Слайд 1Роль сна Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка»
Выполнил ученик 8-А класса
Редько Никита
Слайд 2Цель проекта:
определение смысла и роли сна в произведении А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»
Слайд 3Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
выбор произведения, наилучшим образом отвечающего
избранной теме
определение роли сна в содержании этого произведения.
Слайд 4Методы исследования:
анализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно-популярной литературой
Слайд 5
Вопросы:
Что сон обозначает в русской литературе?
Каково его значение? Смысл? Символика?
Зачем писатели используют сны в своих произведениях? В чем их суть, и что они отражают?
Слайд 6Актуальность:
Сны, которые писатели включают в свои произведения, помогают нам
лучше понять внутренний мир главных героев, их прошлое, предсказать грядущие события.
Слайд 7Исследование
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И,
проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец. В этой притче сон и явь переплетаются.
Слайд 8Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена.
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.
Слайд 9В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств
отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведения «Капитанская дочка».
Выбор темы обусловлен интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному.
Слайд 10В романе Пушкина реальное и фантастическое отражаются друг в друге, как
в зеркалах, или незаметно перетекают друг в друга, как ходы в лабиринте вследствие задач, поставленных перед писателем, задумавшим исторический роман.
Слайд 11
Образ Пугачева — сложный сплав исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов,
это образ-символ, развертывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях. Пугачев — персонаж романа, участник сюжетного действия.
Несмотря на свою «реалистичность», Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера.
Слайд 12Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и
великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и улыбаться, добродушно подмигивать.
Слайд 13Пушкин использует многообразные художественные средства для создания образа Пугачева, в том
числе и сны.
Сны помогают нам лучше понять внутренний мир главного героя, его прошлое, предсказать грядущие события.
Слайд 14Еще ярче двойственная природа Пугачева проявляется во сне Гринева, который по
праву называется им пророческим.
Слайд 15Посаженный отец (Пугачев) хочет благословить Гринева в его сне, смотрит на
него весело. Сверкающие, блистающие глаза самозванца наполняют душу «пиитическим ужасом» (глава «Незваный гость»), что и случится в реальности.
Слайд 16
Во сне Гринева Пугачев не только весел, но и страшен. Неожиданно
он начинает размахивать топором, комната наполняется мертвыми телами, всюду кровь. Это – тоже Пугачев. Тот самый, который в реальности отдаст приказ повесить Ивана Игнатьича и капитана Миронова, который благословит казнь Василисы Егоровны. Тот самый, который сравнивает себя с орлом из калмыцкой сказки, считающим, что жить – это значит питаться живой кровью.
Слайд 17Вывод
Таким образом, рассматриваемый нами сон Гринева оказывается чрезвычайно важным в общей
структуре повести. В нем завязываются и предсказываются многие сюжетные линии, а также впервые обозначается неоднозначность оценки персонажа (Пугачева). Кроме того, именно здесь закладываются основы важнейшей проблемы, поднятой в повести, - проблемы возможности и необходимости установления нормальных человеческих отношений между людьми, несмотря ни на какие разделяющие их преграды.
Слайд 18 Проведя исследование, я выяснил, что сны помогают нам лучше
понять внутренний мир главных героев его прошлое, предсказать грядущие события.