Слайд 1Технология
продуктивного чтения
как способ повышения
качества образования
Слайд 2«Чтение – вот лучшее учение»
А.С.Пушкин
Слайд 3Читаем – и представляем картины, героев.
Читаем – и ставим себя на
место героев.
Читаем – и переживаем.
Читаем - участвуем в действии.
Читаем – задумываемся над содержанием.
Читаем – предполагаем конец истории.
Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим…
Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
Читаем и …
Слайд 4
Что такое полное понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
фактуальной
(о чем в тексте сообщается в явном виде)
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Слайд 5Технология продуктивного чтения
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника
(учим самостоятельно понимать текст)
Слайд 6Структура урока по технологии
продуктивного чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
II
этап. Работа с текстом во время
чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Слайд 7I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Работа в классе начинается с вопросов учителя: Какими были ваши ожидания?
Какие вопросы до чтения у вас возникали?
На что обратили внимание перед чтением и почему?
Слайд 8
Приёмы работы
Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов
в тексте параграфа)
Составление вопросов к теме
Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала
Исторический комментарий
Организация проблемной ситуации и др.
Слайд 9Предполагают
Прогнозируют
До чтения
Слайд 10
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Перечитывание текста.
Беседа
по содержанию в целом.
Слайд 11Первичное чтение текста
Самостоятельное чтение (дома или в классе)
чтение – слушание
чтение
с остановками
Выявление первичного восприятия
(с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.
Слайд 12 Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Просмотровое
Цель: самое общее
представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет
анализ заголовка, подзаголовка
просмотр схем, таблиц, оглавления
Ознакомительное
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)
чтение по абзацам
графические пометки
Изучающее
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
выделение смысловых частей
вычитывание подтекста
Слайд 13Приёмы работы
Чтение текста «с карандашом»
Определение основных понятий
(без
чтения всего текста)
Составление таблиц (выборочное чтение)
Составление плана текста (для пересказа)
Поиск пропущенных слов
Комментированное чтение
Диалог с автором…
Слайд 14
Приём диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой
Видеть
в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)
Прогнозировать Ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
интерпретация текста
Слайд 15Во время чтения
Составление
плана
Диалог с автором
Ключевые
слова
Комментированное
чтение
Словарная
работа
Вопросы
Беседа
Слайд 16
III этап. Работа с текстом после чтения
1) Концептуальная (смысловая) беседа по
тексту.
2) Знакомство с писателем.
3) Работа с заглавием, иллюстрациями.
4) Творческие задания.
корректировка собственной интерпретации
объективным авторским смыслом
Слайд 17
Концептуальная беседа (Почему?)
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок)
произведения с авторской позицией.
Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Беседуем и уточняем позицию автора.
Слайд 18Знакомство с писателем
Рассказ о писателе.
Беседа о личности.
Работа с материалами
учебника, дополнительными источниками.
Слайд 19
Работа с заглавием, иллюстрациями
Обсуждение смысла заглавия.
Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Слайд 20Творческие задания
Опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся:
эмоции
воображение
осмысление содержания, художественной формы.
Слайд 21После чтения
Знакомство
с автором
Вопрос
Беседа
Слайд 23
Познавательные УУД
формируем умения:
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
представлять
информацию в виде схемы;
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
ориентироваться в тексте, учебнике;
находить ответы на вопросы в иллюстрации…
Слайд 24Коммуникативные УУД
формируем умения:
слушать и понимать других;
строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
работать в паре и группе…
Слайд 25Регулятивные УУД
формируем умения:
высказывать своё предположение на основе работы
с текстом, с материалом учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу
(составлять план);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию…
Слайд 26Личностные УУД
формируем умения:
высказывать своё отношение к героям, выражать свои
эмоции;
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…
Слайд 27Достоинства технологии:
применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения;
ориентирована
на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла
Слайд 28
Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке
Прочитайте текст, выделите в
нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.
Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ).
Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту).
Слайд 29
Практическая часть
Техника продуктивного чтения
или
Слайд 30Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам
Слайд 31По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам
пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.
Слайд 32Мизёва А.В.
По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в
каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.
Слайд 33
Отсроченная отгадка
История.
Перед началом изучения нового материала о реформах 60-70-х годов в
России учитель задаёт вопрос:
– Почему эти реформы многие историки называют «революцией сверху»?
Ученики знакомятся с новой информацией из рассказа учителя, из учебника и обосновывают выражение «революция сверху».
Слайд 34Физика.
Учитель демонстрирует фотографии загадочно рухнувших мостов, видеофрагмент не до конца объяснимых
колебаний нового моста в Волгограде (фото в начале статьи).
В чем причина крушений новых мостов? Такой вопрос задаёт учитель в начале изучения темы «РЕЗОНАНС».
Слайд 35Оценка текста
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить
содержание изучаемого параграфа:
Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?
Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?
Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?
Слайд 36Задай вопрос
Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации,
событий, фактов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т. п.
Вопросы, направленные на репродукцию процесса (так называемые «процессуальные знания»): «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.
Вопросы на выяснение причинно-следственных связей: «Почему…?», «В чем причины…?» и т.п.
Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний: «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».