Слайд 1Адресованная ирония
(Языковые механизмы комического в эпиграммах)
Слайд 2Среди многоликой системы сатирических жанров особое место занимают эпиграммы, представляющие в
Древней Греции короткие стихи, написанные на предметах культа (алтарях, храмах, статуях и т.д.).
Разновидностью и предшественницей эпиграммы была эпитафия (надгробная надпись).
Греческая эпиграмма отличалась преимущественно философским, лирическим характером, ей была присуща созерцательность.
Среди выдающихся авторов эпиграмм великой эпохи встречаем имена Платона, Софокла, Сафо, Анакреонта, Симонида Кеосского и д.р. Так же следует отметить сатирические истоки древнегреческой эпиграммы.
Более того, именно в творчестве греческих поэтов начала новой эры – Лукиллия (I в.н.э.). Никарха (I в.н.э.), Паллады (IV- нач. V в.н.э.) – были созданны основы эпиграмматического общения, оценки, которые сформировали эпиграмма как сатирический жанр.
Слайд 3 Основным принципом комического в древнегреческой эпиграмме было создание абсурдной,
нелепой, парадоксальной ситуации:
На певца
Целую ночь распевая с кифарой, убил всех соседей
Пеньем Симил-кифарист. Жив лишь один Ориген:
Он от рождения глух. Так природа, лишив его слуха,
В вознагражденье дала более долгую жизнь (Лукиллий).
Героями греческих эпиграмм становились и женщины, основным
недостатком которых, поддающимся осмеянию, являлась излишняя
расточительность, призванная способствовать прекрасному внешнему
виду:
Мёд покупаешь ты с воском, румяна, и косы, и зубы.
Стало б дешевле тебе сразу купить всё лицо (Лукиллий).
Слайд 4Если определить основное содержание эпиграммы, то фактически это и есть отрицательная
оценка, характеристика, нарушающая социально значимую норму.
Наиболее универсальной оказалась дихотомия «истинный – ложный», которая доминирует при изображении государственных деятелей.
На А.А.Аракчеева
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И Совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто же он? Преданный без лести,
Б…… Грошевой солдат.
(А.С.Пушкин)
Валуев
Мысли – тени ни малейшей,
Но как важен, светел он!
Это пошлости полнейшей
Министерский Аполлон.
(Ап.Майков)
Слайд 5Оппозиция «талант – бездарность» является доминирующим критериемсоздания сатирического портрета поэтов:
На Головина
Он
доказал при возвышенье быстром,
При дружбе со значительным лицом,
Что можно быть бездарнейшим министром,
И даровитым подлецом.
(Н.Ф.Щербина)
В маленьких эпиграммах – остротах оценка содержится в приложении, скрытом сравнении:
Да, да, в стихах моих знакомых
Собранье мыслей – насекомых.
(А.А.Бестужев – Марлинский)
Слайд 6Эпиграмма может иметь повествовательный характер и включать несколько предикативных и контекстуальных
оценок:
На Д.И.Хвостова
Поэт Писцов в стихах тяжеловат,
Но я люблю незлобного собрата:
Ей – ей, не он пред миром виноват,
А перед ним природа виновата.
(Е.А.Баратынский)
В сатирических портретах поэтов значительное место занимает изображение характерных «творческих» пороков, в частности зависти, которая может выступать и в дихотомические отношения, будучи противопоставленной каким – либо нравственным критериям, или же занимать достойное место на одной плоскости с понятием «талант»:
На Н.Ф.Щербину
Щербина слёг опять. – Неужто?
- Еле дышит.
Бедняжка! – Да, и это всякий раз
Как кто – нибудь, друзья из вас
Стихи хорошие напишет.
(Ап.Майков)
Слайд 7Своеобразно модифицируется тема «жизнь – смерть» в эпиграммах различной тематики. В
прямом значении оппозиция представлена при изображении непрофессионализма врачей:
Мне лекарь говорил: «Нет, ни один больной
Не скажет мне, что недоволен мной!»
«Конечно, - думал я, - никто такого не скажет:
Смерть всякому язык привяжет».
(И.И.Дмитриев)
Слайд 8Сатирическую направленность в русской литературе получают и эпитафии. Посмертный обличительный портрет
в виде эпитафии представляет образ в ретроспекции, с точки зрения того, какой след оставил герой эпиграммы. В эпитафиях оценивается ничтожность безликость жизни:
Смерть возвеличила его:
Он прахом стал из ничего.
(М.Боруля)
На смерть стихотворца
Покойник Клит в раю не будет:
Творил он тяжкие грехи.
Пусть бог дела его забудет,
Как свет забыл его стихи.
(А.С.Пушкин)
Слайд 9Приёмы комического и языковые средства его создания в эпиграммах зависит разновидностей
жанра. Эпиграмматические сказки (имеющие мини сюжет) строятся на обыгрывании абсурдной ситуации, где срабатывается эффект обманутого ожидания:
В.П.Бурену
По улице бежит собака,
За ней Буренин, тих и мил.
Городовой, смотри, однако,
Чтоб он её не укусил.
(Д.Д.Минаев)
Слайд 10Эпиграмматические остроты не ограничиваются лишь «игрой слов», которая, в свою очередь,
далеко не однозначна, предполагает тонкую трансформацию смысла:
На Неведомского
Неведомский – поэт, не ведомый никем,
Печатает стихи неведомо зачем.
(П.И.Колошин)
К числу семантических средств комического относятся так же паронимическая абстракция:
Набрался ума – разума
И скончался от маразма.
(Ю.Олеша)
Слайд 11Более глубокий смысл возникает в результате финальной трансформации фразеологизма в сюжетной
эпиграмма – «эпосе» А.С.Пушкина:
История стихотворца
Внимает он привычным ухом
Свист.
Марает он единым духом
Лист.
Потом всему терзает свету
Слух.
Потом печатает – и в Лету
Бух.
Слайд 12Зачастую запутанная на первый взгляд последовательность семантико – синтаксических отношений -
параллелизм местоимённо – соотносительных предложений – просто и неожиданно прочитывается как заключающая в себе многоплановый философский смысл:
Кто любил – тот не забыл;
Кто забыл – тот не любил;
Кто любил, а всё ж забыл,
Тот забыл то, как любил.
(Гнут(Николай Логинович Ломан))
Слайд 13Таким образом, основным критерием остроумия является разрушение стереотипов, нетривиальность представления определённых
явлений, фактов, понятий, лиц и т.д. адресованная ирония отражается в коротких сатирических произведениях, называемых эпиграммами, в которых критикуются, высмеиваются различные социальные пороки, профессиональные и другие человеческие недостатки.
Комический эффект, создаваемый в эпиграммах, может быть различным, не всегда предполагая непосредственный смех, поскольку элемент комизма в сатирических миниатюрах не самоцель, а форма мышления.