Презентация, доклад Замысел и жанровое своеобразие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

«ИСПОВЕДЬ РАСКОЛЬНИКОВА» «Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь — роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На деле я со­вершенно решил писать его немедля... Это будет,

Слайд 1ИСТОРИЯ ЗАМЫСЛА И СОЗДАНИЯ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

ИСТОРИЯ  ЗАМЫСЛА И СОЗДАНИЯ РОМАНА  Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Слайд 2«ИСПОВЕДЬ РАСКОЛЬНИКОВА»
«Не помнишь ли, я тебе говорил про одну

исповедь — роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На деле я со­вершенно решил писать его немедля... Это будет, во-первых, эффектно, страстно, а во-вторых, все мое сердце с кровью положится в этот роман; я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения» (октябрь1859 года письмо брату из Твери).

«ИСПОВЕДЬ РАСКОЛЬНИКОВА»  «Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь — роман, который я хотел

Слайд 3ДУХОВНЫЙ ОПЫТ КАТОРГИ
Достоевский впервые столкнулся там с «сильными личностями», поставившими себя

вне морального закона. Об одном из них — Орлове — Достоевский писал в «Записках из Мертвого дома»:
«Видно было, что этот человек мог повелевать собою безгранично, презирал всякие муки и наказания и не боялся ничего на свете. В нем вы видели одну бесконечную энергию, жажду мщения, жажду достичь предположенной цели. Между прочим, я поражен был его странным высокомерием».

ДУХОВНЫЙ ОПЫТ КАТОРГИДостоевский впервые столкнулся там с «сильными личностями», поставившими себя вне морального закона. Об одном из

Слайд 4ПЕРИОД С 1859ГОДА ПО 1865 ГОД

«Униженные и оскорблённые»
«Записки из мёртвого дома»
«Записки

из подполья»




Главные темы

социальная несправедливость

бунт

герой-идеолог

герой-индивидуалист

«Преступление и наказание»

ПЕРИОД С 1859ГОДА ПО 1865 ГОД«Униженные и оскорблённые»«Записки из мёртвого дома»«Записки из подполья»Главные темысоциальная несправедливостьбунтгерой-идеологгерой-индивидуалист«Преступление и наказание»

Слайд 5ИСТОКИ КОЛЛИЗИЙ РОМАНА
«Записках из подполья» (1864) - показана трагедия мыслящего героя-индивидуалиста,

его горделивое упоение своей идеей и поражение перед лицом «живой жизни».
«Пьяненькие»- хотел связать «с теперешним вопросом о пьянстве», где разбирается не только вопрос, но представляются и «все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитания детей в этой обстановке...» ( линия Мармеладовых).
В сентябре 1865 года Достоевский пишет из Германии М. Н. Каткову, редактору журнала «Русский вестник», о повести, над которой работает, и излагает ее основную мысль и содержание: «Это - психологический отчет одного преступления.
ИСТОКИ КОЛЛИЗИЙ РОМАНА«Записках из подполья» (1864) - показана трагедия мыслящего героя-индивидуалиста, его горделивое упоение своей идеей и

Слайд 6СВЕРХЗАДАЧА РОМАНА

«Перерыть все вопросы в этом романе»

герой-мыслитель

авторское видение проблем

СВЕРХЗАДАЧА РОМАНА«Перерыть все вопросы в этом романе»герой-мыслительавторское видение проблем

Слайд 7 О ЖАНРОВОЙ ПРИРОДЕ РОМАНА
Чем романы Ф.М. Достоевского, начиная с «Преступления и

наказания», принципиально отличаются от других романов русских и зарубежных писателей?
Какое место в истории и в жизни людей, по Достоевскому, занимает идея?
Почему М. М. Бахтин назвал роман
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «полифоническим»?

О ЖАНРОВОЙ ПРИРОДЕ РОМАНА Чем романы Ф.М. Достоевского, начиная с «Преступления и наказания», принципиально отличаются от

Слайд 8О РОМАНЕ
В. Кожинов:«роман неразрешимых ситуаций и роковых, чреватых трагическими последствиями решений».
М.

М. Бахтин: идея становится у Достоевского предметом художественного изображения, а сам писатель — «великим художником идеи».
В «Дневнике писателя» читаем: «Идеи летают в воздухе, но непременно по законам; идеи живут и распространяются по законам, слишком трудно для нас уловимым; идеи заразительны».



О РОМАНЕВ. Кожинов:«роман неразрешимых ситуаций и роковых, чреватых трагическими последствиями решений».М. М. Бахтин: идея становится у Достоевского

Слайд 9«РОМАН ОБ ИДЕЕ»

художественные и религиозно-философские исследования идей

типы
законы существования
законы распространения



герой-идеолог
персонификация идеи,

создание ее полнокровного и глубокого «живого образа»


«РОМАН ОБ ИДЕЕ»художественные и  религиозно-философские исследования идейтипызаконы существованиязаконы распространениягерой-идеологперсонификация идеи, создание ее полнокровного и глубокого «живого

Слайд 10ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН
М. М. Бахтин: Достоевский создал особый тип художественного мышления —

полифонический (поли - много, фон - голос).

особенности полифонического романа

множество голосов и сознаний

абсолютная самостоятельность героя

основополагающая, формообразующая позиция автора

герой

идея

В своих произведениях писатель исследует болезнетворные и разрушительные процессы деформации, которые происходят в сознании и душе человека, одержимого ложной идеей.

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАНМ. М. Бахтин: Достоевский создал особый тип художественного мышления — полифонический (поли - много, фон -

Слайд 11ДОСТОЕВСКИЙ ОБ ОПАСНОСТЯХ В РУССКОМ СОЗНАНИИ
«тяготеет к полярности, одержимости, фанатизму, «самоотрицанию»

и «разрушению»;
«к забвению всякой мерки во всем», к «потребности хватить через край, потребности в замирающем ощущении, дойдя до пропасти, свеситься в нее наполовину, заглянуть в самую бездну и — в частных случаях, но весьма нередких — броситься в нее как ошалелому — вниз головой» (из «Дневника» Ф.М. Достоевского)
ДОСТОЕВСКИЙ ОБ ОПАСНОСТЯХ В РУССКОМ СОЗНАНИИ«тяготеет к полярности, одержимости, фанатизму, «самоотрицанию» и «разрушению»; «к забвению всякой мерки

Слайд 12М.М. БАХТИН ОБ ИДЕЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Достоевский-художник не создавал своих идей так,

как создают их философы или ученые, — он создавал живые образы идей, найденных или угаданных им в самой действительности, т. е. идей уже живущих или входящих в жизнь как идеи-силы.
Как художник Достоевский в образе той или иной идеи раскрывал не только ее исторически-действительные черты, но и ее возможности. Отсюда — профетизм, пророческая сила романов и образов Достоевского, сумевшего предугадать развитие той или иной известной идеи, а также предсказать появление новых, которые еще только угадывались. «Вся действительность, — утверждал Достоевский, — не исчерпывается насущным, ибо огромною своею частию заключается в ней в виде еще подспудного, невысказанного будущего Слова». И таким Словом становится именно Идея.

М.М. БАХТИН ОБ ИДЕЯХ  Ф.М. ДОСТОЕВСКОГОДостоевский-художник не создавал своих идей так, как создают их философы или

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть