Презентация, доклад на тему ПРОЕКТ на тему: Роль говорящих фамилии в произведениях Д.И.Фонвизина „ Недоросль ” и А.С.Грибоедова „Горе от ума ”

Содержание

АктуальностьДанная тема актуальна ,так как помогает современному школьнику через "говорящие" фамилии увидеть сущность героя, понять его характер. Без осмысления "говорящих" фамилий невозможно глубоко понять суть персонажей в произведениях.Как с помощью "говорящих " фамилий автор в своих

Слайд 1Тема проекта: «Роль „Говорящих” фамилий в произведениях Д.И.Фонвизина „Недоросль” и А.С.Грибоедова

„Горе от ума”»

Выполнила обучающаяся 9 класса
Леденёва Светлана
Руководитель: Афонина Е.Г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Харинская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области»

Харино 2019

1

Тема  проекта:  «Роль „Говорящих” фамилий в произведениях Д.И.Фонвизина „Недоросль” и  А.С.Грибоедова „Горе от ума”»

Слайд 2Актуальность
Данная тема актуальна ,так как помогает современному школьнику через "говорящие" фамилии

увидеть сущность героя, понять его характер. Без осмысления "говорящих" фамилий невозможно глубоко понять суть персонажей в произведениях.

Как с помощью "говорящих " фамилий автор в своих произведениях выражает субъективное отношение к созданным персонажам?

Проблема

2

АктуальностьДанная тема актуальна ,так как помогает современному школьнику через

Слайд 3 Исследовать использование "говорящих" фамилий в произведениях русских писателей конца XVIII –

начала XIX вв., на примере текстов Фонвизина „Недоросль” и Грибоедова „Горе от ума”.

Изучить литературу по данному вопросу и дать краткое историческое описание появлению «говорящих» фамилий.
Выявить и отобрать писателей, которые использовали "говорящие" имена и фамилии.
Проанализировать использование и роль "говорящих" фамилий и имён в произведениях Фонвизина „Недоросль” и Грибоедова „Горе от ума”.
Сделать выводы.
Составить классификацию "говорящих" фамилий.
Провести опрос среди обучающихся 8-9 классов Харинской школы на тему "говорящих" фамилий и проанализировать результаты опроса, предоставив их в виде диаграммы.
Доказать или опровергнуть гипотезу.
Представить конечный продукт в виде презентации.

Задачи:

Цель проекта:

3

Исследовать использование

Слайд 4Объект исследования
Произведения Фонвизина „Недоросль” и Грибоедова „Горе от ума”.

Предмет исследования

Роль" говорящих" фамилий в произведениях Фонвизина „Недоросль” , Грибоедова „Горе от ума”.

4

Объект исследованияПроизведения Фонвизина „Недоросль”  и Грибоедова „Горе от ума”.Предмет исследования Роль

Слайд 5Предположим, что "говорящие" фамилии — это отличительный приём для выражения ,как

положительных , так и отрицательных образов персонажей, которые помогают увидеть сущность и характер героя с первых страниц произведения.

Гипотеза

Практическая значимость этого проекта заключается в том, что конечный продукт ( презентацию ) можно использовать на уроках литературы в 8 и 9 классах или на внеурочной деятельности

Практическая значимость

5

Предположим, что

Слайд 6Под определением «говорящая фамилия» можно рассматривать не только фамилию как таковую,

но и все имя в целом.

Исходя из этого, собственные имена в художественном произведении выполняют различные функции.

Характерологическая

Назывная (номинативная)

«Говорящая» фамилия — художественный прием, при котором фамилия (иногда также имя) персонажа передает важнейшую черту его характера.

Данный термин связан с понятием « Онома́стика» — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке.

6

Под определением «говорящая фамилия» можно рассматривать не только фамилию как таковую, но и все имя в целом.

Слайд 7На основании изученных материалов и дополнительных источников, я разделила «говорящие» фамилии

на три группы:

Собственно говорящие, «которые сообщают об одной важной черте героя» (Фамусов, Репетилов, Молчалин);
Оценивающие фамилии: Скалозуб, Загорецкий;
Ассоциативные – Чацкий, указывающая на прототипа главного героя драмы.

7

На основании изученных материалов и дополнительных источников, я разделила «говорящие» фамилии на три группы:Собственно говорящие, «которые сообщают

Слайд 8– молчит, не имеет не имеет и не высказывает своего мнения
Молчалин
Скалозуб

«скалит зубы, хищник, скалящий зубы»

Загорецкий

- с ним горит и разгорается «костер сплетен»

8

– молчит, не имеет не имеет и не высказывает своего мненияМолчалинСкалозуб– «скалит зубы, хищник, скалящий зубы»Загорецкий- с

Слайд 9Чацкий
– с чешского « чистый, благородный» , прототип известного декабриста

Чаадаева.

Лиза

- «недооцененная, уравновешенная, с развитой интуицией»

Софья

– « мудрость», глубокая, сильная, горячая натура.

9

Чацкий – с чешского « чистый, благородный» , прототип известного декабриста Чаадаева.Лиза- «недооцененная, уравновешенная, с развитой интуицией»

Слайд 10В «Горе от ума» соединяются классицизм, реализм и романтизм, обогащая друг

друга, раскрывая друг друга по-новому. Новое звучание приобретают и говорящие фамилии в «Горе от ума».

Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума» несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели " говорящие " фамилии в традиционной комедии классицизма.

10

В «Горе от ума» соединяются классицизм, реализм и романтизм, обогащая друг друга, раскрывая друг друга по-новому. Новое

Слайд 11В «Недоросле» с помощью «говорящих» фамилий показаны два полюса: с Милоном,

Правдиным, Стародумом, Софьей и Скотининым, Простаковыми и Вральманом.








Итак, на примерах этих говорящих фамилий, данных автором действующим лицам, можно сделать вывод, что они, безусловно, помогают понять личность героя как положительного, так и отрицательного.

11

В «Недоросле» с помощью «говорящих» фамилий показаны два полюса: с Милоном, Правдиным, Стародумом, Софьей и Скотининым, Простаковыми

Слайд 12Милон
- «милый он»
- «стоит за правду»
Правдин
Стародум
- верящий в старые

понятия о чести и долге, воспитан в старых манерах.

12

Милон- «милый он»- «стоит за правду» ПравдинСтародум  - верящий в старые понятия о чести и долге,

Слайд 13 Скотинин
- главный интерес это скотный двор
Вральман
- «человек- врун »
13

 Скотинин- главный интерес это скотный дворВральман- «человек- врун »13

Слайд 1616
Видеоопрос

16Видеоопрос

Слайд 17Мои наблюдения и исследования значений фамилий моих одноклассников.
Так как меня заинтересовало

исследование «говорящих» фамилий, то я решила найти и изучить «говорящие» фамилии в своём классе.

Рассмотрев и проанализировав фамилии своих одноклассников, я выделила 7 «говорящих» фамилий:

Копьёв – от слова «копьё», иногда его фразы как копьё бьют очень остро, или реагирует на безобидные слова остро, словно «копьё».


Леденёва – от слова «лёд».В характере присутствует некая холодность, замороженность, отстранённость.


17

Мои наблюдения и исследования значений фамилий моих одноклассников.Так как меня заинтересовало исследование «говорящих» фамилий, то я решила

Слайд 18Нельзя утверждать, что характер полностью обусловлен именем и фамилией, но то,

что они оказывают значительное влияние на развитие характера – несомненный факт.
Тем самым можно сказать, что и в обычной жизни иногда фамилии могут отражать сущность человека. И ,конечно, использование этой особенности в литературе очень важно.

Полетаева – от слова «летать, полетать», умеет набрать высоту во многих делах.

Ремнёв – от слова «ремень». Возможно, чтобы его активизировать, иногда нужен ремень.

Положенцев – от слова «положить» ,в некоторых случаях на него можно положиться.

Виланов – от слова «вилять», виляет в разные стороны от способного ученика до двоечника.

Метелёв – от слова «мести, метель» , иногда он в разговоре «метёт» всё подряд, говорит много лишнего.

18

Нельзя утверждать, что характер полностью обусловлен именем и фамилией, но то, что они оказывают значительное влияние на

Слайд 19 В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я

рассмотрела и проанализировала использование "говорящих" фамилий, постаралась раскрыть их значение и значимость в произведении.
Итак, имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.
Я доказала верность гипотезы, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.
Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Заключение

19

В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела и проанализировала использование

Слайд 20Самооценка
Я завершила проект «Роль «говорящих» фамилий в произведениях
Д.И.Фонвизина „ Недоросль ”

и А.С.Грибоедова „Горе от ума ” и защитила его. Проведённым исследованием я довольна и по его окончанию могу выделить плюсы и минусы своей работы.
Плюсы:
Так как данная тема актуальна , то проект имеет практическую значимость в наше время.
Благодаря исследованию я смогла ответить на проблемные вопросы.
При анкетировании я нашла отклик среди учащихся Харинской школы.
Содержание моей работы легко и понятно в понимании.
Гипотеза, выдвинутая мною ,оказалась подтверждена.
Выводы, по ходу выполнения проекта обоснованы и доказаны анкетированием.

Если говорить о минусах, то можно сказать, что возникли сложности при оформлении диаграмм. Выполнение исследовательского проекта затратило большое количество времени, так как пришлось изучить много нового материала, а также провести анализ своей деятельности.
В ходе исследования я научилась грамотно составлять и преобразовывать модели и диаграммы в электронном варианте при создании продукта исследования, приобрела навыки работы с информацией. При помощи руководителя я научилась кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Лучше всего при исследовании мне давалось работать с информацией. Также оформлять презентации мне не составляло большого труда.

21

СамооценкаЯ завершила проект «Роль «говорящих» фамилий в произведенияхД.И.Фонвизина „ Недоросль ” и А.С.Грибоедова „Горе от ума ”

Слайд 21Литература
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/10/11/govoryashchie-familii-v-russkoy-literature
https://mykonspekts.ru/1-167821.html
https://www.kakprosto.ru/kak-842426-kakie-govoryaschie-familii-izvestny-v-literature
https://ru.wikipedia.org/wiki/Молчалин
http://www.literaturus.ru/2016/06/imena-familii-nedorosl-fonvizin.html
https://pandia.ru/text/77/474/49954.php
https://www.kakprosto.ru/kak-842426-kakie-govoryaschie-familii-izvestny-v-literature


22

Литератураhttps://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/10/11/govoryashchie-familii-v-russkoy-literaturehttps://mykonspekts.ru/1-167821.htmlhttps://www.kakprosto.ru/kak-842426-kakie-govoryaschie-familii-izvestny-v-literaturehttps://ru.wikipedia.org/wiki/Молчалинhttp://www.literaturus.ru/2016/06/imena-familii-nedorosl-fonvizin.htmlhttps://pandia.ru/text/77/474/49954.phphttps://www.kakprosto.ru/kak-842426-kakie-govoryaschie-familii-izvestny-v-literature22

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть