Слайд 1Жизнь и творчество Д.С. Мережковского
Материалы к уроку литературы в 11 классе
подготовила Нагорная С.А., учитель русского языка и литературы МБОУ Поповской СОШ Карасукского района Новосибирской области
Слайд 2Основатель русского символизма
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941гг.) русский писатель, поэт, переводчик, литературный
критик, религиозный мыслитель, основатель русского символизма.
Слайд 3Страницы биографии
Д.С. Мережковский родился в 1865 г. в Петербурге в семье
столоначальника при императорском дворе, действительного статского советника. Дмитрий был младшим сыном в семье. С самого раннего детства он «сроднился» с чувством одиночества, ощущал отчужденность от отца и старших братьев. При этом он горячо любил свою мать.
Впоследствии в автобиографической поэме "Старинные октавы" он воссоздал ее образ.
Уже в возрасте 13 лет Мережковский начал писать стихи.
В 1883 г. он поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого четыре года спустя он окончательно решает посвятить себя исключительно литературному труду.
Слайд 4Страницы биографии
В январе 1889 г Мережковский вступает в брак с З.Н.Гиппиус,
будущей крупной писательницей, ставшей на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и соучастницей духовных и творческих исканий. Союз Мережковского и Гиппиус, пожалуй, наиболее известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века». Как свидетельствует супруга писателя, за полвека они не расставались «ни на один день».
Слайд 5Женитьба на Зинаиде Гиппиус
Дмитрий Мережковский, как отмечали современники, был очень
замкнутым человеком, неохотно впускавшим в свой мир других людей. Тем более знаменательным стал для него 1889 год. Именно тогда Мережковский женился. Избранница его - Зинаида Гиппиус.
Слайд 6Зинаида Гиппиус: 52 года вместе
Слайд 7«Стихотворения»
В 1888 выходит первый сборник Мережковского, названный просто - "Стихотворения".
Поэт здесь выступает учеником Надсона. Однако, как замечает Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский сразу же смог взять самостоятельный тон, начав говорить о радости и о силе, в отличие от других поэтов, считавших себя учениками Надсона, которые "ныли" на свою слабость и безвременье. Обучение в университетах, увлечение философией позитивизма. С 1884 года Дмитрий Сергеевич учился в Петербургском и Московском университетах, на историко-филологических факультетах.
Слайд 8Религиозно-философский подход
Вслед за Вл.Соловьевым и В.Розановым Мережковский заявил о себе как
о пионере религиозно-философского подхода к анализу литературы, вошел в число наиболее активных и читаемых символистских критиков. Он сделал очень много для формирования символистского образа классической традиции. Вершинные достижения Мережковского-критика – к примеру, книга статей о русских и зарубежных писателях «Вечные спутники» (1897), трактаты «Л.Толстой» и «Достоевский» (1901–1902) и «Судьба Гоголя» (1903).
Слайд 9Обоснование символизма
Мережковский в 1892 прочел лекцию, в которой дал первое обоснование
символизма. Поэт утверждал, что импрессионизм, язык символа и "мистическое содержание" могут расширить "художественную впечатлительность" русской словесности. Сборник "Символы" появился незадолго до этого выступления. Он дал имя новому направлению в поэзии.
В 1896 году вышел третий сборник - "Новые стихотворения". У Мережковского с 1899 меняется мировоззрение. Его начинают интересовать вопросы христианства, связанные с соборной церковью.
Слайд 10Создатель «романа мысли»
С середины 1890-х Мережковский начал движение к крупной исторической
прозе. Своеобразной лабораторией будущих исторических романов стали написанные в 1895–1897гг. «новеллы XV века».
Но в литературу Мережковский вошел прежде всего как создатель новаторского типа исторического романа, особой вариации мировоззренческого «романа мысли». В научной литературе такой роман называют обычно историософским (то есть, романом не об истории, а о философии истории).
Слайд 11Трилогия «Христос и антихрист»
Дмитрий Мережковский много работал над исторической прозой. Он
создал, например, трилогию "Христос и антихрист", основная идея которой заключалась в борьбе двух принципов - христианского и языческого, а также в призыве к новому христианству, в котором "небо земное", а "земля небесная".
Слайд 12Выход трилогии
В 1896 появилось произведение "Смерть богов. Юлиан Отступник" - первый
роман трилогии. Вторая часть была издана в 1901 ("Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"). Заключительный роман под названием "Антихрист. Петр и Алексей" появился на свет в 1905 году.
Слайд 13Антология
Четвертый сборник "Собрание стихов" вышел в 1909. Новых стихотворений в нем
было немного, поэтому книга эта являлась, скорее, антологией. Однако определенный подбор произведений, сделанный Мережковским, придал сборнику современность и новизну. В него были включены только произведения, отвечавшие изменившимся взглядам автора. Новый смысл обрели старые стихотворения.
Слайд 14Историческая тема
Мережковские с марта 1906 года по 1908 год жили
в Париже. Мережковский приступил к созданию трилогии "Царство Зверя" по материалам истории России конца 18 - начала 19. Дмитрий Сергеевич после выхода первой части этой трилогии (1908) подвергся судебному преследованию. В 1913 появилась её вторая часть ("Александр I"). Последний роман "14 декабря", опубликован в 1918.
Слайд 15Собрания сочинений
"Больная Россия" - книга, которая появилась в 1910 . В
неё вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908 и 1909 в газете "Речь". Книжное товарищество Вольфа издало в период с 1911 по 1913 гг. 17-томное собрание его сочинений, а Сытин в 1914 году выпустил четырехтомное издание. В России произведения Дмитрия Сергеевича были подвергнуты жесткой цензуре - писатель высказывался против официальной церкви и самодержавия.
Д. В. Философов, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. А. Злобин. Исход из Советской России. Конец 1919 — начало 1920
Слайд 16Непонимание власти большевиков
Мережковские в 1917 еще жили в России. Поэту страна
виделась в канун революции в образе "грядущего хама". Немного позже, прожив в Советской России два года, он утвердился в своем мнении о том, что большевизм - нравственная болезнь, которая является следствием кризиса культуры Европы. Мережковские надеялись на то, что этот режим будет свергнут, однако, узнав о поражении Деникина на юге и Колчака в Сибири, решили уехать из Петрограда.
Слайд 17На чужбине. В эмиграции
В январе 1920 Мережковские перешли на территорию, которая
была оккупирована Польшей, позднее уехали в Париж. В 1927 году они организовали общество "Зеленая лампа«, которое сыграло заметную роль в интеллектуальной жизни эмиграции первой волны, а также объединило лучших представителей зарубежной русской интеллигенции. Когда началась Вторая мировая война, общество прекратило собрания (1939).
Мережковский в 1931 был в числе претендентов на Нобелевскую премию, однако получил ее Бунин.
Слайд 20Д. Мережковский
И в близости ко мне живой души твоей
Так все таинственно,
так все необычайно,-
Что слишком страшною божественною тайной
Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.
В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И все священное объемлет тишина
Пока шумят вверху сверкающие волны,
Безмолвствует морская глубина.
Слайд 21Последнее пристанище
За 10 дней до оккупации Парижа фашистами, в июне
1940, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский переехали в Биарриц, расположенный на юге Франции. 9 декабря 1941 года Дмитрий Сергеевич Мережковский умер в Париже.
Слайд 22Использованные ресурсы
http://salda-tik.ru/uploads/posts/2012-04/1335519907_755ad610193c1.png - книга, перо;
http://img-fotki.yandex.ru/get/4701/natali73123.e5/0_3b7cb_bbdda56b_XL.jpg - книги.
http://smartwebsite.ru/publ/znamenitye_supruzheskie_pary/dmitrij_merezhkovskij_i_zinaida_gippius
http://fb.ru/article/207943/dmitriy-merejkovskiy-biografiya-stihi-tsitatyi