Слайд 1Проект
по литературе
«Ожившие строки»
Слайд 2ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта - «Ожившие строки»
Руководитель проекта - Ровенских Анастасия, 11Е
класс школы №2054
Консультант проекта - Уксусникова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы школы №2054
Учебный предмет – литература
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – МХК, музыка
Возраст обучающихся, на который рассчитан проект – обучающиеся 9-11 классов
Состав проектной группы – обучающиеся 11Д,Е классов: Ровенских Анастасия, Иоффе Александр, Кандин Павел, Егоров Владислав, Сенин Юрий, Шикина Милена, Дмитриева Дарья
Тип проекта – творческий, практико-ориентированный
Слайд 3Обоснование темы проекта
Проект «Живая поэзия» - это совместная работа учителя русского
языка и литературы, учеников 11 классов по созданию буктрейлеров по художественным произведениям школьной программы и поэтических видеороликов, где в кадре ученики профессионально читают стихотворения известных русских поэтов.
Работа направлена на развитие интереса у школьников к изучению на уроках литературы прозы и поэзии, а также на возрождение жанра кинопоэзии – искусства, соединяющего поэзию и кинематограф.
Анализ работы обучающихся на уроках литературы показал снижение интереса к изучению художественных произведений и поэзии, дети стали меньше читать, освоить большой объем художественного произведения им сложно, специфика памяти не позволяет долго хранить информацию о героях и событиях произведения.
Мы решили подробно изучить программу по литературе, проанализировать произведения и начать создание учебных блоков с буктрейлерами к эпическим произведениям и видеороликов к лирическим произведениям. Мы предположили, что такой вид деятельности вызовет большой интерес обучающихся к жизни писателя, поэта и его творчеству.
Слайд 4Цель проекта
Выработать методы и приемы, позволяющие
обучающимся анализировать произведения школьной
программы
по литературе на основе создания
буктрейлеров и видеороликов.
Слайд 5Задачи проекта
Изучить метод визуального анализа художественного произведения
как одного из приемов
технологии развития критического мышления учащихся.
Научиться применять данный метод на уроках литературы
и в самостоятельной работе.
Отработать умения и навыки создания буктрейлера и видеоролика.
Дать рекомендации учащимся, которые затрудняются выполнять
этот вид работы, по работе с компьютерными программами и художественным
текстом.
Слайд 7Применение метода визуализации на примерах
Стихотворение «Черный человек» С.А. Есенина
Стихотворение «Черный человек»
— самое загадочное, неоднозначно воспринимаемое произведение Есенина, оно стало последней крупной работой поэта.
В нем он описал всю тщетность восприятия им окружающего бытия. В нем можно увидеть терзания души поэта, в нем он запрятал загадку образа самого скверного гостя — черного человека. В черном человеке поэт видит своего двойника, он собрал в нем все свои отрицательные качества. Тяжелое чувство одиночества преследует нас вместе с лирическим героем в «Черном человеке».
В стихотворении видится лирическому герою понимание того, что все прекрасное, доброе и светлое осталось в далеком прошлом и теперь над ним властвует только уныние, тоска и обреченность. Его пугает настоящее и будущее своей беспросветностью.
Читая произведение, невольно задаешь себе вопрос — кто же он, черный человек, противник Есенина или его худшая сторона, мечтающая о зле, но получающая в ответ только добро. Дуэль в этом произведении послужила ему толчком для проведения беспощадного и глубокого самоанализа.
Читатель видит два образа — белая, чистая душа и черный человек, а диалог между ними происходит глубоко в подсознании лирического героя. Черный человек открывает противоречия духа героя. Нам видна и тоска по молодости прошедшей, и чувство ненужности всему миру.
Однако в финале «Черного человека» кошмарная ночь все-таки сменяется днем, а с ним и приходит чувство ,что еще не поздно все исправить, что этот разговор помог герою убрать с души темные следы. Он надеется, что это все приведет к очищению.
Егоров Владислав, 11Е класс
Слайд 8Применение метода визуализации на примерах
Стихотворение «Разговор с гением» М.И. Цветаевой
«В «Разговоре
с Гением» (1928) она убеждает саму себя, что долг поэта — писать во что бы то ни стало, хотя бы о том, что писать не о чем». (Войтехович)
Эти слова свидетельствуют о новом повороте творческого пути Цветаевой. Жажда самовоплощения требовала реальной деятельности, и хотя 1928 год дал лишь шесть стихотворных текстов, они заняли свое место в духовном наследии поэта. «Разговор с гением» принадлежит к одним из самых значимых текстов и требует отдельного разговора: судя по текстам исследователей, они трактуют основную мысль произведения как страдание от творческого бездействия, но финал убеждает в победе творческого духа над обстоятельствами. Стихотворение «Разговор с Гением» — разговор лирической героини с гением. Гений, в понимании Цветаевой,— мужское воплощение музы, поэтическое вдохновение, гений «б древнем смысле»: тот, кто «бдит над поэтом».
Стихотворение «Разговор с гением, как и вообще творческий всплеск 1928 года, исследователи связывают с новым увлечением Цветаевой — отношениями с Николаем Гронским. Действительно, почти весь этот год шел под знаком развития этих отношений, которые, как всегда у Цветаевой, сложились в весьма драматический сюжет, в результате которых любовь перевоплотилась в дружбу, продолжавшуюся до трагической кончины Гронского.
Кандин Павел, 11Е класс
Слайд 9Применение метода визуализации на примерах
Стихотворение «Лают бешено собаки» Г.Ф. Шпаликова
Стихотворение «Лают
бешено собаки», написанное Геннадием Шпаликовым в 1959 году, произвело на меня огромное впечатление. Анализируя его, я выявила несколько вариантов развития событий в стихотворении. Для снятия проекта «Ожившие строки», я выбрала наиболее подходящую интерпретацию.
Лирический герой, в моем случае - лирическая героиня, испытывает внутренне переживание, связанное с предательством возлюбленного. Злость, ревность и безнадега овладевают ею. Эти чувства побуждают героиню убить любимого человека, но в последний момент она осознает, что не в силах сделать этого. Противоположные чувства переполняют ее: с одной стороны она его очень любит, с другой стороны она не представляет жизнь рядом с предателем. Единственным выходом героиня считает самоубийство, кое и совершает. Ее возлюбленный, надеявшийся на прощение, обречен на муку, с которыми не представляет себе нормальной жизни. Из-за чувства вины, любви и опустошенности, герой решает разделить участь той, которую он любит.
Геннадий Шпаликов наполнил стихотворение художественным параллелизмом: трагедии, происходящей в доме, сопутствует удручающая погода. Это стихотворение имеет свою атмосферу, которая захватывает читателя. На мой взгляд, это стихотворение одно из самых лучших произведений Геннадия Шпаликова.
Шикина Милена, 11Е класс
Слайд 10Применение метода визуализации на примерах
Стихотворение ««Себе, любимому, посвящает эти строки автор»
В.В. Маяковского
Тяготение к гиперболизации проявляется не только в характеристиках художественного пространства, но в изображении личности героя раннего творчества Маяковского. Лирическое «я» словно вырастает до размеров великана, его фигура представляет собой «глыбу», «жилистую громадину», а голос оглушает окружающий мир мощным звучанием.
За маской дерзкого самовлюбленного циника скрывается страдальческая душа, жаждущая участия и любви — если не большой, то хотя бы крошечной, «смирного любёночка». Перечисленные особенности трактовки образа лирического «я» отразились в стихотворении 1916 г., которое автор снабдил длинным эпатирующим названием. Зачин обозначает жизненные проблемы героя-исполина — одиночество, неприкаянность, бесприютность.
Эмоциональный монолог исполнен щемящей тоски: она прорывается в риторических вопросах и восклицаниях, звучит в метафорах и олицетворениях, объединенных семантикой титанического, грандиозного масштаба.
Сенин Юрий, 11Е класс
Слайд 11Результаты
1. Данный проект может стать долгосрочным. В перспективе мы планируем создать
школьный мультимедийный культурно-просветительский проект, который будет представлен в виде электронной книги с текстовыми, аудио, видео материалами и изображениями.
2. Работа (тексты, аудио, видео, изображения) позволят любому обучающемуся осмысленно подойти к изучению литературы и искусства, творчества писателей и поэтов, художников и музыкантов, научиться читать произведения, понимая их смысл, делать анализ прочитанного.
Слайд 12Использованная литература
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 1998. – 256 с.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 8
Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с. —(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)
Коротаева, Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе/ Е.В. Коротаева //Литература в школе.-2015.-№5.-С.10-15.
Павлова, А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках литературы//Литература в школе.-2016.-№8.-С.11-15.