповедь», «боярин Орша»). В «Мцыри» включены отдельные

Слайд 4Композиция и сюжет

Композиция и сюжет

Слайд 5Экспозиция
Глава 1
Описание природы и развалин монастыря
Глава 2.
Предыстория героя
Мальчиком Мцыри

был увезен из родных мест.
Тяжелобольного , его оставили в монастыре
Без жалоб он Томился, даже слабый стон Из детских губ не вылетал, Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал.
Рос одиноким, всех дичился, бродил
«гоним неясною тоской / По стороне своей родной»
Уже готовясь стать монахом, юноша «осенней ночью» исчезает из монастыря. Через три дня его находят без чувств возле обители.
Экспозиция Глава 1Описание природы и развалин монастыряГлава 2. Предыстория герояМальчиком Мцыри был увезен из родных мест. Тяжелобольного

Слайд 6Исповедь героя
Главы 3-8
Воспоминания и мечты героя
Мцыри рассказывает старцу
(«Все лучше перед

кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;/
А душу можно ль рассказать?») о своих мечтах вернуться на родину, вспоминает о детстве в отчем доме
Исповедь герояГлавы 3-8Воспоминания и мечты герояМцыри рассказывает старцу («Все лучше перед кем-нибудьСловами облегчить мне грудь;/А душу можно

Слайд 7Исповедь героя
Главы 3-8
Воспоминания и мечты героя
Юноша жаждет
Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую

грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной. В одну из грозовых ночей он сбегает из монастыря
(завязка действия)
Исповедь герояГлавы 3-8Воспоминания и мечты герояЮноша жаждетХотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к

Слайд 8Рассказ Мцыри о трех днях жизни вне монастыря
Главы 9-26
На воле герой

очарован красотой природы: « кругом меня цвел божий сад». Юноша понимает голоса птиц, деревьев, земли: «они шептались по кустам,/ Как будто речь свою вели / О тайнах неба и земли; / и все природы голоса/ Сливались тут…»
Рассказ Мцыри о трех днях жизни вне монастыряГлавы 9-26На воле герой очарован красотой природы: « кругом меня

Слайд 9Встреча с молодой грузинкой
Мцыри встречает девушку,
идущую
к реке.
Он впервые переживает чувство

влюбленности:
«И мрак очей был так глубок, / Так полон
тайнами любви, / Что думы пылкие
мои / Смутились».
Герой не тревожит покой девушки, его
цель — скорей очутиться на родине.
Встреча с молодой  грузинкойМцыри встречает девушку, идущуюк реке.Он впервые переживает чувство влюбленности:«И мрак очей был так

Слайд 10Встреча с барсом (кульминация)
Ночью Мцыри сбивается с пути, в лесу
сталкивается с

барсом:
«Бой закипел, смертельный бой!».
«И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик…»
Герой побеждает зверя,
оставившего на
груди измученного
юноши «следы глубокие
когтей».
Встреча с барсом (кульминация)Ночью Мцыри сбивается с пути, в лесусталкивается с барсом:«Бой закипел, смертельный бой!».«И я был

Слайд 11Возвращение к монастырю (развязка)
Выйдя из лесу, герой видит места, где
провел юность:

«Вернулся я к тюрьме моей».
Чувствуя, что умирает, герой слышит песенку золотой рыбки, зовущей его в воду, чтобы забыться там глубоким сном. Героя находят монахи и переносят в обитель.
Перед смертью юноша по-прежнему тоскует по родине:
«Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...»
Возвращение к монастырю (развязка)Выйдя из лесу, герой видит места, гдепровел юность: «Вернулся я к тюрьме моей».Чувствуя, что

Слайд 12За «три блаженных дня» герой проживает целую жизнь.
Это отражает композиция поэмы:

рассказ о днях вне обители
занимает практически весь объем произведения.

Герой не протестует против общества, он просто борется
за свою свободу, за возможность жить настоящей жизнью.

Закольцованность сюжета говорит о внешнем поражении
Мцыри. Его родина — абсолютный идеал, символ свободы,
к которому надо стремиться. Но юноша до последнего
вздоха жаждет обрести волю. Финал поэмы проникнут
жизнеутверждающим пафосом.

За «три блаженных дня» герой проживает целую жизнь.Это отражает композиция поэмы: рассказ о днях вне обителизанимает практически

Слайд 13Конфликт
Мцыри, стремящийся
на свободу, жаждущий
вернуться на родину
Монастырь —
тюрьма для героя,
стесняющая его свободу,
разрушающая

мечты
КонфликтМцыри, стремящийсяна свободу, жаждущийвернуться на родинуМонастырь —тюрьма для героя,стесняющая его свободу,разрушающая мечты

Слайд 14Природа в поэме
Романтический герой чувствует родство с природой, живет
по ее законам.

Мцыри сравнивает себя с цветком, поднявшим
голову навстречу дню, он сам — часть природы

В. Г. Белинский: «Поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца,
блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, <…> вся
природа сама несла и подавала ему материалы» («Стихотворения
М. Ю. Лермонтова»)

Природа в поэмеРомантический герой чувствует родство с природой, живетпо ее законам. Мцыри сравнивает себя с цветком, поднявшимголову

Слайд 15Двойственность образа природы в поэме
1) помощник героя:
герой желает умереть в саду,

где
«Акаций белых два куста... / Трава меж ними так густа,
/ И свежий воздух так душист, / И так прозрачно-
золотист / Играющий на солнце лист!»

рассказывая о том, что видел герой на воле, он описывает
именно красоту природы:
«Ты хочешь знать, что видел я / На воле? — Пышные
поля, / Холмы, покрытые венцом / Дерев, разросшихся
кругом, / Шумящих свежею толпой, / Как братья в пляске
круговой».

гроза (стихия) противопоставлена монастырю. Она помогает
Мцыри бежать:
«И в час ночной, ужасный час, / Когда гроза пугала вас,
<…> / Я убежал. О, я как брат / Обняться с бурей был
бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнию ловил...
/ Скажи мне, что средь этих стен / Могли бы
дать вы мне взамен / Той дружбы краткой, но живой, /
Меж бурным сердцем и грозой?»

Двойственность образа природы в поэме1) помощник героя:герой желает умереть в саду, где«Акаций белых два куста... / Трава

Слайд 162) враг героя:
гибельна для героя и сладкая песенка золотой рыбки:
«Дитя мое,

/ Останься здесь со мной: / В воде привольное
житье / И холод, и покой»

лес, в котором Мцыри надеялся найти путь домой, сталкивает
героя с барсом и в итоге предательски выводит
к монастырю, закольцовывая путь:
«Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!»

природа вступает в противоборство с героем:
«Мне стало страшно: на краю / Грозящей бездны я лежал…
» / «Едва взошла заря, / Палящий луч ее обжег /
В тюрьме воспитанный цветок... / И как его, палил
меня / Огонь безжалостного дня. / Напрасно прятал
я в траву / Мою усталую главу: / Иссохший лист ее
венцом / Терновым над моим челом / Свивался, и в лицо
огнем / Сама земля дышала мне».

2) враг героя:гибельна для героя и сладкая песенка золотой рыбки:«Дитя мое, / Останься здесь со мной: /

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть