Слайд 1Урок литературного чтения в 7 классе
МБОУ СОШ №4
г. Новошахтинск
2016
год
Слайд 3Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец кадровый офицер Красной
Армии. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером- испытателем боевых машин.
Слайд 4В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью.
Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. В 1993 году подписал «Письмо 42-х». В 2006г. участвовал в выпуске книги «Автограф века». Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой отечественной войны.
Слайд 5«А зори здесь тихие…»
В повести "А зори здесь
тихие..." трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу. Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек- зенитчиц.
Слайд 6 К старшине, недовольному поведением солдат присылают девушек-добровольцев,
многие из которых только закончили школу. Вскоре приходит донесение, что через близлежащие болота идёт диверсионная немецкая группа. И эту группу надо остановить любой ценой.
Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле - но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг. Борис Васильев задаётся вопросом: «Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать?»
Слайд 7Мы узнаём, что у каждой из них был свой, особый счёт
к врагу. Так, Рита Осянина занимает в строю защитников Отечества место своего мужа- пограничника, погибшего в первый же день войны…
Слайд 8У студентки Сони Гурвич на момент начала войны в Минске осталась
вся семья. Родные оказались в еврейском гетто. И Соня, уходит на фронт, чтобы внести свой вклад в победу и приблизить окончание войны, а значит, и освобождение своих.
Слайд 9 У Лизы Бричкиной была мечта: она очень хотела учиться, но война
смешала все планы, и Лиза отправляется на фронт, чтобы вернуть мечту.
Слайд 10На глазах у дочери красного командира Жени Комельковой расстреляли маму, младшего
брата и сестру. Её саму спрятала соседка. И Женя отправляется добровольцем,
чтобы мстить.
Слайд 11Галя Четвертак была подкидышем, «и даже фамилию ей в детском доме
дали Четвертак потому, что меньше всех ростом вышла…» Галя прилежно занималась, «возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении».
Слайд 12 Девушки не имеют военного опыта, но вступают
в бой. Ценой своей жизни они сумели остановить фашистов, в живых остаётся один старшина, который смог взять в плен несколько вражеских солдат. Он получает серьёзные ранения, демобилизовывается и усыновляет сына погибшей Риты Осяниной.
Слайд 13Старшина Васков «…словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно
именно он, Федот Евграфович Васков, был её последним сыном и защитником».
Слайд 14 «Был он с нами всегда суров, очень
мы его невзлюбили. Шла война. И старшина готовил из нас солдат. Поэтому и воспитывал жестокость. И когда потом ко мне приходило молодое поколение, я невольно подражал старшине. Понял: командир должен нести ответственность за судьбы людей. И потому необходимы и порядок, и дисциплина, а неопытному взгляду видится за ними суровость». (Б. Васильев)
Слайд 15 «Слезы текли по грязному, небритому лицу, он трясся
в ознобе, и смеялся сквозь эти слезы, и кричал: — Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!..»
Слайд 16 «Женщина для меня — это воплощённая гармония жизни.
А война всегда дисгармония. И женщина на войне — это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами». Борис Васильев.
Слайд 17Автор:
Чекина М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.
Новошахтинск, Ростовская обл.