Слайд 1Презентация
Женские образы в романе
М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4Женские образы в романе
М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»
Слайд 6 В романе М. Лермонтова показаны образы его современниц, они очень
разные и по вере, и по социальному статусу, но каждая из них по- своему прекрасна благодаря сердцу, способному к настоящей и верной любви.
Слайд 8Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют
большую роль в раскрытии образа главного героя – Григория Печорина.
Слайд 9 В романе представлено 4 женщины, повлиявших на судьбу молодого человека:
Бэла, Ундина, княжна Мэри, Вера.
Каждая из них прекрасна по-своему и каждая представляет свой мир.
Слайд 10Неординарная личность Печорина раскрывается через призму его взаимоотношений с другими персонажами
романа. Женские образы в романе «Герой нашего времени» объединяет главный виновник описанных событий Григорий Александрович Печорин, ставший в их жизни причиной бед и несчастий.
Слайд 12Женщины, которые привлекают его, - молодые, красивые, яркие, самобытные, сильные, под
стать герою романа. А самое главное, у них есть то, чего нет у самого Печорина и что он так жадно пытается найти - умение любить верно, преданно, самозабвенно.
Слайд 13Героини не находят счастья в любви, но перенесенные страдания раскрывают в
полной мере все качества их души. Они любят, ненавидят, ревнуют, сострадают. Они живут, а не убегают от жизни.
Слайд 14Каждый женский образ , представленный в романе, - это один из
ликов Вечной Женственности, облагораживающей человека и поднимающей его над суетностью бытия.
Слайд 16Бэла – гордая шестнадцатилетняя черкешенка, дитя природы. Она способна на глубокие
и искренние чувства, она преданна до крайности.
Слайд 19Дитя гор. Трогательная, ранимая. Воспитана в строгости. Любила свободу и независимость,
но лишилась всего, когда родной брат Азамат выкрал девушку из родительского гнезда, передав в руки Печорина в обмен за коня.
Слайд 21Девушка сразу же привлекла внимание главного героя, ведь не была похожа
на тех светских дам, которые постоянно окружали главного героя. Он решил добиться сердца Бэлы.
Слайд 23Бэла привлекает сердце героя своей непохожестью на светских женщин его круга.
Она непосредственна, открыта.
Слайд 24Девушка не могла привыкнуть к новому положению. Не принимала подарки от
похитителя, не подпускала к себе. Долго приходится Печорину добиваться ее расположения, похитив из родной семьи. Гордостью и достоинством пропитаны ее действия.
Слайд 25Сердце Бэлы постепенно оттаивало, раскрываясь навстречу любви.
Свои чувства к Печорину она бесхитростно проявляет только после его слов о том, что он собирается уехать на войну, чтобы сложить там голову.
Слайд 27Полюбив Печорина, Бэла всецело предается страсти, она проявляет лучшие свойства своей
натуры: верность, преданность, чуткость.
Слайд 29Только молодая девушка проявила внимание к персоне Печорина и окунулась в
омут нежности и страстей, он предал ее. Оказывается, Печорин был разочарован, ведь он не нашел в черкешенке какую-то особенность.
Слайд 30Она любила и вела себя так же, как и остальные женщины.
Отношения с Бэлой разочаровали героя, и он прекратил их, принеся девушке муки и страдания.
Слайд 31 Чуткое сердце девы гор чувствует охлаждение Печорина, она сама начинает
вянуть и угасать. Но даже страдая от равнодушия, она ни в чем не упрекает героя, ни выпрашивает его внимания, не навязывает ему себя, сохраняет чувство собственного достоинства, гордость.
Слайд 32Даже одарив Григория своей любовью и получив от него в дальнейшем
отчуждение и равнодушие, она говорит: «Я – не раба, я – княжеская дочь!».
Слайд 33Любовь приносит Бэле одни страдания: двое мужчин любят её, один изводит
её своим безразличием, а другой наносит смертельный удар кинжалом.
Слайд 34Только Максим Максимыч понимал девушку и переживал за нее, как за
родную дочь. Он видел, как Бэла страдает. Когда Бэла умирала от ножевого ранения, штабс - капитан понимал, что это лучший выход. Она не смогла бы жить без любви.
Слайд 35Во время похорон на лице Печорина не дрогнул ни один мускул.
Он понимал причастность к смерти Бэлы. Не забери ее из родительского дома, жизнь черкешенки могла сложиться по - другому.
Слайд 36Перед смертью все мысли девушки обращены к любимому - она переживает
, что разная вера не даст им встретиться на небесах, что другая женщина будет рядом с ним в раю. Целует его так, как будто в поцелуе старается передать ему свою душу. Ни жалоб, ни обвинений, ни упреков.
Слайд 37Загубленная Печориным юная душа не сумела противостоять его чарам.
Сильная, гордая, страстная,
нежная, трепетная - воплощенная женственность!
Слайд 38Описания внешности в повести мы не находим. Автор отмечает только ее
глаза – способные заглянуть в самую душу.
Слайд 39Образ Бэлы призван подчеркнуть равнодушие Печорина и неумение жить. Даже такая
искренняя любовь не способна вызвать в нем ответное чувство.
Слайд 40 Бэла - самый трагический женский образ в романе "Герой нашего
времени".
Она любила и вела
себя так же, как и
остальные женщины.
Отношения с Бэлой
разочаровали героя,
и он прекратил их,
принеся девушке муки и страдания.
Слайд 44Ундина - так назвал её герой за внешнее сходство с русалкой.
Её обворожительная внешность и необычное поведение сразу привлекают внимание Печорина и сулят ему интересное приключение.
Слайд 45Ундина, девушка - контрабандистка, живущая в свободном и романтическом мире риска
и опасности, в том мире, о котором Печорин всегда мечтал.
Слайд 47Внешность ее действительно напоминает русалку – длинные светлые, развивающиеся на ветру
волосы, тонкая талия и глубокие глаза, — все это невероятно притягивает Печорина. Она весела, поет народные напевы, говорит загадками.
Слайд 49Гибкая, стройная, длинноволосая, с магнетической силой в глазах, девушка обворожила героя
и завлекла его в ловушку, едва не утопив в море, при этом проявив недюжинную ловкость и силу. Что же толкает её на преступление?
Слайд 51Страх, что офицер донесет коменданту о том, что увидел ночью, заставляет
её действовать смело и решительно. Хитрости и изобретательности ей тоже не занимать: она знает, как заинтересовать мужчину, сыграв на мужском тщеславии.
Слайд 52Встретились два противника, достойные друг друга по силе духа. И если
Печорин тешит своё любопытство и ищет развлечений, борясь со скукой, то девушка защищает свою любовь, своё счастье, свою привычную жизнь.
Слайд 54В душе ундины уживаются жестокость, меркантильность и любовь к Янко. Девушка
тоскует по нему, нетерпеливо ждет, с тревогой вглядываясь в бушующую даль моря. Она сама похожа на море, такая же дикая и непокорная.
Слайд 56Печорин, попытавшись ворваться в мир вольности ундины, разрушает его.
Слайд 59 Мери Лиговская девушка из высшего общества. Молода. Красива. Ее семья
считается одной из лучших в столице. Хорошо образована. Воспитана. Богата.
Слайд 61Независимая и гордая. Смелая. Иначе как назвать ее поступок, когда она
решила первой признаться в любви Печорину. В те времена это было непозволительно.
Слайд 63Вокруг неё всегда толпа поклонников, но сердце Мэри свободно, пока на
её жизненном пути не появляется Печорин, для которого юная неопытная девушка становится игрушкой от скуки. Печорину ничего не стоит влюбить в себя княжну.
Слайд 64Григорий разглядел в девушке черты, импонировавшие ему. Могла по - детски
обидеться, надув губки.
Слайд 66Печорин начинает ухаживать за ней, чтобы создать алиби для встреч с
другой женщиной – Верой.
Слайд 67Умела быть благодарной. Это было заметно, когда Печорин избавил ее от
общества надоедливого кавалера, выпившего и пристающего к ней. Он стал спасителем, принцем, которого она ждала. Ради него готова была бросить все, рвануть на край света, если бы позвал.
Слайд 69 Выслушав рассказы молодого человека о его нелегкой жизни, Мэри начинает
жалеть его, а впоследствии влюбляется. Эта любовь доводит ее до страданий и унижения.
Слайд 71Любовь преображает девушку, пробуждая лучшие качества её сердца, с неё слетает
светский лоск, перед нами открывается живая душа, способная на сильные чувства.
Слайд 73Она искренне благодарна герою за помощь на балу, она со слезами
на глазах слушает слова о его печальной участи быть непонятым и одиноким в толпе.
Слайд 75Мери сама признается в любви к Печорину, пренебрегая условностями света. При
последней встрече вид в страдающей девушки вызывает жалость героя. Чтобы положить конец её надеждам, он признается в том, что для него все было игрой.
Слайд 78Мэри - предмет соперничества между Печориным и Грушницким. Оба мужчины имели
свою корысть в общении с княжной. И княжна, не вслушиваясь в советы знатной родни, отвечает мужчинам взаимностью.
Слайд 79История с княжной Мэри отражает жажду Печорина владеть чьей-то душой, и,
насладившись ею всласть, бросить где - нибудь на дороге.
Слайд 81Мери Печорину не нужна. Да, она была милой, нравилась ему, но
узы брака не для него.
Слайд 83Когда Григорий признается, что ему не нужна любовь, для Мери это
стало ударом, но она его выдержала гордо и достойно.
Слайд 85Её гордости нанесен сокрушительный удар, и всю силу своего неразделенного чувства
она превращает в ненависть. Сможет ли Мери ещё раз полюбить с такой же силой? Не очерствеет ли её душа? Не станет ли холодным и безразличным её сердце?
Слайд 89Предыстория отношений Печорина и Веры мало известна, но мы понимаем, что
её любовь к герою прошла испытание разлукой и временем.
Слайд 91Вера - светская дама. Вера – самый поверхностно выстроенный образ
в романе. Печорин и Вера любили друг друга уже давно. При этом Вера замужем и понимает, что они с Григорием вместе быть никогда не смогут.