Слайд 1Тема урока
1. Сведения из биографии В.В.Маяковский.
2. Тема поэта и поэзии.
3.
Образ поэта-гражданина.
Слайд 2Владимир Владимирович Маяковский 1893-1930
«Я – поэт. Этим и интересен. Об
этом и пишу»
Слайд 3Владимир Маяковский
родился в селе Багдади в
Грузии (Российская империя) в
семье Владимира Константи-
новича Маяковского,
служившего лесничим
третьего разряда в
Эриванской губернии. Мать
поэта, Александра Алексеевна
Павленко, из рода кубанских
казаков, родилась на Кубани.
Также у него было две сестры:
Людмила и Ольга и брат
Константин, который умер в
трёхлетнем возрасте от
скарлатины.
Володя Маяковский
с сестрой Олей. 1896 г.
Слайд 4Владимир Константинович
Маяковский
Александра Алексеевна
Павленко
Родители Маяковского
Слайд 5В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в
Кутаиси. В
июле 1906 года от заражения крови умер его отец. После похорон отца Маяковский вместе с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии (ныне московская школа № 91). В марте 1908 года был исключён из V класса за неуплату за обучение.
Слайд 6Первое опубликованное стихотворение называлось
«Ночь», оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному
вкусу». А в 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом
в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916).
Слайд 7В 1922—1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу — Латвия, Франция,
Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи и очерк «Моё открытие Америки». В 1925—1928 годах он много ездил по Советскому Союзу, выступал в самых разных аудиториях. В эти годы поэт опубликовал такие произведения, как «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева…» (1928) и др.
Слайд 8В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях,
написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. В 1929 году он пытался провести выставку,
посвящённую 20-летию творчества, но ему всячески
мешали. Личная жизнь поэта тоже обострилась.
Слайд 9Именно эти причины могли привести к тому, что 14 апреля 1930
года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой выстрелом в сердце из револьвера. Это произошло в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12. С 15 по 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек. 17 апреля состоялся траурный митинг и похороны.
Слайд 10Лирика
9-е января
А все-таки
А вы могли бы?
Американские русские
Бродвей
Бюрократиада
Вам!
Верлен и
Сезан
Взяточники
Внимательное отношение к взяточникам
Военно-морская любовь
Вот так я сделался собакой
Вывескам
Вывод (Не смоют любовь...)
Гейнеобразное
Гимн взятке
Гимн здоровью
Дешевая распродажа
Канцелярские привычки
Кем быть?
Ко всему
Кофта фата
Левый марш
Лиличка!
Любит? не любит? Я руки ломаю...
Люблю
Любовь
Мразь
Надоело
Нате!
Необычайное приключение...
Нет. Это неправда...
Ничего не понимают
Ночь
О дряни
Облако в штанах
От усталости
Отношение к барышне
Парижанка
Письмо Татьяне Яковлевой
Письмо товарищу Кострову...
Подлиза
Послушайте!
Слайд 11ОТ УСТАЛОСТИ
Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову
лохмотьями губ моих в пятнах чужих
позолот.
Дымом волос над пожарами глаз из олова
дай обовью я впалые груди болот.
Ты! Нас - двое,
ораненных, загнанных ланями,
вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,
мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.
СЕСТРА МОЯ!
В богадельнях идущих веков,
может быть, мать мне сыщется;
бросил я ей окровавлнный песнями рог.
Квакая, скачет по полю
канава, зеленая сыщица,
нас заневолить
веревками грязных дорог.
Слайд 122. Тема поэта и поэзии.
XX век - это век колоссальных
общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы "боль времен своею собственной болью". Таким поэтом своего времени был Маяковский, с его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень много. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства. В поэме "Человек" он пишет: "И только боль моя острей, стою огнем объят, на несгораемом костре немыслимой любви".
Слайд 13В юности Маяковский был связан с футуристами /от немецкого слова "футурум"
- будущее/, но он пошел дальше своих собратьев по перу, он сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на голову выше всех. После революции имя Горького стало символом буревестника революции. Блок воспринимался "как трагический поэт эпохи", услышавший музыку революции, Маяковский вошел в нашу культуру поэтическим знаменосцем Октября, первый верил в светлое будущее страны.
Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству, а Маяковский верил, что его поэзия будет нужна народу, если многие не понимают поэта, считая его временным глашатаем революции, сам Маяковский утверждал обратное. "Мой стих громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима," - писал поэт в поэме "Во весь голос". И я думаю, он четко предопределял значение своей поэзии для русского народа. Вопрос о роли и месте искусства издавна волновал Маяковского
Слайд 14
. В стихотворении "Разговор с фининспектором о поэзии" /1926/ он продолжает
традиции разговора о литературе, о ее месте в жизни общества, о ее гражданственности. Маяковский пишет: "Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. Спасибо, не тревожьтесь, я постою. У меня к вам дело деликатного свойства: о месте поэта в рабочем строю". Маяковский был сложной, противоречивой натурой, но он был настолько глубок в своих сомнениях и прозрениях, что рядом в ту пору по силе идеи, выраженной в его стихах, сопоставить было некого.
Слайд 15
Поэма "Во весь голос" как бы подвела итог, обобщивший творческий опыт
поэта и его размышления о поэзии. В то время шла острая борьба различных литературных группировок. Поэты "чистого искусства" утверждали, что поэзия не должна отражать грубую действительность, Маяковского они назвали "мелкобуржуазным попутчиком". В поэме показаны отзвуки идейных и эстетических столкновений тех лет. Маяковский говорит о том, что поэзия прежде всего должна служить насущным проблемам дня. Он пишет, что мог бы строчить нежные романсы, но он приравнивает свое перо к орудию, потому что сейчас это необходимо, нужно бороться с разной дрянью, поэтому он "себя смирял, становясь на горло собственной песне". Маяковский - это удивительный поэт, который очень тонко чувствовал время. Бухарин писал, что "надоело ему читать "агитки" Маяковского", ведущим поэтом эпохи он провозгласил Пастернака. Но это абсурд сравнивать таких разных, таких великих и гениальных поэтов. Это все равно, что заявить: "Толстой в литературе есть, а Чехова нет". Каждый поэт нес свое миропонимание, свое искусство, непохожее на других.
Слайд 16Страшный трагизм положения Маяковского в мире непонимания приводит его к самоубийству.
Возможно, это была минутная слабость, возможно, травля поэта, но 14 апреля 1920 года Маяковского не стало. Не завершены были творческие замыслы, не осуществились планы поездок и встреч с читателями, но остались стихи Маяковского, осталось завоеванное право быть первым в рабочем строю. Злопыхатели даже рифму поэта, его манеру выделять на строке каждое слово превращали в меркантильность. Маяковский гневно отвечает врагам: "Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом, и кроме чисто вымытой сорочки, скажу по совести - мне ничего не надо". Да, Маяковский был партийный поэт, он и не отрицал этого. Он искренне верил в светлое коммунистическое будущее. Последние строки, которые он написал в поэме "Во весь голос", четко дают представление об его идейной направленности: Явившись в ЦКК - идущих светлых лет, Над бандой поэтических рвачей и выжиг, Я подниму, как большевисткий партбилет, Все сто томов моих партийных книжек.
Поэт ценил верность высокому долгу прежде всего, даже если бы его "собратья по перу" распяли.
Слайд 173. Образ поэта - гражданина
Владимир Маяковский для нас прежде всего —
поэт-политик. Он всегда спорил с теми, кто считал, что основной предмет поэзии — лирические темы. Сближая поэзию с политикой, Маяковский поставил искусство на службу революции. Владимир Владимирович выступает перед нами еще и как поэт-новатор.
Слайд 18Художественное новаторство поэта было рождено революцией, которая определила характер и содержание
его лирики. В своем творчестве он использовал средства и приемы художественной условности, много сделал в области стихосложения.
Большинство его стихов написано тонической системой и построено в виде “лесенки”. Таким образом он выделяет главные слова, чтобы точнее донести их смысл до читателя. Большое место в своем творчестве Маяковский уделяет образу поэта. Он определил назначение поэта в современной поэзии и посвятил много стихотворений своему любимому труду. По его мнению, поэт должен “быть активным бойцом, активным работником”. Он был также сторонником борьбы за чистоту поэзии, ратовал за активную и кропотливую работу над стихами.
Слайд 19В то нелегкое время, когда жил и творил Маяковский, поэты и
писатели должны были платить большие налоги. В стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии” Владимир Владимирович доказывает фининспектору, что это несправедливо. Он говорит, что труд поэта нисколько не легче труда рабочего на заводе.
Поэт сравнивает написание стихов с тяжелой добычей радия: Поэзия — вся! — езда в незнаемое. Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Маяковский не считает поэта каким-то особенным человеком. “Поэт, — говорит он, — такой же рабочий человек”. Сам Владимир Владимирович не только пишет стихи. Он готов выполнять для дела революции любую работу.
Слайд 20Важной особенностью поэзии Маяковского было то, что круг жизненных явлений в
его произведениях был ничем не ограничен. Поэт считал, что обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, что волнует и мучит, ведь любая тема — это познание чего-то нового, каждое стихотворение — первооткрытие, а поэзия в целом — “езда в незнаемое”. Итоговым, обобщающим все творчество Маяковского является вступление к поэме “Во весь голос”. В этом произведении автор обращается к грядущим поколениям, обещая рассказать “о времени и о себе”: Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный. Автор в этом стихотворении называет себя ассенизатором, очищающим город от нечистот, поэт борется с “грязью” жизни.
Слайд 21Маяковский называет себя водовозом потому, что его стихи, как и вода,
необходимы людям. Владимир Владимирович с полным сознанием своего значения утверждает, что его стихи будут известны потомкам: Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима.
Поэзия Маяковского — страстный и смелый разговор “агитатора, горлана-главаря”. Для того чтобы так писать, как писал он, требуется недюжинный талант и мужество. Сам он считал, что поэт должен быть не похожим ни на кого. Его поэзия, глубокая и проникновенная, поражает своей оригинальностью и яркостью. Поэтому интерес к творчеству такой незаурядной личности, как Маяковский, не может быть преходящим, как и ко всему гениальному.