Слайд 1Проект на тему:
«Герои славянской
Мифологии».
Выполнили обучающиеся 5б класса
МОУ Школа с.Белоярск
Руководитель: Евдокимова А.А.
2016г.
Слайд 2Цель: узнать о героях славянской мифологии.
Задачи:
Выбрать героев из русских сказок.
Найти и
изучить материал о них.
Проиллюстрировать найденный материал собственными рисунками.
Продукт проекта: брошюра.
Актуальность: все мы любим читать и слушать сказки, и
у каждого из нас есть свои любимые герои.
Слайд 3 На уроках литературы при изучении
«Устного народного творчества» мы
читали русские народные сказки и
былины. Во время беседы выяснилось,
что у каждого из нас есть свои любимые
герои.
Нам захотелось узнать о них больше.
Слайд 4Первый этап – выбор героев
и деление на группы.
Второй
этап – поиск и обработкой
информации, найденной в интернете
и библиотеке.
Третий этап – иллюстрирование материала.
Слайд 6Мифология – это совокупность мифов какого-нибудь народа.
Миф – древнее народное
сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы и т.п.
В нашем проекте понятие «мифология» понимается
достаточно широко: всё магическое, с чем была
связана жизнь славян.
Баба-Яга (Ягибиха, Ягишна)
Древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было
божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в
подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она
несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно
античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы
считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга
играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней
надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под
обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В
этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных
ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда
большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость
Слайд 8Василиса
Имя нескольких русских княгинь, былинных героинь и народных сказаний.
Есть русские сказки,
в которых попавшего в беду молодца выручает его умная невеста, постоянно называемая Василисой Премудрой и Василисой Прекрасной, причем она оказывается обыкновенно дочерью морского царя, в плену у которого и находится освобождаемый ею царевич. Она очень напоминает былинную Василису Микуличну, и обе они — и Василиса Премудрая, и Василиса Прекрасная похожи на многочисленные сходные типы самоотверженных и мудрых женщин, таких как, например, античная Ариадна.
"Василиса Премудрая хитрей, мудрей своего отца уродилась; он за то осерчал на нее и велел ей три года квакушею быть"
Василиса Премудрая, она же Василиса Прекрасная, в русских сказках - это не кто иной, как богиня жизни Жива, дочь Сварога и Лады в славянской мифологии.
Сказочная птица, персонаж русских сказок. Мифологи
объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца.
Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим
блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная
птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья как
языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам
она достигает павлина.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке,
обычно является целью поиска героя сказки. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.
Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.
Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.
Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.
Слайд 10Кот Баюн
Существо заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших
путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбу и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить», то есть — Баян. В сказах говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одном из сказов о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.
Кощей Бессмертный
Кощей (правильный вариант – Кащей) – культовый персонаж
славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне
далек от изначального. Кощей Чернобогвич был младшим сыном
Чернобога, великого Змея Тьмы. Кощей владел самым глубоким и
мрачным царством Нави – Кощеевым царством, в котором,
вероятно, располагался Лунный Чертог.
Безусловно, из темных божеств Кощей был самым могущественным
Кощей повелевал силами тьмы и овладел этим искусством в
совершенстве, что позволяло ему управлять душами и телами
мертвых . Также некоторые легенды утверждают, что Кощей
способен с легкостью «вытянуть» жизненную силу (или душу) из любого живого существа.
Легенды утверждают, что в отличие от большинства верховных владык Нави Кощей не любил перевоплощения и практически всегда оставался в своем изначальном облике высокого и сутулого, но могучего старца с длинными седыми волосами и осунувшимся лицом (иногда с черепом вместо лица). При крайней необходимости, этот темный колдун мог обращаться в черного ворона.
Кощей виртуозно владел мечом и в искусстве фехтования мало кто мог сравниться с ним. Кроме того, доспехи Кощея были заговорены самой Марой еще в те далекие времена, когда богиня зимы и смерти была его женой. Еще одной отличительной особенностью Кощея является его конь, являющийся, как не трудно догадаться, наполовину живым, а наполовину мертвым созданием, результатом одного из магических экспериментов темного властелина.
Слайд 12Соловей - разбойник
Русский былинный персонаж,
вступающий как противник
богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой –
особым посвистом. В образе Соловья - разбойника
соединены антропоморфные черты и признаки
сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он
выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С
другой стороны, в былинах Соловей изображен как
чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем
гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает
прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста
трясется земля, осыпается листва с деревьев.
Свист Соловья, "Одихмантьева сына", разными исследователями трактуется по-разному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья.
Илья Муромец, или Илья Муровец — один из главных героев
древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный
идеал героя-воина, народного заступника.
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в
котором начал проповедовать и погиб Христос) «не владел» руками и
ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик
перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не
было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не
имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они
повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья
встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье
выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья
ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз,
чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен
идти на службу к князю Владимиру.
Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский. По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Современные ученые при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время по каким-то причинам не действовали, вследствие или врождённого паралича или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног.
Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина.
Теория тождества былинного богатыря с иноком Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.
Второй по значимости богатырь на Руси. Родился в Рязани и был
сыном богатого «гостя» Никиты Романовича, который умер, так и
не дождавшись рождения сына. У своей матушки Амелфы
Тимофеевны он научился пению, игре на гуслях, меткой стрельбе
из лука, шахматам. Еще с юного возраста стал Добрыня проявлять
свою удаль молодецкую - «на добром коне в поле поезживать,
там малых змеенышей потаптывать». Как только подрос, то
поступил на службу к князю киевскому в его свиту. Он
непосредственно выполнял личные поручения Владимира
Красное Солнышко, а позднее стал вести переговоры по желанию княгини, с каликами перехожими. Ездил по поручению князя Владимира собирать дань в Орде. Чтобы совершить свой главный подвиг - уничтожить Змея Горыныча, отправился к месту его обитания на Пучай-реке.
Вместе с богатырем Дунаем Ивановичем он ездил сватать к литовскому королю его старшую дочь за Князя Владимира. Женился на Настасье Никулишне, которая после этого верно ждала его 12 лет. Алеша Попович, обманув ее, предложил выйти за него замуж, а на свадьбе, переодевшись в скомороха, появился Добрыня Никитич. Настасья Никитишна и все присутствующие гости узнали в переодетом Добрыню по кольцу, которое он бросил жене в чашу.
Позже Добрыня Никитич входил в тройку Богатырей вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, которые оберегали землю русскую от кочевников.
Алёша Попович — фольклорный собирательный образ
богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший
входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй
Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия (редко Фёдора).
Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская
область). По местному преданию, он часто бывал на Пирятинских
ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу.
Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его
слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль,
натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях.
Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.
Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.
Добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится.
Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20—30
сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше
домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они
стариками, а умирают младенцами. Покровительствует
домовым бог Велес, от которого духам досталось несколько
способностей, например, возможность предсказывать
будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение
лечить людей и животных.
Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу.
Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее дух не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему.
Домовой редко показывается человеку на глаза, хотя дети и животные могут его видеть, часто он даже играет с ними, зато духа можно довольно часто слышать, обычно это необычный стук или непонятное ворчанье, иногда домовой воет — это предвещает беду в доме.
поставленная
в начале работы достигнута,
задачи выполнены.
Мы выбрали тех героев, которые
нам больше всего нравятся, узнали
о них много интересного
и нарисовали их такими,
какими представляем.