Слайд 1Средства художественной выразительности в «Капитанской дочке»
г. Южноуральск 2016-2017
Выполнила: ученица 8 «а»
класса Белобородова Олеся
Руководитель:
Сокур Зоя Абдуллаевна, учитель
русского языка и литературы
Слайд 2Содержание :
Введение
Основная часть
1. Изобразительно-художественные средства ,их значение и роль в произведении
2.
Заключение
3. Практические упражнения
Список литературы
Слайд 3
Введение
Цель проекта:
расширить и углубить
знания о средствах художественной изобразительности , помогающих раскрыть внутреннее состояние героев романа «Капитанская дочка»,увидеть авторский замысел, подчеркнуть индивидуальный признак лица, предмета или явления, усилить художественную экспрессию
Слайд 4
Задачи проекта:
1. Повторить термины
2. Научиться находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур.
3. Развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
4. Создать упражнения по нахождению средств изобразительности и использовать данные упражнения на практических уроках.
Слайд 5
Изучая литературу в школе, я ловила
себя на мысли о том, что излюбленным вопросом учителя литературы был следующий: «Какова роль художественных средств в этом стихотворении (или отрывке, эпизоде, сцене)?»
Слайд 6
Изучая в школьной программе повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», я решила
найти в ней средства художественной выразительности, которые умело использовал Пушкин, и благодаря которым , мне понравилось это произведение, и я с удовольствием его прочла.
Слайд 7 Отрывок из «Капитанской дочки», типичнейший для пушкинской прозы:
«Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить».
Слайд 8
Перейдем к изобразительно-художественным средствам,
сделавшим речь автора и героев романа наглядной, образной и привлекающей внимание читателя.
Слайд 9
Я узнала, что в повести «Капитанская дочка» использованы следующие
средства художественной выразительности:
эпитет – 140 раз,
умолчание – 51,
сравнение – 23,
метафора – 13,
гипербола – 8,
ирония – 6,
анафора – 2 ,
есть параллелизм, градация и перифраза.
Слайд 10
СЛОВАРЬ
1. Эпитет – это определение, придающее
выражению образность и
эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или
одно из впечатлений о предмете. Эпитеты бывают: простые, составные
и сложные.
«Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности»
«Разговор его был остер и занимателен»
Слайд 11Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том,
что автор не
до конца высказывает свою мысль,
представляя читателю возможность догадываться и
размышлять о том, о чем могла бы пойти речь дальше.
На письме умолчание обозначается многоточием.
«Может быть , господь приведет нас друг с другом
увидеться; если же нет…» Тут она зарыдала»
…
Слайд 12
Сравнение – это слово или выражение, содержащее
уподобление
одного предмета другому.
«Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний…, как
судия, начинающий следствие…»
«Он оглядывался на все стороны, как зверок, пойманный детьми».
Слайд 13Метафора – это употребление слова в переносном
значении, словосочетание, характеризующее данное
явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению.
«Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет».
«Совесть ее роптала громче ее разума»
Слайд 14
Гипербола - художественный прием, основанный на преувеличении : явлению
приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает.
«Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошёл»
«Видно тебе не довольно, что я, благодаря тебя,
ранен и целый месяц был на краю гроба»
Слайд 15 Ирония – употребление слова или выражения в смысле, противоположном прямому,
с целью насмешки.
«Капитанская дочка» - загадка при полной ясности.
Примеры:
1. “Достижения” в учёбе Петруши, когда к двенадцати годам он “выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля”.
2. Это и “несомненные успехи в службе” на постоялом дворе, выразившиеся в неумеренном употреблении пунша и игре на бильярде и т.д.
Ирония будет звучать на протяжении всего романа. В последующих главах вступит в строй еще один прием, эффект обманутого ожидания, и не столько читательского , сколько обманутого ожидания героя.
Слайд 16Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк
или строф.
«Молчи , дядя, - возразил мой бродяга,- будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов.»
«…ни им служба не дается, ни ты в ней толку нее ведаешь»
Слайд 17 Параллелизм – сходное, параллельное построение (одинаковое
расположение сходных членов предложения) соседних
предложений,
стихотворных строк, строф.
ПОЛНЫЙ параллелизм – расположение членов предложения строго
в одинаковой последовательности и выражение их одинаковыми
формами.
Полный параллелизм встречается редко. Гораздо больше примеров
НЕПОЛНОГО параллелизма, когда возможны незначительные
несовпадения в расположении членов предложения и их выражении.
«Казнить так казнить, миловать так миловать»
Слайд 18Градация – стилистический приём, состоящий в расположении
слов, выражений, а также
средств художественной изобразительности в
порядке ВОЗРАСТАНИЯ их смысловой или эмоциональной значимости
(ВОСХОДЯЩАЯ градация).
«И охота было не слушаться,- говорил он сердито, - воротился бы на
постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б
утихла, отправились бы далее» - нисходящая градация.
Слайд 19Перифраза – троп, состоящий в замене слова или имени
описательным оборотом,
указывающим на их существенные
признаки, качества, особенности.
«Я позвал вожатого»
«Что, брат, прозяб?»
Пугачёв остаётся для Гринёва неназванным, а при второй встрече уже сам называет себя “великим государем”, то есть становится самозванным, самоназванным.
Слайд 20Инверсия (от лат.inversio )- перестановка; нарушение
последовательности речи, придающее фразе новый
выразительный
оттенок:
«В ту же ночь приехал я…»
«Тем и кончилось мое воспитание…»
«Вошла девушка лет осемнадцати...»
Слайд 21Заключение
Средства художественной выразительности помогают автору создать
художественный образ, а читателю войти в мир
художественного
произведения, раскрыть авторский замысел.
Продуктом моей работы явились упражнения для практической работы при подготовке к экзамену.
Слайд 22Упражнения для практической работы при подготовке к экзамену по заданию
(Упражнения составлены
по содержанию романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
1. В каком предложении есть сравнительный оборот?
1) «Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие
есть лучший университет.»
2) «Кибитка летела по гладкому зимнему пути»
3) «Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний…, как судия, начинающий следствие…»
4) «Живые большие глаза так и бегали.»
Слайд 232. В каком предложении есть параллелизм?
1) «…ни им служба не дается,
ни ты в ней толку нее ведаешь»
2) «Казнить так казнить, миловать так миловать»
3) «Сам в могилу смотришь, а других губишь».
4) «Нечего сказать: добру наставил, собачий сын»
Слайд 243. В каком предложении используется метафора?
1) «…ни им служба не дается,
ни ты в ней толку нее ведаешь»
2) «Мы оба молчали от полноты сердца»
3) «Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый»
«Мало-помалу буря утихла; комендантша
успокоилась и заставила нас друг друга поцеловать»
Слайд 254. Найдите предложение с эпитетом
1) «…жить убийством и разбоем значит
по мне клевать мертвечину»
2) «…вскричал Пугачев, сверкнув огненными глазами»
3) «Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника»
4) «Вошла девушка лет осемнадцати...»
Слайд 265. В каком предложении есть метафора?
1) «Голова моя в твоей
власти»
2) «Сам в могилу смотришь, а других губишь»
3) «Я в ней нашел благородную и чувственную девушку»
4) «Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника»
Слайд 276. В каком предложении есть градация?
1) «И охота было не
слушаться,- говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее»
2) «Нечего сказать: добру наставил, собачий сын»
3) «Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю»
4) «Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло»
Слайд 287. В каком предложении есть анафора?
1) «Прочитав это письмо, я
чуть с ума не сошёл»
2) «Береги платье снову, а честь смолоду»
3) «…ни им служба не дается, ни ты в ней толку нее ведаешь»
4) «Может быть , господь приведет нас друг с другом увидеться; если же нет…» Тут она зарыдала»
Слайд 298. В каком предложении есть гипербола?
1) «Видно тебе не довольно,
что я, благодаря тебя, ранен и целый месяц был на краю гроба»
2) «Тайна, какого роду ни была бы, всегда тягостна женскому сердцу»
3) «Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый»
4) «Я и старый пес, и свинопас…»
Слайд 30КЛЮЧИ:
1.-3)
2.-2)
3.-4)
4.-2)
5.-4)
6.-1)
7.-3)
8.-1)
Слайд 31
9. Найдите соответствия.
1. перифраза
2. анафора
3. гипербола
4. умолчание
5. сравнение
6. эпитет
7. инверсия
8. метафора
а) «Он оглядывался на все стороны, как зверок, пойманный детьми».
б) «Молчи , дядя, - возразил мой бродяга,- будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов.»
в) «В ту же ночь приехал я…»
г) «пьяница оголелый» ( о Пугачеве с точки зрения Савельича)
д) «Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи»
е) «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
ж) «Так взглянул на меня, как бы ножом насквозь»
з) «Может быть , господь приведет нас друг с другом увидеться; если же нет…»
Ключ: 1(г), 2(б), 3(ж), 4(з), 5(а), 6(д), 7(в), 8(е)
Слайд 3210. Найдите соответствия
1. эпитет
2. инверсия
3. умолчание
4. сравнение
5. метафора
6. ирония
7. параллелизм
8. градация
а) И охота было не слушаться
б) Казнить так казнить, миловать так миловать
в) К 12 годам Петруша выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля
г) Видно тебе не довольно, что я, благодаря тебе, ранен и целый месяц был на краю гроба
д) Говорят, что несчастье- хорошая школа; может быть, но счастье- лучший университет.
е) Он оглядывался на все стороны, как зверек, пойманный детьми.
ж) «Важного покамест еще ничего не вижу. Если же…»
з) Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
и) В ту же ночь приехал я
Слайд 3311. Найдите соответствия
1. олицетворение
2. метафора
3. сравнение
4. инверсия
5. эпитет
6. градация
7.
ирония
8. умолчание
9. анафора
10. перифраза
а) «Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю»
б) «гнусный злодей» ( о Швабрине) , “мошенник”, “собачий сын” “пьяница оголелый” ( о Пугачеве)
в) «…вскричал Пугачев, сверкнув огненными глазами»
г) «Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды»
д) «Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу»
е) Молчи , дядя, - возразил мой бродяга,- будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов»
ж) «В ту же ночь приехал я…»
з) « И охота было не слушаться…»
и) «Мало-помалу буря утихла; комендантша успокоилась и заставила нас друг друга поцеловать»
к) «Как ты думаешь, чем это кончится? – спросил я его. Бог знает, - отвечал он,-посмотрим. Важного покамест еще ничего не вижу. Если же…»
Слайд 34КЛЮЧИ:
9. - 1(г), 2(б), 3(ж), 4(з), 5(а), 6(д), 7(в), 8(е).
10. -
1(з), 2 (и), 3 (ж), 4 (е), 5 (г,д), 6 (в), 7 (б,д), 8 (а).
11.- 1(г),2(и),3(а),4(ж),5(в),6(з),7(д),8(к),9(е),10(б)
Слайд 35Список литературы
Интернет-ресурсы:
http://liter-rm.ru/xudozhestvennye-sredstva-v-literature.html
https://sites.google.com/site/literaklub/home/materialy-k-urokam-literatury/rol-izobrazitelno-vyrazitelnyh-sredstv-v-tekste
Учебник литературы, 8 класс, часть 1. Коровина В.Я
«Художественные средства.
Изобразительно-выразительные средства языка и
стилистические фигуры речи». Рыжкова-Гришина Л.В., Гришина Е.Н.